Новости

Русская Церковь в Африке: причины и следствия

Синод Русской Церкви объявил о создании в Африке своего Экзархата. Что послужило причиной этого решения, и каковы его последствия для мирового Православия?

29 декабря 2021 года Синод Русской Православной Церкви объявил о создании Африканского экзархата в составе двух епархий: Северо-Африканской и Южно-Африканской.

В эти епархии вошли 54 страны Африки, то есть все государства континента. Кроме того, Синод принял в общение с Русской Православной Церковью 102 африканских священника, ранее подавших прошения с соответствующей просьбой.

Митрополитом Клинским, Патриаршим Экзархом Африки, Синод назначил архиепископа Ереванского и Армянского Леонида (Горбачева) с поручением управления Северо-Африканской епархией и временного управления Южно-Африканской епархией.

Что говорят каноны?

С точки зрения Александрийского патриархата (читай – Фанара) – это решение неканоническое, так как РПЦ создала на чужой юрисдикционной территории параллельную структуру. Также неканоническим, с точки зрения патриарха Феодора, нужно считать и прием александрийских клириков в состав Русской Церкви.

Конечно, подробный разбор всех канонических оснований создания Экзархата РПЦ в Африке требует отдельной статьи. Но уже сейчас можно сказать, что и первый, и второй аргументы Александрийского патриархата в современной ситуации никакой силы не имеют. Почему?

  • Фанар нарушил канонические границы РПЦ, приняв в общение раскольников из УПЦ КП и УАПЦ, переименовав их в СЦУ (хотя до этого на протяжении 330 лет не оспаривал нахождение Киевской митрополии в составе РПЦ);
  • Патриарх Александрийский Феодор сначала призвал украинский народ к единству с Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием (осенью 2018 года), долгое время (почти год) занимал относительно нейтральную позицию, а в 2019 году помянул за литургией Епифания в качестве канонического предстоятеля Церкви в Украине.
  • В 2021 году патриарх Феодор сослужил Думенко, а значит – нарушил целый ряд канонических правил (в частности, 11-е апостольское правило), согласно которым он сам уклонился в раскол.
  • Таким образом, патриарх Феодор отпал от Церкви, а значит его нельзя больше рассматривать как канонического архиерея, правящего епископа на африканских землях.
  • Точно так же отпали от Церкви все те клирики и иерархи, которые согласились с признанием раскола и не выступили против решения своего патриарха сослужить с раскольниками.
  • Те священники и миряне Африки, которые не согласились с признанием раскольников, остались без патриарха и без архиерея.
  • Значит, решение принять их в юрисдикцию Русской Православной Церкви – логическое и, в силу уклонения патриарха Феодора в раскол, соответствует духу канонов.

Решение принять Африку в юрисдикцию РПЦ – логическое и, в силу уклонения патриарха Феодора в раскол, соответствует духу канонов.

Тем более, что исторически канонической территорией Александрийского патриархата, согласно правилам Церкви, является Египет, Ливия, Пентаполь. На весь Африканский континент юрисдикция Александрийской Церкви была распространена только патриархом Мелетием (Метаксакисом) в ХХ веке. Русская Церковь (как и другие Поместные Церкви) просто соблюдали молчаливый «статус-кво» по отношению к этим территориям.

Да и священники, перешедшие в состав РПЦ, ничего не нарушали. Как совершенно справедливо отметил протодиакон Константин Марченко, «правило 15 Двукратного собора извиняет отделение от патриарха и митрополита, если он проповедует ересь, которая уже была осуждена. ПЦУ – этнофилетическая структура (такие структуры обычно строятся с лозунгами: «независимому государству – независимую церковь», – Ред.) а этнофилетизм осужден собором 1872 г. , кроме того, решения Московских соборов 1992 и 1997 годов (об анафеме Филарету, – Ред.), не отменены каноническим образом».

Сослужение с ПЦУ, считает отец Константин, это – «признание еретиков», а значит, патриарх Феодор «уже впал в ересь». Ну а тот факт, что не было соборного осуждения главы Александрийской Церкви только означает, что «сейчас не Византия и многие вещи чисто технически неосуществимы. Ну не собрать пока Собор против Варфоломея, Федора, Иеронима и всех симпатиков ПЦУ». Значит, считает отец протодиакон, священники Африки, перешедшие в Русскую Церковь, с точки зрения канонов – правы.

Какой будет реакция фанариотов на создание Экзархата?

30 декабря 2021 года Александрийский патриархат высказал «скорбь» по поводу появления Экзархата РПЦ в Африке, вспомнил об отцах Церкви и священнике Георгии Флоровском и пообещал, что «решение Российского Патриархата будет обсуждено на предстоящем заседании Синода Александрийского Патриархата, и тогда будут приняты соответствующие решения».

Понятно, что вместе с Александрийской Церковью волнуются и фанариоты и их «заокеанские друзья», потому что понимают – Русская Церковь может на этом не остановиться. Африканские епархии РПЦ – это «толстый намек», что дальше может быть создание подобных структур и в Греции, и в Турции. Точнее – на территории тех епископов, которые признают ПЦУ.

Отсюда можно не сомневаться, что реакция Александрийского патриархата и Фанара будет достаточно решительной и предсказуемой: разрыв евхаристического общения и требование от других Поместных Церквей вмешаться и повлиять на РПЦ.

Кроме того, фанариоты обязательно попытаются использовать те мнимые «козыри», которые у них есть. Например, пригрозят Сербской Церкви легализацией македонского и черногорского расколов. 

По отношению к другим Церквям фанариоты попытаются максимально ускорить процесс признания ПЦУ. Так, в апреле 2022 года глава Фанара запланировал мироварение, на которое пригласят Предстоятелей Поместных Церквей и Епифания Думенко. Соответственно, согласие совершить чин мироварения вместе с раскольником будет означать признание его законным предстоятелем Церкви в Украине.

Такой шаг (по сути, напоминающий шантаж), по мнению фанариотов, должен остановить Русскую Церковь. Но это не так. Потому что уже давно пора расставить все точки над «і» и наконец-то определиться кто в расколе, а кто – в Церкви. До сих пор некоторые Поместные Церкви не высказались о Томосе и ПЦУ и пытаются изобразить нейтралитет. И вот теперь – время пришло.

Тем более, что в вопросе создания Экзархата в Африке РПЦ показала, что может вполне четко и адекватно ответить. На данный момент РПЦ выглядит лидером консерватизма в Православии, а потому есть большая вероятность, что в случае уклонения других Церквей в раскол к Русской Церкви присоединятся традиционно-настроенные верующие из других стран.

В свою очередь и патриарх Феодор, и его со-эллины в лице патриарха Варфоломея, архиепископа Иеронима и архиепископа Хризостома сделают все возможное, чтобы опорочить Русскую Церковь и представить ее шаг в качестве «страшного преступления».

Что ж, вероятно, в РПЦ возможная реакция фанариотов была предусмотрена и новостью не станет.

Угрозы, шантаж и запугивание: как в Африке поступают с несогласными

Но кроме того, что в РПЦ полетят громы и молнии со стороны «вселенского» патриархата, достанется и тем священникам, которые решат уйти из Александрийской Церкви.

Дело в том, что эта Церковь насчитывает 41 епископа, около 500 священнослужителей (состоянием на 2005 год), примерно 1 миллион верующих, 43 епархии, около 1000 приходов и 6 монастырей. Если допустить, что за 15 лет количество священников выросло не очень существенно (а с учетом вялой миссионерской работы греков в Африке так, скорее всего, и есть), то переход сотни клириков под омофор Московского Патриарха для Александрийской Церкви – катастрофа.

Еще в начале октября профанариотские ресурсы распространяли информацию, что в РПЦ готовы уйти 6 африканских архиереев: митрополиты Карфагенский Мелетий, Зимбабвийский и Ангольский Серафим, Макарий Найробинский Кенийский, Иннокентий Руандийский, Афанасий Киренский и епископ Неофит из Ньери и Кении. Если это правда, то влияние Александрийского патриархата, и так незначительное на Африканском континенте, сойдет на нет.

Патриарха Феодора предупреждали, что уклонение в раскол приведет к большим проблемам внутри Александрийского патриархата. Но он предпочитал делать вид, что ничего не происходит, и в Африке – все под контролем. Однако это далеко не так.

Патриарха Феодора предупреждали, что уклонение в раскол приведет к большим проблемам внутри Александрийского Патриархата. Но он предпочитал делать вид, что ничего не происходит, и в Африке – все под контролем. Однако это далеко не так.

Например, еще в декабре 2019 года 27 священников подписали открытое письмо патриарху Феодору, в котором высказались против признания ПЦУ, так как «столь ответственное решение было принято без того, чтобы спросить мнение африканских священнослужителей, хотя именно африканцы составляют большинство клириков и прихожан Патриархата Александрии».

Также против украинских раскольников выступали и некоторые архиереи Александрийской Церкви. В частности, митрополит Угандийский Иона, который утверждал, что решение о признании ПЦУ было принято патриархом Феодором единолично.

Видимо, именно по этим причинам глава Александрийской Церкви в последнее время развернул небывалую ранее активность во вверенных его окормлению епархиях, и по всему было видно, что он пытается хоть как-то наверстать упущенное. Не наверстал. Вместо этого, его подчиненные прибегли к дикому давлению на священников и к методам убеждения, сильно отличающимся от тех, что прописаны в Евангелии.

Например, мы знаем о случаях, когда архиереи-греки (в частности, епископ Танзанийский Агафоник) запугивали священников, не согласных с признанием ПЦУ, угрожали им убийством, шантажировали, выгоняли с приходовобвиняли во взяточничестве и всячески препятствовали тому, чтобы они высказывали свое мнение относительно украинского раскола.

А вот еще одна история, рассказанная отцем Георгием Максимовым«Греческий епископ Агафоник вызвал к себе о. Амвросия и потребовал, чтобы он подписал бумагу с поддержкой решения патриарха Феодора. Тот отказался. Тогда еп. Агафоник урезал вдвое ему зарплату. О. Амвросий не изменил своего мнения… 10 декабря 2021 года вл. Агафоник снял о. Амвросия с должности настоятеля храма и приказал в кратчайшие сроки выселиться ему с семьёй из храмовой комнаты. А на следующий день по указанию греческого епископа некие люди сорвали все "русские" иконы в храме и бросили их под дверь комнаты о. Амвросия. Это происшествие шокировало многих православных священников в Танзании, которые говорили, что даже язычники себе такого не позволяют».

Эти истории свидетельствуют не только об общем отношении к священникам-африканцам со стороны иерархов-греков, но и о том, какой дух царит среди тех, кто признал ПЦУ.

Поэтому стоит ли удивляться тому, что африканцы намного больше симпатизируют русским, чем грекам? Вряд ли. С другой стороны, количество присоединившихся к экзархату будет расти, что, в конечном итоге, приведет к тому, что Александрийский патриархат выродится в маргинальную и чисто греческую структуру на континенте. Тем более что своей принадлежности к эллинизму они никогда не скрывали. Более того – ставили ее во главу угла и в качестве миссионерской цели. Не зря же патриарх Феодор призывал семинаристов проповедовать в Африке эллинизм, а не Христа, и заявлял, что ЭПЦ вполне удовлетворяет нужды Александрийского патриархата. Ну что же, теперь это сделать будет еще проще…

Что дальше?

Отец Георгий Максимов пишет, что «александрийские греки до сих пор не верят и не могут осознать масштаба своей катастрофы. Впрочем, неудивительно при их чудовищной оторванности от собственной африканской паствы, когда большинство греческих архиереев даже не живут в Африке… Мое знакомство с местными реалиями убедило меня в том, что современная греческая миссия в Африке это в значительной степени "потемкинская деревня", эксплуатируемая кучкой греческих архиереев для того, чтобы собирать деньги с греков из других стран. Не все греческие архиереи такие, но многие. Африканцы не дураки и тоже это видят. Усталость от греков там копилась давно. Африка заслуживает лучшего».

Александрийские греки до сих пор не верят и не могут осознать масштаба своей катастрофы. 

Протоиерей Георгий Максимов

С другой стороны, у русских нет надменности по отношению к африканцам, нет чувства превосходства и национальной или религиозной исключительности, а также желания продвигать под видом христианства эллинизм.

Кроме того, русские готовы реально помогать населению стран Африки, что в условиях тотальной нищеты, в которой живут эти люди, очень важно. И в этом смысле говорить, что Россия «купит» лояльность африканцев по отношению к РПЦ – это цинично и не верно. Просто потому, что люди в Африке элементарно выживают, а задача Церкви – помочь им. Кто мешает Александрийскому патриархату выполнять эту задачу? Никто. Значит и Русской Церкви не должны мешать.

Назначение на кафедру епископа Леонида говорит о том, что РПЦ серьезно намерена развивать миссию в Африке, а не довольствоваться «крохами со стола господей своих». Это значит, что будут открываться новые духовные семинарии, воскресные школы, просто школы и так далее.

И если владыка Леонид поведет дело правильно, то в скором времени в мировом Православии может возродиться былая слава Африки как одного из форпостов Церкви.

Константин Шемлюк