Новости

Россия Арктикой прирастать будет

О том, что Арктика обеспечивает одно из главных геополитических преимуществ России, политики и учёные говорят давно.

Вот и президент Владимир Путин совсем недавно заявил о том, что в ближайшие десятилетия, а, может быть, и столетия «Россия Арктикой “прирастать” будет». В том числе с точки зрения разработки новых месторождений полезных ископаемых. 

Конечно, в условиях скудеющей природой планеты и с учётом геополитических реалий, добыча и экспорт арктических богатств не просто подспорье для государственного бюджета, но в немалой степени и вопрос сохранения национального суверенитета и целостности России. И чем дальше, тем актуальнее будет такая постановка вопроса. 

Отдельная история – Северный морской путь. В XIX веке, кстати, он назывался Великим. И век XXI может с лихвой оправдать его старое название. Впрочем, об огромных выгодах, которые может дать стране Севморпуть, сильно сокращающий протяжённость морских перевозок из Азии в Европу, говорят уже четверть века. Но пока дело не особенно продвигается. Более-менее активно морские грузоперевозки идут на участке морской трассы от Норильска до Мурманска. В остальном многое зависит от того, как в дальнейшем будут таять арктические льды. Пока полной ясности в этом вопросе среди учёных нет. Некоторые из них ждут, что в скором времени на планете наступит новый период постепенного похолодания. 

Бесспорно то, что арктический регион бесценен с точки зрения обеспечения безопасности нашей страны. Здесь сегодня активно реконструируются построенные ещё в советское время аэродромы, создана мощная сеть ПВО, развивается Северный флот ВМФ России. 

   

Кстати, немногие знают, что через арктическую территорию России в Азию и на Ближний Восток ежедневно летают десятки и сотни гражданских самолётов США, Великобритании и других стран. В самые сложные периоды отношений между Россией и Западом, это обоюдовыгодное сотрудничество не прекращалось, и наши партнёры исправно платили за возможность пролетать через российскую часть Арктики. 

Но всё-таки главная ценность Арктики, на мой взгляд, совсем не в полезных ископаемых или иных практических выгодах. 
Эта земля – огромный резервуар природной первозданности. Не случайно, неуклонно растёт поток туристов в Арктику. Если раньше это были единичные энтузиасты, то теперь на один только Шпицберген ежегодно приплывают посмотреть 70 тысяч человек. 

Именно в Арктике, как нигде, представители неуклонно переселяющегося в мегаполисы человечества могут задуматься о величии и хрупкости Божьего творения под названием Земля. Именно здесь в прошлом многие писатели, музыканты, художники искали и находили вдохновение. Думается, что главное в этом смысле у Арктики впереди. 

Правда, всё это возможно только в том случае, если этот регион не превратится в огромную зону экологического бедствия. 

Не случайно, всё чаще о необходимости соблюдении самых строгих экологических норм в Арктике говорят высокопоставленные чиновники. Правда, если, например, судить по таким техногенным катастрофам, как разлив мазута на ТЭЦ под Норильском в мае 2020 года, понимание этого есть далеко не у всех жителей Арктики. В том числе, и у тех, кто принимает решения, то есть у руководителей предприятий. 

И вот тут выскажу главную мысль, которую хочу донести: для того, чтобы гармонично осваивать Арктику нужно иметь здесь достаточное количество коренного, хорошо образованного и приспособленного к арктическим условиям населения. 
В январе этого года в составе делегации Союза писателей России мне довелось поучаствовать в литературном десанте «Арктикой Россия прирастать будет». Во время одной из встреч, губернатор Мурманской области Андрей Чибис сказал правильные, по сути, слова о том, что без «культурной составляющей» Арктику мы не освоим. Слова эти губернатор начинает подкреплять делом. В частности, впервые на поддержку литературы в Мурманской области, относящейся к арктическим территориям, выделено порядка 5 миллионов рублей. Это в пять раз больше, чем ещё год назад. 

Тот же Чибис, ставший губернатором региона полтора года назад, не случайно ведёт свою деятельность под лозунгом «на Севере жить!» Впрочем, большинство коренных мурманчан в этом отношении настроено довольно скептически. Одними лозунгами и локальными денежными вливаниями ситуацию не исправить.

«Среди моих знакомых много старшеклассников, планирующих поступать в вузы в других регионах России. И почти все не собираются возвращаться на родину», – рассказала мурманчанка Вера Колычева. 

   

Мурманск в пик своего расцвета в середине 80-х годов имел 440 тысяч жителей. А население всей области превышало миллион человек. Сейчас же в областном центре осталось 287 тысяч жителей. А всего в регионе проживает 741 тысяча человек. И отток населения продолжается. Конечно, главная причина – трудный климат и сниженные, по сравнению с советскими временами, преференции жителям Заполярья. Например, если раньше полярные надбавки, существенно увеличивавшие зарплаты, получали все жители Заполярья, то теперь де-факто их получают лишь люди, работающие в государственных и муниципальных организациях. Вот и получается, что зарплата большинства жителей арктического региона немногим выше, чем у аналогичных специалистов в Центральной России. И ниже, чем в обеих российских столицах. Большое недовольство на Севере вызвала и пенсионная реформа. Прежде женщины здесь имели право выйти на пенсию в 50 лет, а мужчины в 55. Теперь же эта планка передвинута на 5 лет. Учитывая, что средний возраст жизни, например, мужчин в Мурманской области составляет 66 лет, перспективы, как говорится не самые радужные. 

Сейчас на Кольском полуострове, особенно в акватории Кольского залива ведётся мощное строительство. В основном оно связано с планами по наращиванию добычи углеводородов в Арктике. Но характерно, что большинство рабочих на стройках – не местные. И не потому, что местные не хотят там работать. Многие как раз не отказались бы. Но из-за упадка строительной сферы в области в 90-е годы и упомянутого уже оттока населения здесь практически не осталось высококвалифицированных строителей. Не удивительно поэтому, что коренное население относится к строительству если не враждебно, то настороженно. Притом, что стройки носят закрытый характер и понять, что там происходит простому смертному нельзя. 

«В советское время писателей, журналистов брали на все стройки, в навигацию на Севморпуть, они могли своими глазами видеть, что происходит в Арктике и соответственно влиять на происходящее», – рассказывает мурманский писатель и краевед Михаил Орешета. 

Сейчас многие бизнесмены, работающие в Арктике, ссылаясь на коммерческую тайну стараются избежать всяческого контроля. Что из этого может выйти, мы уже наблюдали на примере пресловутой ТЭЦ под Норильском.
Ситуацию надо менять. 

Выводы напрашиваются сами собой. Необходимо разрабатывать специальную программу по удержанию жителей на Крайнем Севере. Тем более, что подобная программа уже действует в отношении Дальнего Востока и часть наработок можно взять из неё. В противном случае превращение российской Арктики в территорию, где все глобальные задачи решаются с помощью вахтовых рабочих, без учёта мнения сведённого к минимуму коренного населения, чревато не только экологическими проблемами. 

Алексей Полубота