Новости

Ревизия неприемлема - что будет с законом о языке

Венецианская комиссия советует отменить наказание за нарушение закона

Венецианская комиссия предоставила свое заключение по языковому закону, раскритиковав его за слабую защиту прав национальных меньшинств. Эксперты советуют украинской власти пересмотреть текст и даже приостановить внедрение некоторых его положений, уже вступивших в силу. Однако власть не видит причин пересматривать закон, оставшийся "в наследство" от предшественников.

Что в законе

Закон был принят до президентских выборов, 25 апреля, и считался одной из тем, выгодных для предыдущей власти (что следовало, например, из слогана Петра Порошенко "Армія. Мова. Віра"). Согласно ему, украинским языком должен владеть каждый гражданин Украины (и претенденты на гражданство), говорить на нем обязаны чиновники и силовики, а также депутаты всех уровней, судьи, адвокаты, руководители вузов, медработники и т. п.

Его же обязали использовать в сфере обслуживания, в подписях и маркировке товаров/услуг. Также язык должен использоваться в компьютерных программах, а сайты, в т. ч. новостные, должны загружать стартовую страницу на украинском. Газеты и журналы могут издаваться и на других языках, но при условии, что 50% тиража печатается на украинском.

Также закон обязывает создать должность уполномоченного по защите украинского языка (ему поручено регулировать внедрение закона). Установлены штрафы: 5,1–6,8 тыс. грн за непредоставление информации о товарах/услугах на украинском, 3,4–6,8 тыс. грн за нарушения в госорганах (при рабочем общении, деловой переписке), 3,4–5,1 тыс. грн за нарушения в сфере науки, на сайтах и в публичных объявлениях, 6,8–8,5 тыс. грн — в СМИ.

НЕПРОСТАЯ ДИСКУССИЯ

Рассмотрение закона Европейской комиссией за демократию через право — Венецианской комиссией (ВК) — длилось полгода. И еще накануне замглавы МИД Василий Боднар писал в Twitter, что "совместно с коллегами из Минкульта и Минюста" отстаивает украинскую позицию по этому закону, ведя "непростую дискуссию" и делая "непростые выводы".

Финальные дебаты относительно выводов в Венецианской комиссии растянулись на несколько часов, и в итоге она оценила закон критически. В выводах говорится, что закон не обеспечил баланса между усилением украинского языка и защитой языковых прав меньшинств (т. е. вероятно межнациональное напряжение). Прежде всего, закон предусматривает параллельное применение государственного языка и языков меньшинств, но оно должно быть урегулировано отдельным законом относительно меньшинств, который до сих пор не принят парламентом.

Больше всего ВК раскритиковала разделение языков меньшинств: на те, что используют "коренные народы", и языки, "официальные в ЕС", — и "другие языки" (подразумевая под ними, прежде всего, русский). В частности, речь об усилении украинского языка в образовании. "Переходный период внедрения положений... продлили с 1 сентября 2020 года до 1 сентября 2023 года, но только для учеников с родным языком стран ЕС, но не для носителей других языков, прежде всего — русского, — говорится в решении ВК. — Комиссия рекомендует продлить этот переходный период для всех представителей национальных меньшинств и коренных народов".

ЧТО КРИТИКУЮТ В ЕВРОПЕ

Также эксперты советуют отменить механизм подачи жалоб и наказаний за нарушение "языковых норм" (или хотя бы ограничить такие возможности). Пересмотреть санкции за нарушение закона. Предлагают пересмотреть и квоты на ТВ — сейчас они составляют 75% украиноязычного продукта на общенациональных каналах и 60% — на региональных, а к 2024 году квоты подрастут до 90/80%. Их рекомендовали пересмотреть "соответственно принципу пропорциональности".

Раскритиковали также норму, согласно которой печатные издания должны иметь украиноязычную версию. И, наконец, в выводах ВК говорится об удобстве использования языков меньшинств. "Людям должны позволить использовать их в общении между собой, включая ситуацию, когда это слышат и видят другие люди в публичных местах", — заключили эксперты, рекомендовав регламентировать использование языка меньшинств в общении с полицией, пожарными и врачами, а также при написании географических названий другими языками.

Как восприняли в Украине

Реакция на заключение ВК ожидаемо разделила политикум на две части. Сторонники украинизации отмечают "рекомендательный" характер, подчеркивая неприемлемость пересмотра закона. "Какие рекомендации выполнять, а какие нет — решать Украине. Неприемлемые рекомендации (например, одинаково относиться к русскому и крымскотатарскому языку) — будем аргументированно игнорировать; резонные рекомендации — выполнять через принятие других актов без вмешательства в закон о языке, — заключил нардеп от "Евросолидарности" Владимир Вятрович. — Ревизия закона о государственном языке неприемлема. Попытки будут восприняты как покушение на украинскую идентичность и спровоцируют серьезные протесты".

Экс-глава ЦИК Андрей Магера особо отмечает: "Критика в части бытового общения на языках меньшинств несостоятельна. "Ст. 2 Закона четко определяет, что использование языков в частной сфере не может регулироваться законом в принципе. Почему такая низкая квалификация у экспертов уважаемой европейской институции?"

В апреле, принимая закон, депутаты так и не показали его ВК, вероятно, ожидая критики. Что ожидаемо вылилось в представление в Конституционный суд от депутатов предыдущего созыва (было подано 17 июля и по закону должно быть рассмотрено до 17 января 2020-го). "Тем не менее действующая власть и коалиция на протяжении своих 100 дней так и не удосужилиась дать свою правовую оценку этому дискриминационному нормативно-правовому акту, а ведь это был бы один из объединяющих восток и запад Украины вопросов", — заключил экс-депутат Александр Долженков, один из авторов представления в КС.

Штраф для Зеленского

Противники закона восприняли выводы ВК как рекомендацию к действию. Во-первых, в части получения выводов Конституционного суда (ряд политиков заявил о необходимости ускорить рассмотрение). Во-вторых, в части непризнания языкового закона.

Нардеп от "Слуги народа" Максим Бужанский заявил о внесении в парламент законопроекта о признании Закона о госязыке "утратившим силу" вследствие решения Венецианской комиссии. "Мы все прекрасно понимаем, что ничего общего с защитой и развитием украинского языка действующий закон не имеет. Что закон этот направлен на дискриминацию носителей других языков, в первую очередь, русского языка. Что закон этот непосредственно наносит ущерб нашему государству, выталкивая наших граждан из нашего информационного поля в чужое, — написал в "Фейсбуке" депутат. — Уверен, отмена закона о языке в действующей редакции, откроет возможность для написания действительно стоящего документа".

Однако во фракции СН ожидаемо заявили, что позиция Бужанского не отражает позицию политсилы: "Я лично не поддерживаю поспешность коллеги в этом чувствительном вопросе. Позиция президента и партии "Слуга народа" заключается в том, что язык больше никогда не будет вопросом, разделяющим Украину, — сообщил в ответ глава комитета Рады по гуманитарной и информполитике Александр Ткаченко. — Народные же депутаты вправе регистрировать любые законопроекты. В парламенте на это нет цензуры".

Официально позицию власти по языковому закону глава Минкульта Владимир Бородянский заявлял еще в сентябре: "Есть закон о языке, который надо выполнять, и я не вижу причин, чтобы анонсировать какие-то изменения в этот закон". И после опубликования выводов ВК эта позиция не изменилась: языковой омбудсмен (назначена на должность во исполнение закона) Татьяна Монахова уже заявила, что не намерена инициировать изменение закона или откладывать его имплементацию.

"Есть пожелания Комиссии — и Украина, как правовое государство, будет прислушиваться к ним в дальнейшей законодательной работе, — сказала Монахова. — В частности, готовится закон о нацменьшинствах, и будут реплики в отношении этих выводов, полученных от ВК".

Примечательно высказывание Монаховой в ответ на замечание о претензиях ВК о недостаточной защите прав нацменьшинств и коренных народов. "Что такое коренные народы? Караимы, крымские татары. Это народы, у которых нет другой земли. У русских — есть своя страна", — ответила языковой омбудсмен. Это высказывание явно диссонирует со словами президента на итоговом брифинге в Париже после завершения четырехсторонней встречи в "нормандском формате". "Я, как русскоязычный президент Украины... говорил президенту РФ, что у нас все это не запрещено. И даже сейчас, подчеркивая это, я могу продолжить на русском языке", — высказался Владимир Зеленский. По закону, он обязан говорить исключительно на украинском — жалобы на его высказывание могут быть переадресованы омбудсмену Татьяне Монаховой, которая, по закону, должна обратиться в суд с требованием оштрафовать президента.

Тарас Козуб