Новости

Россия может обанкротить украинского олигарха Дмитрия Фирташа

Активы украинского олигарха Дмитрия Фирташа, числящиеся за его оффшорной управляющей компанией Ostchem Holding Limited (Кипр), находятся в залоге российской некоммерческой организации (НКО) «Фонд промышленных активов» (ФПО). Об этом сообщает РБК, ссылаясь отчетность фонда.

Речь идёт, во-первых, о предприятиях, производящих азотные удобрения, составляющих основу бизнеса Фирташа. Среди них «Северодонецкое объединение «Азот», «Украгро НПК», ПАО «Азот», «Ровноазот», «Стирол» (Донецк, с 2014 не работает), швейцарская NF Trading AG (продавец минеральных удобрений), эстонская Nitrofert AS.

Во-вторых, в залоге ФПО оказался ряд кипрских оффшорных компаний Фирташа, в том числе Alandero Investments, владеющая морским специализированным портом Ника-Тера, расположенным на берегу Днепро-Бугского лимана в Николаевской области.

В-третьих, фонд получил в залог права на природный газ стоимостью около 100 млрд рублей.

Что такое ФПО

Формально независимая НКО «Фонд промышленных активов» была создана российской государственной корпорацией «Внешэкономбанк» (ВЭБ.РФ) в 2016 году специально для управления проблемными активами, оказавшимися в распоряжении государственных структур РФ. В 2016 году ФПО, в частности, передали проблемные кредиты, предоставленные ВЭБом до 2014 года «Индустриальному союзу Донбасса» (основной владелец – украинский олигарх Сергей Тарута) на сумму более полумиллиарда рублей и более 840 млрд рублей остатка от кредитов, предоставленных Газпромбанком предприятию Фирташа Ostchem Holding Limited. 

Для покупки прав взыскания этих долгов банки выделили «Фонду промышленных активов» собственные кредиты под государственные гарантии. Фактически это была формальная операция переуступки долга от одних государственных организаций другой.

Кто такой Дмитрий Фирташ

До 2009 года Дмитрий Фирташ был относительно малоизвестным украинским бизнесменом. Занимался поставками туркменского газа в Европу (выступал посредником) и имел в собственности незначительное химическое производство.

В 2009 году, при заключении знаменитого десятилетнего контракта между Газпромом и Нафтогазом на прокачку российского газа в Европу и его поставку Украине, специально созданное совместное предприятие с участием Фирташа «Росукрэнерго» по неизвестным причинам было выбрано российской стороной посредником. Благодаря этому олигарх стал получать процент со всего огромного объёма газа, прокачиваемого Газпромом по украинской ГТС, и стал одним из богатейших людей Украины.

После этого он скупил большую часть украинских азотных предприятий. Для производства удобрений на них в качестве сырья использовался российский газ, закупаемый предприятиями Фирташа по льготным кредитам, предоставляемым российскими банками. Как показало дальнейшее развитие событий, добросовестно рассчитываться по кредитам Дмитрий Фирташ не собирался.

В 2014 году политическая ситуация на Украине резко поменялась, в результате чего Фирташ был исключен из схем поставок газа. К 2015 году у Ostchem практически не осталось собственного газа в хранилищах. 

В марте 2014 года Фирташ был задержан в Австрии по запросу США, которые обвинили его в коррупционных преступлениях за пределами Украины. Хотя его отпустили под залог, с тех пор олигарх проживает в Австрии фактически как невыездной, оспаривая американский запрос об экстрадиции.

Вероятность дефолта предприятий Дмитрия Фирташа

ВЭБ предоставил кредит «Фонду промышленных активов» на покупку долгов украинских предприятий до июня 2021 года, Газпромбанк – до декабря 2026 года. Однако ФПО уже просрочил выплату процентов по последнему кредиту в декабре 2020 году из-за отсутствия средств. На практике это означает, что перед ФПО встаёт необходимость взыскания долгов со своих должников, чтобы рассчитаться с кредиторами. То есть в теории Фонд может обратиться в суд о взыскании залога с Фирташа. А это ценные бумаги и имущество кипрских и украинских компаний, а также газ и порт.

В суде Кипра теоретически изъять обремененные активы можно, но практически сложно. Судебная практика Кипра исходит из принципов защиты инвестора, иначе никто не станет вкладывать деньги в кипрскую оффшорную зону. Правда, некоторые активы того же Фирташа уже были арестованы на Кипре по иску ВТБ два года назад. Однако их взыскание кредитором как залог в качестве уплаты по кредиту – более сложная процедура с не столь очевидными шансами на успех. На Украине же возможен как судебный, так и внесудебный (договорной) порядок обращения залога на оплату долга.

По данным РБК, правительство РФ и ВЭБ пока не дали чёткого ответа, что они будут делать с долгами Фирташа российским государственным предприятиям или аффилированным с ними структурам. Тем не менее, ситуация складывается интересная. В случае взыскания или хотя бы ареста залогового имущества, Дмитрий Фирташ окажется банкротом, к тому же находящимся под уголовным преследованием со стороны США.

Ирина Керимова