Новости

Рухнули все надежды: Майя Санду окончательно разочаровала избирателей

Прошло ровно два года с последних президентских выборов в Республике Молдова, первый тур которых состоялся 1 ноября 2020 года. Это был период молдавской истории, когда политические страсти кипели и бурлили, когда главные кандидаты на высший государственный пост Игорь Додон и Майя Санду ежедневно выступали перед избирателями и знакомили их со своими предвыборными программами, обещая улучшить жизнь граждан Молдовы — самого бедного государства в Европе. Сегодня, два года спустя, есть смысл посмотреть, выполнила ли свои обещания победившая во втором туре выборов Майя Санду.

Характерной особенностью избирательной кампании Санду было то, что акцент в ней делался не на воздействие на избирателей с помощью логических доводов и заключений, а на эмоциональную составляющую выступлений и обещаний. Этому весьма способствовал имидж Санду — маленькой худосочной женщины, которая заявляла о готовности взять на себя груз руководства государством, переживавшим на тот момент, как представлялось, самый тяжелый период за короткую 30-летнюю историю независимости.

Дальнейшее развитие событий продемонстрировало, что склонность к принятию эмоциональных решений обернулась для молдавского электората еще большим ухудшением ситуации в стране.

Эмоциональный характер предвыборных обещаний Санду удивительным образом сочетался с их абсолютной абстрактностью, приверженностью к общим фразам, за которыми не просматривалось ни малейшей конкретики.

Очень много говорилось о борьбе с коррупцией, о необходимости реформы юстиции, о борьбе с кумовством и об улучшении жизни народа, но при этом не называлось ни одно конкретное действие, которое планировала бы Санду для достижения этих целей. Если попытаться выразить ее избирательное кредо в одной фразе, то оно звучало бы как «мы за все хорошее против всего плохого», и не случайно ключевыми синтагмами ее предвыборной кампании стали oameni buni и vremurile buni — «хорошие люди» и «хорошие времена».

Под «хорошими людьми» подразумевались все, кто разделяет взгляды Санду и ее партии PAS, а «хорошие времена» — те, что наступят после прихода к власти Санду и ее партии.

Разделением электората на «хороших людей» и всех остальных Санду еще в ходе президентской кампании достаточно доходчиво и наглядно продемонстрировала, что, несмотря на свои предвыборные обещания, она не собирается быть президентом для всех граждан Молдовы.

Более того, это разделение очень четко показало, что ни на какой плюрализм мнений и свободу слова в государстве под руководством «Санду и Ко» рассчитывать не стоит.

Правда, в отдельных своих заявлениях в ходе президентской гонки Санду демонстрировала определенную популистскую конкретику. Так, возмущаясь тем, что ее предшественник, президент Молдовы Игорь Додон в летнее время работал в загородной президентской резиденции в Кондрице, Санду обещала отказаться от нее и рассмотреть вопрос о ее передаче для каких-то других целей. Сторонники Санду даже проводили опросы среди населения, как лучше использовать этот загородный дом с большой прилегающей территорией посреди леса. Весной нынешнего года поднимался вопрос об обустройстве в этой резиденции беженцев с Украины.

Вскоре эти разговоры затихли, а сегодня Санду регулярно публикует в социальных сетях фотографии своих прогулок в Кондрице.

Но наиболее явным и наиболее обсуждаемым нарушением Майей Санду своих предвыборных обещаний стала история с забором, окружающим здание администрации президента Республики Молдова. «Нужно многое изменить. Мы уберем забор. Это станет символом приближения руководства страны к народу. Руководители не должны прятаться от людей за двухметровым забором», — говорила Санду в ходе предвыборной кампании.

За неделю до инаугурации, назначенной на 24 декабря 2020 года, в эфире одной из телепередач уже избранный президент Майя Санду подтвердила свое намерение и сказала, что забор демонтируют вскоре после ее вступления в должность. Санду не смогла назвать точную дату, но выразила надежду, что это произойдет уже 25 или 26 декабря.

Забор находится на том же месте и сегодня. Правда, одно время все ворота были открыты, и люди действительно имели возможность заходить на территорию.

Однако с момента проявления первых признаков возникновения в Молдове протестного движения ворота снова оказались «на замке».

Более того, доступ в здание администрации президента оказался закрытым для депутатов парламента от оппозиции, несмотря на то, что по закону депутаты парламента имеют беспрепятственный доступ в любое государственное учреждение Республики Молдова.

Впрочем, куда важнее то, как исполняются обещания Санду бороться с коррупцией и осуществить «реформу юстиции» — те обещания, которые являлись ключевыми пунктами ее программы в избирательной кампании.

Уровень коррупции в Молдове сегодня не ниже, чем при олигархе Владе Плахотнюке, просто бенефициарами коррупционных финансовых потоков стали креатуры главы государства и партии PAS.

Что касается «реформы юстиции», то и здесь никаких принципиальных изменений в персоналиях среди судей и прокуроров не произошло. Разве что на несколько ключевых позиций были поставлены люди, связанные с главой государства и правящей партией. Единственная заминка вышла с постом генерального прокурора, но здесь «Санду и Ко» удалось провести отстранение от должности принципиального Александра Стояногло и назначить исполняющим обязанности главы Генеральной прокуратуры своего человека.

Наконец, нельзя обойти вниманием экономические «достижения» Молдовы в период президентства Майи Санду. Коротко и в цифрах о состоянии молдавской экономики сегодня:

— уровень инфляции — 33,97%;

— темпы роста ВВП — минус 2,3%;

— процентная ставка по кредитам выросла до 21,5%;

— торговый баланс — минус 451 млн долларов США;

— уровень занятости населения — 41,3%;

— уровень борьбы с коррупцией — 105 место в мире;

— дефицит государственного бюджета составил 4640 миллионов леев (238 миллионов долларов США). 

Таковы «хорошие времена», которые обещала Майя Санду в ходе избирательной кампании.

К этому можно добавить, что за последние два года для населения газ подорожал с 4 до 30 леев за кубометр, электроэнергия — с 1,05 до 3,15 лея за киловатчас, а литр бензина А95 — с 15 до 25 леев.

По данным исследования «Поколения и гендер», проведенного в Молдове, в течение следующих трех лет более 15% населения страны намерены переехать в другую страну — это тоже итог «деятельности» Майи Санду. Исследование показывает, что в возрастных группах 15–19 и 20–24 лет около трети опрошенных намереваются эмигрировать в течение следующих трех лет, а в следующих двух возрастных группах (25–29 и 30–34 лет) — около одной четверти. После 45 эта цифра падает ниже 9%. Это самый высокий показатель среди одиноких и лиц с высшим образованием. Уехать собираются все категории работающих граждан, кроме пенсионеров.

Если попробовать найти какой-нибудь позитив в области внешней политики нынешнего президента, то и здесь, к сожалению, кроме многочисленных поездок в западном направлении и фотографий с западными лидерами, ничего полезного для Молдовы найти не удалось.

А вот с Россией и странами ЕАЭС отношения Молдовы благодаря Санду и партии PAS оказались полностью испорченными и находятся сейчас в самой низкой точке за все годы независимости страны.

Так что же, неужели за два года пребывания Майи Санду во власти в молдавской истории нельзя отыскать ни одного светлого пятна? Пожалуй, таким позитивом могло бы стать сенсационное выступление тираспольского «Шерифа» в футбольной Лиге чемпионов, когда в Мадриде был обыгран будущий победитель этого турнира, знаменитый мадридский «Реал». Вот только Майя Санду к этой победе не имеет ни малейшего отношения.

Максим Камеррер

Тэги: