Новости

Россия и Китай вместе станут на страже итогов Второй мировой

Пекин готов совместно с Москвой отстаивать итоги Второй мировой войны, «придерживаясь принципов Устава ООН и базовых норм международных отношений и противостоять любым формам односторонности».

Об этом заявил глава МИД Китая Ван И на 3-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 13-го созыва.

Попытки Запада перетолковать события и итоги Второй мировой на свой лад беспокоят Китай не меньше, чем Россию. За этими попытками скрывается желание стереть из памяти международной общественности позорные моменты заигрывания западного капитала с нацистскими бонзами накануне Второй мировой и планы США, Великобритании и их союзников повернуть недобитые нацистские полчища против СССР в конце войны.

Позиции Китая и России здесь безупречны. Хоть западная пропаганда и пытается представить пакт Молотова – Риббентропа 1939 г. как сговор двух тиранов, непредвзятый взгляд на этот документ показывает, что со стороны СССР это был вынужденный шаг. Столкнувшись с отказом европейских держав заключить оборонный союз против Третьего рейха, на фоне подписания этими державами пактов о ненападении с Гитлером советское руководство попросту дипломатически обыграло западных стратегов, подписав такой же пакт и вырвавшись, таким образом, из дипломатической изоляции. Это не помогло предотвратить войну, но помогло оттянуть её начало на два года.

Для китайцев Вторая мировая началась не в 1939 г., а 7 июля 1937 г., когда японцы обстреляли наряд китайских пограничников в 12 км западнее Пекина. Китайцы открыли ответный огонь, Япония использовала инцидент для развязывания полномасштабной войны. Был ещё Маньчжурский инцидент 1931 г., когда японцы захватили часть северо-западного Китая и создали там марионеточное государство Маньчжоу-го, но именно июль 1937 г. современные китайцы воспринимают как дату начала в их стране самой кровавой войны в истории человечества.

Китайские историки справедливо задаются вопросом: почему нападение вермахта на Польшу в сентябре 1939 г.можно считать началом Второй мировой, а нападение союзника вермахта Японии на Китай в июле 1937 г. нельзя? К тому же на момент нападения на Китай Токио уже подписал антикоминтерновский пакт с Берлином.

Отсюда возникает следующий вопрос: если отсчёт Второй мировой вести с 1937 г., тогда Советский Союз вступил в войну одним из первых. Летом 1938 г., когда Великобритания, Франция и Италия готовились к подписанию Мюнхенского соглашения с Гитлером (Мюнхенский сговор), советские войска уже отражали нападение японской военщины у о. Хасан (потери – 960 военнослужащих), а весной 1939 г., когда Германия и Польша при попустительстве западных держав уже разделили Чехословакию, наша армия защищала от японцев Монголию в боях на Халхин-Голе (потери – около 10 тыс. военнослужащих).

Пока Даладье и Чемберлен шушукались с Гитлером в уютных кабинетах, СССР был единственной страной, оказавшей Китаю помощь в войне с прогитлеровской Японией. Москва предоставила китайцам кредиты, вооружение и военных советников. Общий объём военно-технической помощи составил $50 млн, кредитов - $450 млн. Огромная сумма по тем временам. В ответ Китай поставлял в СССР столь необходимые в то время продукты питания – чай, рис, масло.

Советские добровольцы (лётчики) появились в Китае уже через четыре месяца после начала войны. Действуя дерзко, они бомбили японские корабли и базы, сбивали японские самолёты. Настоящим шоком для японцев стал налёт советских самолётов на базу на Тайване, где японцы чувствовали себя в полной безопасности.

Всего в войне в Китае приняли участие 5 тыс. советских военспецов и советников, более 200 из них погибли. Среди советников были будущие полководческие таланты Великой Отечественной – Чуйков, Тхор, Рыбалко и др. В Ухане, Чунцине и других китайских городах павшим советским воинам установлены памятники. В отличие от «просвещённой» Европы, здесь их никто не оскверняет.

Советский Союз и Китай не только раньше всех вступили в войну, которую потом назовут Второй мировой, но и вышли из неё самыми последними. Финальные выстрелы Второй мировой прозвучали не в Берлине или Праге, а у китайского города Хутоу, где отказавшаяся капитулировать организованная группировка японских войск была окончательно разгромлена советскими войсками 26 августа 1945 г. После этого отдельные стычки американских военнослужащих с беглыми японскими солдатами на тихоокеанских островах носили уже неорганизованный характер.

Западная историография страдает чрезмерной европоцентричностью и отвергает весомость вклада не только Советского Союза, но и Китая в победу над нацизмом и его подельниками. Руководитель Китайского исследовательского общества проблем Второй мировой войны Ху Декун напоминает: в Китае война шла дольше всего, с 1937 по 1945 г., погибли более 20 млн китайцев (звучала цифра и в 35 млн), японцы вынуждены были держать в Китае многочисленную армию, которая в противном случае воевала бы против американцев. Разве это не достойный вклад в победу Объединенных Наций?

После нападения японской авиации на военную базу США в Пёрл-Харборе в декабре 1941 г. американцы и европейцы тоже вступили в войну с Японией, но американские, голландские, британские гарнизоны в заморских колониях (Гонконг, Филиппины, Бирма, Сингапур, Малайзия, Индонезия) не собирались драться до последнего солдата и быстро капитулировали, развязав японцам руки в Китае. На каком основании западная историография вступлением Японии в Вторую мировую считает именно атаку на Пёрл-Харбор? Чем китайцы, которые к тому времени провели множество сражений с японцами и уже потеряли 10 млн человек, хуже американцев?

В борьбе с германскими нацистами и японскими милитаристами погибли не менее 50 млн советских и китайских граждан. Совокупные потери американцев, французов, британцев - 1 млн. Так кому, как не СССР и Китаю, принадлежит наибольший вклад в Великую Победу, которую у нас пытаются отнять и через 75 лет после завершения войны?

Понятное дело, западные историки будут до последнего сопротивляться изменению даты начала Второй мировой. Легко догадаться, как поведёт себя Польша, присвоившая лавры первой жертвы этого конфликта. Если новая дата начала Второй мировой когда-нибудь станет официально признанной, весь пропагандистский дискурс Варшавы про то, как её разделили два тоталитарных режима, гитлеровский и сталинский, превратится из едва ли не центрального вопроса сегодняшней западной историографии, а в местечковую претензию польских соучастников фюрера.

Польша, не надо забывать, в период японской оккупации Китая устами посла Антония Яжджевского заверила Токио в дружеском отношении. Также Варшава делилась с японскими друзьями Гитлера разведывательной информацией о СССР. Какое у Польши после этого моральное право называться невинной жертвой, если она – явная соучастница кровавого передела мира?

Отказ от привязки даты начала Второй мировой к нападению на Польшу вскроет некрасивые страницы истории европейских держав, лишь случайно оказавшихся в рядах антифашистской коалиции.

Мир вдруг вспомнит, что Советский Союз уже в 1935 г. помогал Эфиопии сражаться против фашистской Италии, в то время как Вашингтон, Париж и Лондон пытались этому помешать. В 1936 г. СССР помогал испанским республиканцам, а западные государства (США, Великобритания, Португалия) прямо или закулисно помогали сторонникам генерала Франко, на стороне которого воевали германские нацисты и итальянские фашисты.

Западные историки утверждают, что агрессию Японии против Китая в 1937 г. нельзя считать началом мировой войны, потому что воевали только двое – Китай и Япония. Неужели статус мировой войны зависит от количества участников?

Война Германии с Польшей в 1939 г. тоже была военным столкновением двух стран (Лондон и Париж предпочли «странную войну»), почему же это считается началом мировой войны? И почему раздел Чехословакии Германией и Польшей в 1938 г. (три участника) не может ею считаться? Отчего бои у Халхин-Гола с участием трёх стран (СССР, Монголия, Япония) весной 1939 г. - не Вторая мировая? Чёткого и идеологически нейтрального ответа у западной историографии на этот счёт нет.

Владислав Скворцов