Новости

Россия плюс – малый газовый союз вместо большого газового ОПЕК

Россия в конце ноября выдвинула весьма неожиданную инициативу газового союза РФ, Казахстана и Узбекистана. Причём сделано это было практически без предварительных консультаций с Астаной и с Ташкентом. И после многих лет отрицания необходимости формирования каких-либо аналогов нефтяного картеля ОПЕК.

 

Москва – Астана, но через Ташкент

Конечно, разного рода газовые хабы и такие вот газовые союзы не идут ни в какое сравнение с ОПЕК, но тамошний опыт консолидации усилий стран со схожими интересами пригодился бы вполне. В Москве, похоже, понимали, что рискуют нарваться на очередную публичную демонстрацию среднеазиатской независимости.

Однако шаг всё-таки сделан. Пусть и с риском подставиться ещё под какой-нибудь пакет санкций ЕС или США. Партнёры подставляться не рискнули. Однако не всё так просто, поскольку просматриваются как минимум три варианта, предопределившие необходимость опережающего предложения от Москвы.

Первый: у РФ проблемы с наращиванием экспорта своего газа или внутрироссийской газификации, поэтому частично возместить экспортный или внутренний газодефицит планировалось поставками в РФ из Казахстана и Узбекистана.

Второй: Москва решила политически проверить нацеленность Астаны и Ташкента на партнерство с РФ – по крайней мере, в газовой сфере.

Третий: с помощью «газового союза» Москва рассчитывала влиять на объемы газопоставок партнеров в КНР – это основной импортер центральноазиатского газа – и на цены этих поставок.

Но, как видим, эти варианты не сработали. Возможно, и потому, что Ташкент с Астаной не решаются на более тесное взаимодействие с РФ по трубопроводному газу ввиду подсанкционности российского трубопроводного газа на Западе.
 

«Для покрытия спроса, обеспечения внутреннего потребления на сегодняшний день мы ведем переговоры, чтобы импортировать газ и электроэнергию из соседних стран, а не через какой-то альянс или союз. Здесь мы ведем переговоры, чтобы сотрудничать на основе коммерческого контракта купли-продажи, а не через передачу своих сетей»,

– подчеркнул Ж. Мирзамахмудов.

Впервые об инициативе создания «тройственного газового союза» сообщил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на встрече с премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным 28 ноября. Тогда он отметил, что инициатива исходила
 

«от российского лидера. Владимир Владимирович говорил о том, что нам нужно создать некий трехсторонний союз. Он собирается позвонить по этой теме президенту Узбекистана. Нам тоже нужно вникнуть в эту тему»,

– сказал Токаев.

Как отмечает Reuters, Узбекистан испытывает нехватку топлива и даже был вынужден недавно прекратить экспорт 6 млн кубометров газа в сутки в Китай. На совещании на днях в администрации президента Узбекистана, посвященном проблемам энергообеспечения страны, было решено активизировать переговоры с соседними странами по дополнительной закупке природного газа, электроэнергии, угля и мазута.
 

В стране с декабря с. г. вводится запрет на экспорт сжиженного газа, сроки его окончания официально пока не объявлены. Более того: госструктурам до 1 марта 2023 года включительно даже запрещено использование автомобилей, работающих на сжиженном газе.

По данным Мирзамахмудова (https://news.mail.ru/politics/54204514/), в стране было произведено в 2022 году (11 месяцев) около 52 млрд кубометров природного газа, при этом импорт составил до 4 млрд кубометров – из Казахстана, РФ и Туркменистана, а экспорт – не более 3 млрд кубометров: 65 % – в КНР, примерно по 15 % – в Киргизию и Таджикистан.

В ближайшее время газоимпорт наверняка увеличится, а экспорт «придётся временно приостановить». При том, что узбекистанский газоэкспорт к концу 2010-х превышал 11 млрд кубометров в год.

Странным, во всяком случае нелогичным, выглядит предложение Москвы и потому, что с 2022 года Узбекистан прекратил экспорт газа в Россию. А в 2021 поставки составили только 630 млн кубометров. В 2018 году, то есть с начала действия контракта по газоэкспорту в РФ – поставлено 3,8 млрд куб. м, в 2019 – 4,9 млрд куб. м, а в 2020 году поставок не было.

Сегодня же Узбекистан, повторим, ведёт переговоры именно по импорту российского, казахстанского и туркменского газа в 2023 году. Так что «газовый союз» Москвы, Астаны и Ташкента – не более чем проект весьма отдалённой перспективы.

Как известно, на данный момент закончилось всё практически «пшиком».
 

«Даже если будет заключено газовое соглашение с Россией, это не означает союз»

– такой афронт от вице-премьера и министра энергетики Узбекистана Жорабека Мирзамахмудова, конечно, ещё не окончательный. И в том, что «будет технический контракт», сомнений нет.

Но это, согласитесь, мелко, когда США вышли в мировые лидеры по поставкам СПГ, Алжир строит новые трубопроводы, Кувейт скупает технологии сжижения, а Польша стала главным клиентом Норвегии по газу. Остальная Европа тем временем терпит и полным ходом идёт по курсу на отказ от российского газа.

Алексей Чичкин, Дмитрий Малышев