Новости

Россия и Беларусь готовятся к ликвидации последствий ядерного заражения

В сентябре в Минской области Беларуси страны ОДКБ проведут учения «Скала-2023». Основной их задачей станет отработка навыков ликвидации последствий аварии на ядерном объекте. Выбор данной цели маневров неслучаен: киевский режим своими террористическими атаками уже не раз доказал, что готов пойти на все ради достижения сиюминутного результата — даже на радиационное заражение региона Восточной Европы.

Россия и Беларусь продолжают наращивать сотрудничество в формате ОДКБ — единственного действующего военно-политического союза на пространстве СНГ. Это обусловлено тем, что данная организация является важнейшим элементом обеспечения безопасности Союзного государства перед лицом гибридной агрессии Запада.

Более того, именно белорусско-российское взаимодействие в военной сфере является наиболее успешным и продвинутым в рамках ОДКБ. Москва и Минск демонстрируют впечатляющее единство на фоне нарастающих противоречий между участниками объединения.

Сегодня становится очевидным, что сохранять общую повестку в такой обстановке становится все труднее. Связано это с тем, что разные члены организации по-своему смотрят на происходящее в мире. Соответственно, цели и интересы на международной арене у них разнятся.

Так, конфликт на Украине выявил очевидные разногласия между Россией и Казахстаном, который не скрывает своего скептического отношения к проводимой специальной военной операции и предпочитает в этой связи дистанцироваться от Москвы. Между двумя другими участниками, Таджикистаном и Кыргызстаном, сохраняются острые пограничные споры, временами перерастающие в открытые вооруженные стычки. Свое недовольство ОДКБ регулярно демонстрирует Армения, власти которой считают, что организация должна была принять более активное участие в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта.

Проведение совместных учений в Беларуси должно способствовать поиску точек соприкосновения между странами-участниками в сложившейся непростой ситуации. Однако очевидно, что ядром объединения в новых условиях становятся Россия и Беларусь, и именно сотрудничество между ними будет играть все более важную роль в рамках ОДКБ.

Общность интересов Москвы и Минска диктуется тем, что в 2020–2022 годах они оказались в ситуации острого и открытого противостояния с коллективным Западом.

Это обстоятельство во многом противопоставляет обе страны другим членам ОДКБ, которые не желают однозначно занимать сторону России и Беларуси, предпочитая старую многовекторную политику, следование которой если и было возможным до начала специальной военной операции, то теперь становится все более затруднительным. Представляется, что организация подходит к моменту истины, когда ее участникам придется однозначно определяться, с кем они.

Для России и Беларуси этот вопрос уже не стоит. Они находятся в одной геополитической лодке, и единая оборонная стратегия стала для них вопросом совместного выживания.

Выбор в качестве основной темы учений «Скала–2023» аварии на ядерном объекте далеко не случаен.

Киевский режим раз за разом подтверждает свою террористическую сущность, регулярно совершая атаки против мирных поселений и инфраструктурных объектов на территории России. Поэтому вопросы обеспечения ядерной безопасности становятся критически значимыми.

В этой связи особую тревогу вызывает Белорусская АЭС, которая стала объектом постоянных нападок еще на стадии строительства. Понятное дело, что тогда это была сугубо информационная шумиха, призванная дискредитировать саму идею атомной энергетики в Беларуси, создаваемой при помощи России. Однако сегодня, когда ставки в геополитической игре растут на глазах, диверсия на станции становится вполне реальным сценарием.

В этой связи нельзя не вспомнить судьбу Запорожской АЭС, которая после установления над ней контроля вооруженными силами РФ превратилась в объект постоянных обстрелов со стороны ВСУ. Подрыв плотины на Каховском водохранилище также стал вызовом безопасности ЗАЭС. Все это говорит о том, что ради нанесения ущерба России (и Беларуси как ее главному союзнику) киевский режим может не остановить риск радиационного заражения региона.

Сегодня Беларусь находится на переднем краю геополитического противостояния, и обстановка на ее рубежах продолжает накаляться.

Поэтому Россия поставляет в республику самые современные виды оружия, включая тактическое ядерное, что еще несколько лет назад было невозможно представить. Впрочем, вооружаются и геополитические противники: Польша разместила 10-тысячную войсковую группировку и бронетехнику на востоке страны, усиливает пограничный режим и Литва.

Регион белорусско-польско-литовского приграничья превратился в зону перманентной напряженности. Варшава закрыла все погранпереходы с Беларусью, кроме двух, Вильнюс сократил их число с шести до четырех. Кроме того, ими разработан совместный алгоритм полного закрытия границ.

Западные соседи Беларуси также постоянно педалируют тему якобы растущего потока нелегальных мигрантов, идущего с белорусской территории. Литовские и польские представители обвиняют нелегалов в агрессивном поведении. Правда, регулярно обнаруживаемые на границе беженцы со следами побоев и мертвые тела говорят об обратном. Естественно, Варшава и Вильнюс обвиняют во всем Минск.

Еще одной темой, которая в последнее время звучит особенно громко, является угроза «сувалкскому коридору».

Размещение в Беларуси российского тактического ядерного оружия, а также появление на территории республики подразделений «Вагнера» дали властям Польши и Литвы прекрасный повод для нагнетания истерии.

В этих условиях укрепление военно-политического сотрудничества с Россией, в том числе в рамках ОДКБ, становится для Беларуси единственным разумным ответом.

Всеволод Шимов