Новости

РПЦ даёт Элладской церкви последний шанс остаться церковью

А Греции – остаться в православии

17 октября синод Русской православной церкви дал ответ на «опубликованные в средствах массовой информации документы внеочередного Собора иерархии Элладской Православной Церкви от 12 октября 2019 года», а именно – на«коммюнике собора и c доклада архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима, в котором предлагается признать “автокефалию Православной церкви независимой Украинской республики”».

Из пресс-релиза синода РПЦ явствует, что 9 октября, накануне начала собора, патриарх Московский Кирилл направил архиепископу Афинскому Иерониму «братское послание, содержавшее призыв воздержаться от односторонних действий и не принимать поспешных решений до тех пор, пока Дух Святой не соберет Предстоятелей всех Святых Божиих Церквей и не умудрит их сообща… найти решение, которое всех устроит и послужит преодолению нынешнего кризиса».

В ответ на открытую ложь Варфоломея (и теперь уже Иеронима) о том, что из-за отсутствия Московского патриархата на недоброй славы Критском соборе 2016 г. «не представилась возможность обсуждения вопроса о предоставлении автокефалии», синод РПЦ открыл ещё одну из завес над хитросплетениями межцерковных интриг: «В действительности тема автокефалии была исключена из повестки Собора много ранее, по настоянию Патриарха Варфоломея(выделено здесь и далее мной. – Д.С.). Теперь становится очевидной причина этого.

На заседаниях Межправославной подготовительной комиссии в 1993 и 2009 годах представителями всех Поместных Православных Церквей был согласован порядок предоставления автокефалии, который предполагает:

а) согласие Поместного Собора кириархальной Церкви-Матери на то, чтобы ее часть получила автокефалию;

б) …консенсус всех Поместных Православных Церквей, выражаемый единогласием их Соборов;

в) на основе согласия Церкви-Матери и всеправославного консенсуса официальное провозглашение автокефалии посредством издания Томоса, который «подписывается Вселенским Патриархом и свидетельствуется подписями в нем Блаженнейших Предстоятелей Святейших автокефальных Церквей, приглашенных для этого Вселенским Патриархом».

Относительно последнего пункта не до конца был согласован лишь порядок подписания Томоса, но это обстоятельство не отменяет достигнутых договоренностей по остальным пунктам. На Синаксисах Предстоятелей 2014 и 2016 годов делегация Московского Патриархата, наряду с представителями некоторых других братских Церквей, настаивала на включении вопроса об автокефалии в повестку дня Собора. Русская Церковь окончательно согласилась на исключение этой темы из повестки дня Собора лишь после того, как Патриарх Варфоломей в январе 2016 г. в присутствии других Предстоятелей заверил, что у Святейшей Константинопольской Церкви нет намерений осуществлять какие-либо действия, имеющие отношение к церковной жизни на Украине, ни на Святом и Великом Соборе, НИ ПОСЛЕ СОБОРА».

Изобличив лукавство по обе стороны греческо-турецкой границы, синод РПЦ приходит к решению на случай, «если украинский раскол будет действительно признан Элладской Православной Церковью или ее Предстоятелем – в форме совместного служения, литургического поминовения лидера раскола или направления ему официальных грамот». Здесь ключевое слово «действительно». В заявлении синода РПЦ говорится, что он ознакомился с документами греческого собора только в изложении СМИ (далее уточняется: «В открытом доступе отсутствует официальный документ за подписями греческих архипастырей, который можно было бы считать свидетельством единого соборного решения Поместной Церкви»). И даже в «изложении СМИ» говорится, что архиерейский собор лишь указал на «привилегию предстоятеля Церкви Греции далее заниматься вопросом признания Церкви Украины». А «заниматься вопросом признания» и «признать» – не одно и то же.

Кроме того, известно, что около двух сотен священнослужителей ЭПЦ, включая с десяток митрополитов, открыто выступили против признания СЦУ. Те же, кто желал разобраться в ситуации во время обсуждения на соборе, был лишён такой возможности. Как оказалось, решение было принято путём манипуляций и нарушения устава ЭПЦ. Протопресвитер Николай Саввопулос, бывший представитель ЭПЦ в Евросоюзе, открыл, что подготовка к собору происходила тайно, «не позволяя… даже самим архиереям иметь представление о намерениях тех, кто подготовил внеочередной собор иерархии».

«Решения Собора иерархии в Элладской Церкви принимаются голосованием всех участников, – напомнили грекам их собственный устав члены синода РПЦ. – Однако ни по вопросу о признании украинских неканонических сообществ, ни по вопросу об утверждении решений Постоянного Священного Синода Элладской Православной Церкви по Украине голосование епископата не проводилось. Коммюнике внеочередного Собора иерархии сообщило о решении, принятом по итогам обсуждения данного доклада. Но кто именно принял это решение и в какой форме – остается неясным».

Собор иерархии ЭПЦ

Собор иерархии ЭПЦ

«Организаторы собора просто «ложно объявили, что якобы приняли решение признать "автокефалию"», – подтверждает протопресвитер Николай Саввопулос. По его словам, к этому времени они уже, оказывается, получили «благодарственную телеграмму от Константинопольского патриарха по поводу "исторического решения… И несомненно, что за это великое "историческое решение" Церковь дорого заплатит разрушением своего единства». Священник надеется, что это осознал, наконец, и предстоятель ЭПЦ Иероним, который «признался, что не знает, поедет ли он в Салоники (неофициальная столица епархий двойного подчинения – Афинам и Фанару. – Д.С.), и что они (митрополиты епархий двойного подчинения, лоббировавшие признание «томоса». – Д.С.) серьёзно впутали его во все это».

Исходя из этого, синод РПЦ подошёл к ситуации в ЭПЦ не по всей строгости канонов, а исходя из принципа икономии (снисхождения в виде исключения). То есть каноны применяются выборочно – только к той части священноначалия, которое поддержало беззаконие Варфоломея: «Мы дорожим молитвенным общением с нашими собратьями в Элладской Православной Церкви и будем сохранять с ней живую молитвенную, каноническую и евхаристическую связь — чрез всех тех архипастырей и пастырей, кто уже выступил или в дальнейшем выступит против признания украинского раскола, кто не запятнает себя сослужением с раскольническими лже-иерархами, но явит пример христианского мужества и твердого стояния за истину Христову.

В связи с этим прекращаем молитвенное и евхаристическое общение с теми архиереями Элладской Церкви, которые вступили или вступят в таковое общение с представителями украинских неканонических раскольнических сообществ. Мы также не благословляем совершение паломнических поездок в епархии, управляемые означенными архиереями. Соответствующая информация будет широко распространена среди паломнических и туристических организаций стран, составляющих каноническую территорию нашей Церкви.

Священный Синод Русской Православной Церкви уполномочивает Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прекратить поминовение имени Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады в диптихах в случае, если Предстоятель Элладской Церкви начнет за богослужениями поминать главу одной из украинских раскольничьих группировок или предпримет иные действия, свидетельствующие о состоявшемся признании им украинского церковного раскола».

«Мы помним, что священные каноны Церкви осуждают тех, кто вступает в молитвенное общение и сослужение с изверженными из сана и отлученными от общения (Апост. 10, 11, 12; I Всел. 5; Антиох. 2 и др.)», – дипломатично (пока что) предупреждает синод РПЦ. Дипломатично, потому что за те деяния, что совершили стамбульские и фессалоникийские греки, священные каноны осуждают не абстрактно, а вплоть до отлучения от Церкви – предписывают признать Экуменический патриархат и Элладскую церковь еретическими сообществами и разорвать с ними литургическое общение.

В общем, данный подход достаточно взвешен и твёрд. Это признают даже те, кто считает политику РПЦ в отношении Фанара пассивной. Только вспомним, что по Фанару тот же синод РПЦ вынес ещё более жёсткое определение, признав Экуменический патриархат вышедшим за пределы «канонического поля Православия». То есть еретическим сообществом. Однако с того времени (в течение которого украинским самосвятам были выписаны и томос, и устав) ОВЦС МП не предпринял никаких шагов на межправославной площадке, чтобы поставить вопрос о целом букете ересей современного Фанара. Да в своём нынешнем заявлении синод РПЦ поясняет: «Вместо того чтобы признать допущенную ошибку и попытаться исправить ее путем всеправославного обсуждения, Патриарх Варфоломей блокировал любые переговорные инициативы на этом направлении».А зачем ограничивать разговор одной лишь «ошибкой» в части «легализации украинского раскола»? Допустим, «блокировка» обсуждения предстоятелем карликового патриархата, усиленная «внешними политическими силами», непреодолима для церковного МИД. Допустим, хотя светский МИД РФ справляется не то что с подковёрной «блокировкой» отдельных инициатив, а с «международной изоляцией России». Так кто всё-таки мешает вынести на всеправославное обсуждение остальные ереси Фанара и тем подорвать остатки его авторитета в православном мире?

Впрочем, «о насилии и гонениях против Украинской православной церкви после антиканонической легализации украинского раскола Константинополем Русская Православная Церковь неоднократно информировала Священноначалие Элладской Православной Церкви», говорится в сообщении синода РПЦ. Заметим: даже это не растопило сердца греческих «братьев».

Будем надеяться, что нынешнее заявление РПЦ станет, наконец, уже не одиночным ответным ударом, а положит начало наступательной политике в защиту канонов Святой Церкви. Недаром, полагаем, на следующий день после синода РПЦ патриарх Кирилл, комментируя ситуацию, прибег к такому неслучайному термину, как «закулиса». «Нынешняя ситуация заставляет все здоровые силы Греции, которые по крайней мере легитимны в границах духовного согласия, консолидироваться», – отметил, делясь с нами своими размышлениями, и профессор Киевской духовной академии В.М. Чернышёв.

Фото пресс-службы Московского патриархата

ДМИТРИЙ СКВОРЦОВ