Новости

Саакашвили поставит крест на отношениях Зеленского с Путиным

Президент Украины Владимир Зеленский внес на рассмотрение в Верховную раду кандидатуру экс-президента Грузии Михаила Саакашвили на пост вице-премьера в Кабинете министров. Такое пополнение в Зе-команде сжигает последние мосты в отношениях Зеленского с президентом России Владимиром Путиным. Последние и так деградируют, толком не установившись, но после возвращения в руководство Украины «Мишико» Зеленский вовсе не сможет дозвониться в Кремль, как до него не смог Порошенко. 

Конечно, попытка «впихнуть» Саакашвили в правительство Дениса Шмыгаля никак не связана с донбасским кейсом. Перед грузинским политическим гастролером со стажем будут стоять другие задачи. Какие — еще не вполне понятно.

Некоторые полагают, что кандидатуру «Михо» двигает глава офиса президента Андрей Ермак с целью создать противовес министру внутренних дел Арсену Авакову. По мнению других, за Саакашвили замолвил словечко олигарх Ринат Ахметов, на канале которого тот появляется с завидной регулярностью.

Политолог Руслан Бортник говорит, что экс-президент Грузии будет иметь статус «специального посла Зеленского на Западе» — человека, работающего исключительно на укрепление имиджа своего босса. Или наоборот: Международный валютный фонд (МВФ) лоббировал это назначение, чтобы усилить свое влияние в рядах Зе-команды.

Время покажет, какие из этих догадок верны, но определенные выводы можно сделать уже сегодня.

Как бы ни складывались отношения Саакашвили с Коломойским, Ахметовым, Аваковым и другими игроками на украинской шахматной доске, президент РФ Владимир Путин останется для него врагом №1.

Врагом, а не деловым партнером, с которым у Зеленского должен быть общий интерес — завершить войну в Донбассе. Саакашвили и не скрывает, что все эти годы он борется с российским лидером. Строительство «успешной Украины» для него — не более чем попытка взять реванш, поднять свой подмоченный авторитет, создать трамплин для возврата в грузинскую политику.

В лице Михо Зеленский получит еще одного бескомпромиссного «ястреба», питающего глубокую личную неприязнь к Путину.

А Москва сделает соответствующие выводы.

«Это будет плохой сигнал для урегулирования ситуации на востоке страны и не только, — предупреждает украинский политолог Михаил Погребинский. — Для Кремля это будет сильный аргумент, что с этим "фруктом никакой компот не сваришь", потому нет смысла с ним вести дела, и может быть шаг к полному отказу от коммуникации с Зеленским».

На Украине Саакашвили пользуется репутацией успешного реформатора, у которого в Одессе дела не заладились по не зависящим от него причинам. Хотя непосредственным внедрением реформ в Грузии занимался не он, а покойный Каха Бендукидзе. Всеми своими действиями Саакашвили показывает, что по натуре он человек-таран. Разрушитель, а не созидатель.

Придать какой-то импульс европейским реформам на Украине он не может, зато разрушить коммуникацию между Киевом и Москвой — раз плюнуть.

Кто-то скажет, что Минский процесс — это не его сфера компетенции. Но это правда лишь отчасти. Во-первых, не будем забывать, на какую должность в правительстве его пригласил Зеленский: вице-премьер по реформам. А процесс реинтеграции Донбасса, по сути, является одной большой политической реформой.

Во-вторых, Саакашвили сам определяет, где начинается и где заканчивается его компетенция. «Саакашвили в силу своего характера и грузинского бэкграунда не может быть вторым, третьим, пятым, — утверждает политолог Дмитрий Спивак. — Он — президент, и он ведет себя всегда и со всеми, как президент». Захочет — будет комментировать тему Донбасса, оценивать действия Зеленского, давать ему советы. Кстати, он и раньше этим занимался. «Зеленский должен знать: когда отводишь войска, Путин думает, как бы еще что-то отхватить. Он никогда не выполняет и не будет выполнять свою часть соглашений», — говорил Саакашвили прошлой осенью.

Не стоит также забывать, что Саакашвили близок к демократическому крылу американского истеблишмента.

В украинскую политику его пристроил тогдашний вице-президент Джозеф Байден, который руководил страной победившего майдана в ручном режиме. Очевидно, все военные авантюры Петра Порошенко если и не планировались за океаном, то, по крайней мере, осуществлялись с согласия «сонного Джо».

Линия Демпартии — занимать максимально жесткую, бескомпромиссную и неконструктивную позицию по вопросу Донбасса. Тушить пожар войны керосином. Есть ли основания сомневаться, что Саакашвили по возможности будет делать то же самое?

Примечательно, что его назначение с энтузиазмом восприняли в партии «Голос». Почему? На этот вопрос откровенно ответила народный депутат Соломия Бобровская: «Михаил — это политик западного вектора и антагонист РФ, что жизненно нужно в нынешних кадровых и политических раскладах Банковой и Кабмина».

Коммуникация между Киевом и Москвой сегодня и так «хромает». Минские процесс фактически поставлен на паузы, решения предыдущего саммита «нормандской четверки» не выполняются, Дмитрий Козак и Андрей Ермак — главные переговорщики Путина и Зеленского — не смогли найти ни одного компромиссного решения.

На этом фоне в кадровой обойме Зеленского появляется человек, который считает, что с Россией вообще ни о чем не нужно договариваться.

И его позиция отнюдь не маргинальная. Тот же Аваков — один из первых министров майдана и главных зачинщиков антитеррористической операции весной 2014 года — является не менее ярким представителем «партии войны». Во фракции «Слуга народа» уже кристаллизовалась целая «фронда» противников Минских соглашений в составе нескольких десятков депутатов. Костяк дипломатического корпуса Зеленского — это птенцы из гнезда экс-министра иностранных дел Павла Климкина, при котором процесс мирного урегулирования в Донбассе зашел в тупик.

В Кремле еще не поставили крест на молодом украинском президенте. От него ждут действий, направленных на деэскалацию насилия (разведение сил по всей линии фронта и прекращение стрельбы уже будет большой победой «партии мира»).

Но если все, что готов предложить Зеленский, — это постоянные обмены пленными, то его прямая коммуникация с Путиным вскоре прекратится.

Контакты на высшем уровне станут просто бессмысленными. Пока что президент Украины идет именно к этой развязке. 

Алексей Ильяшевич