Новости

Реанимировать нельзя, но можно заново родить

Москва и Вашингтон готовы к шагам по реанимации двусторонних отношений. Именно такое впечатление может создаться из заявлений дипломатов двух стран. Так, замглавы российского МИД Сергей Рябков заявил, что РФ готовится к проведению соответствующих консультаций с американцами, и обозначил важность самого факта переговоров. «Иного способа найти точки соприкосновения, чтобы хоть как-то сдвинуть накопленный ворох проблем с мёртвой точки, не просматривается», — заявил он. Налаживанием отношений будет заниматься и свеженазначенная посол США в России Линн Трейси.

«Посол Трейси уделяет особое внимание поддержанию диалога между столицами наших стран в период беспрецедентной напряжённости, защите интересов задержанных в РФ граждан США и поддержке связей между американским и российским народами», — говорится в официальном заявлении посольства США.

Казалось бы, затея бессмысленная. Нельзя реанимировать труп, а российско-американские отношения сейчас являются именно трупом.

Дело в том, что починка предполагает исправление повреждений каркаса (в данном случае — базовых принципов взаимодействия), а на сегодняшний день каркас российско-американских отношений полностью уничтожен. Так, Соединённые Штаты хотели их выстраивать и ремонтировать на основе того каркаса, который существовал в 1990-е годы. Каркаса, где России отводилась роль державы второсортной, не имеющей права на свою сферу влияния. Державы, которая должна лишь поставлять ресурсы коллективному Западу, следовать западным ценностям и не вякать о суверенитете. Кремль это абсолютно не устраивает, ведь сейчас на дворе не 1990-е, а в Кремле не те политики, которые управляли Россией в те годы.

В свою очередь, Москва желает вернуться к формату холодной войны, где российско-американские отношения были отношениями двух равных ядерных держав. Где США признавали за Российской Федерацией её сферу влияния. Да, Москва не претендует на ту сферу влияния, которая была у Советского Союза, но не собирается отказываться от постсоветского пространства и своих интересов в этом регионе. Собственно, представленный Москвой формат был изложен на бумаге Владимиром Путиным в его предложениях по гарантиям безопасности, направленных Штатам в декабре 2021 года. Однако Соединённые Штаты принципиально отказывались и отказываются от российских инициатив — прежде всего потому, что не хотят признавать сам факт равенства с Россией. И не только потому, что придерживаются невысокого мнения о российских возможностях. В Вашингтоне считают, что если они согласятся на требования Москвы, то с аналогичными претензиями к ним придут китайцы, иранцы и другие региональные державы.

Поэтому двусторонние отношения невозможно реанимировать. Их можно лишь выстроить заново. Для этого нужно создать новый каркас, но создан он будет в рамках новых раскладов в международных отношениях, которые сложатся после завершения специальной военной операции на Украине. Причём формат этих раскладов будет прямо зависеть от того, как закончится эта СВО.

Так что до её завершения рассуждать о нормализации российско-американских отношений попросту бесперспективно. Их можно лишь стабилизировать, чтобы они не пробивали новое дно. И вот об этом дипломаты должны будут говорить.

О недопущении дальнейшей эскалации. О каких-то красных, даже кровавых линиях, которые нельзя пересекать.

Но говорить можно не только об этом. Можно не только стабилизировать, но и чинить. Нет, не отношения, а дипломатическую инфраструктуру, которая сейчас полностью разрушена и без которой выстроить новые двусторонние отношения невозможно.

Так, можно восстановить нормальную работу дипучреждений. Охота США на российских ведьм в период президентства Обамы и Трампа привела к тому, что американцы ввели санкции против дипломатов из РФ, а Москва отвечала зеркально. В итоге на сегодняшний день закрыты консульства в ряде городов, дипсобственость арестована, а штат посольств урезан до минимума. США больше не выдают обычные визы россиянам на территории РФ — за этими документами приходится ехать аж в Польшу. Более того, визы не выдают и дипломатам, которые должны ехать в страну пребывания для замещения коллег (чья каденция истекает и не может быть продлена). Наконец, в тех же Соединённых Штатах российские дипломаты банально не могут выполнять часть своих функций, то есть проводить встречи и консультации с американскими политиками и журналистами. Их собеседники просто не хотят иметь лишних проблем из-за самого факта таких встреч.

Поэтому Москва и Вашингтон вполне могут сосредоточиться на исправлении всех этих технических моментов. Причём очевидно, что исправлять их по принципу «уступка за уступку» бессмысленно — слишком тугой получился клубок из санкций и ограничений. Его можно лишь разрубить. Достичь соглашения, которое обнуляет все возможные ограничения и двусторонние санкции в дипломатической области, отменяет арест дипсобственности, восстанавливает численность сотрудников посольств до необходимого для нормальной работы состава, но при соблюдении двустороннего паритета (количество дипломатов должно, конечно, обговариваться), разрешает посольству нанимать определённое количество местных граждан для осуществления технической работы, ну и, конечно, возобновляет нормальную консульскую работу, включая выдачу виз и открытие консульств за пределами столицы.

Всё это будет способствовать не только нормализации дипломатической работы, но и началу какой-то общественной дипломатии. Возобновятся студенческие и научные обмены, взаимодействие в области культуры и т. п.

Кроме того, дипломаты могут и должны обсуждать гуманитарные вопросы — тот же обмен заключёнными. И это важно не только потому, что на кону жизни конкретных людей. Переговоры об обмене будут способствовать выстраиванию рабочих отношений сначала между переговорщиками, а потом и между властями. И, дай бог, приведут хотя бы к частичному восстановлению атмосферы доверия между двумя ядерными сверхдержавами. Атмосферы, без которой говорить о каком-то новом выстраивании в будущем отношений вообще бессмысленно.

Геворг Мирзаян