Новости

Россию хотят оставить с полупустой трубой

Европарламент утвердил обновлённую Газовую директиву Европейского союза. Теперь действующие в ЕС правила будут распространяться на газопроводы третьих стран, проходящие через территорию и экономические зоны государств Союза, что даст Брюсселю больше возможностей контролировать морские отрезки трасс.

 

В принципе ничего нового тут нет. Европейская Газовая директива и раньше запрещала одной компании добывать голубое топливо и владеть газотранспортными структурами. Сейчас это уточняется, усиливается и охватывает подводные трубопроводы. Но допустим, что всё оставалось бы по-прежнему. Подводная труба наша, но вот она вышла в Германии из-под воды — и чья она? Нашей уже быть не может.

Труба принадлежит Газпрому. Вся. Но что мешает нам перепродать её концерну «Трубопровод», образованному специально для такого случая. Ведь нигде не сказано, что разные владельцы газа и трубы должны быть из разных стран. Возможно, так в конечном счёте и поступят. Иначе труба останется полупустой. Чужого газа в неё надо закачивать целых 50 процентов. А полупустая труба — это не только недопоступление газа в Европу. Это затягивание окупаемости газопровода для его инвесторов.

Закачивание в трубу чужого газа — вообще большая проблема. Где его вводить в трубопровод, если тот идёт под водой? Только у нас под Петербургом. Но откуда он там возьмётся? Надо специально тянуть туда газопровод из Туркмении или Азербайджана.

Вся эта муть делается якобы для того, чтобы избавить Европу от монополизма Газпрома. Но о каком монополизме может идти речь, если на наш гигант в мире приходится лишь 15 процентов продаж газа? В Европе — то же самое, поскольку на китайский рынок мы пока только собираемся по-настоящему выйти. Сегодня практически весь наш газовый экспорт идёт в Европу.

Вся эта возня затеяна ради двух основных соображений. Какое из них первое, сказать трудно. Оба первые. При нашей полупустой трубе американцы смогут наращивать свои поставки в Европу более дорогого сжиженного газа. В этом очень заинтересован Дональд Трамп, который страшно не любит «Северный поток — 2» и делает всё, чтобы того не было. Он даже заявил, что существование этого газопровода совершенно не соответствует американским усилиям защитить Европу от российской угрозы.

 

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

 

Вторая проблема — всё ещё существующие транзитные страны. На севере — это Прибалтика и Польша, на юге — Украина. Запад хочет, чтобы транзит через Украину сохранялся. Американцам и европейцам в высшей степени наплевать на Украину. Им нужна транзитная зона, где нам за наш газ не платят. Более того — его воруют. Пустячок, а приятно.

Северные транзитёры тоже не хотят лишиться своей доли доходов. Не зря же в Европарламент поправки к Газовой директиве внёс поляк Ежи Бузек. Польша очень не хочет «Северный поток — 2».

Каковы краткие выводы? Газовая директива не может запретить строительство «Северного потока — 2». Проблемы возникнут с его эксплуатацией. Но и то относительно. Дело в том, что решения Европарламента не так чтобы очень строго обязательны к исполнению, хотя теперь они и поступят на утверждение в Совет стран ЕС на уровне министров. Больших сомнений в том, что там его утвердят, нет. Кстати, «Северный поток» без цифры «2» качает газ в полном объёме. 

фото: rtr-vesti.ru

Юрий Субботин