Новости

Самогон вместо молока

Наш парламент работает не покладая рук, однако поступающие законопроекты с практической точки зрения далеко не всегда интересны рядовым гражданам. Но кое-какие инициативы народных избранников заслуживают внимания, в частности проект закона «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях по урегулированию некоторых аспектов самогоноварения и рынка молока».

Без браги никуда

Название документа интригует — что общего между самогоном и молоком? Его авторы предлагают убрать из Админкодекса ст. 176, согласно которой изготовление или хранение без цели сбыта самогона или других крепких спиртных напитков домашней выработки, а также аппаратов для их выработки наказывается штрафом от трех до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан (НМДГ). А заодно и ликвидировать ст. 177, которая за приобретение самогона и других крепких спиртных напитков домашней выработки предусматривает штраф в 1—5 НМДГ.

В пояснительной записке указано, что ст. 176 появилась в КоАП еще в 1987 г., во времена «советской борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренения самогоноварения». В 1990 г. т. н. «сухой закон» был официально отменен в связи с полным провалом антиалкогольной кампании. Однако запретная норма о самогоноварении осталась. Как показывает статистика, статья 176 неэффективна, особенно с учетом размера санкции — 51—170 грн. По данным Государственной судебной администрации, в 2018 г. в судах рассмотрели только 197 дел об административных нарушениях, связанных с самогоноварением, на 80 человек наложили административные взыскания.

Сегодня по данному вопросу не должна устанавливаться ответственность. Если человек исключительно для собственного потребления производит из продуктов своего труда крепкие алкогольные напитки, это его естественное право, которое не может быть ограничено государством. Каждый человек имеет право пользоваться плодами своего труда для удовлетворения собственных потребностей. Также данная статья подлежит отмене, поскольку она носит дискриминационный характер по отношению именно к самогону домашнего изготовления. В то же время производство вин виноградных и плодово-ягодных, напитков медовых, наливок и настоек в домашних условиях для собственного потребления не влечет за собой ответственности.

Неэффективной представляется и ст. 177, учитывая незначительные штрафы (17—85 грн.) и трудности в доказывании состава правонарушения (факта приобретения самогона).

В то же время украинское законодательство имеет предохранитель для создания нелегального рынка слабоалкогольных и алкогольных напитков. В Админкодексе предусмотрена ответственность за занятие видами хозяйственной деятельности, относительно которых есть специальный запрет, установленный законом, при отсутствии признаков деяния, предусмотренного УК.

Кроме того, считается целесообразным законодательное регулирование процедуры изготовления, разливки и хранения самогона, что обеспечит качество произведенного продукта и обезопасит его употребление. Это обусловлено тем, что процесс создания самогона основан на перегонке браги, что позволяет получить т.н. спирт-сырец. Его крепость составляет 60% объемных единиц и содержит большое количество веществ (сивушные масла, метанол), способных оказывать негативное влияние на организм человека. Именно поэтому производство, розлив и хранение должно отвечать условиям, при которых уменьшается негативное влияние продукта.

С этой целью предлагается внесение ряда дополнений в закон «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и горючего». В частности, предлагается ввести статью, которая закрепляет требования к материально-технической базе лиц, занимающихся самогоноварением, и дополнения об ответственности за нарушение указанных требований.

Кроме того, в закон нужно внести дополнение, учитывая, что в Украине отмечается постоянное сокращение дойного поголовья. В 2018 г. насчитывалось 1,967 млн. коров, что на 43% меньше, чем в 2009 г. Из них 76% (1,49 млн. голов) содержалось в личных крестьянских хозяйствах и еще 24% (0,47 млн.) — на молочно-товарных фермах. Совокупное годовое производство молока в прошлом году составило 10,1 млн. т, что на 15% меньше, чем в 2009-м. Падение производства молока было менее выраженным в результате активного внедрения современных технологий, прежде всего средними и крупными хозяйствами, и наращивания производительности поголовья. По итогам 2018 г. средний годовой надой на корову составил 6054 кг против 3915 кг в 2009 г.

В 2018-м на переработку поступило 4,18 млн. т сырьевого молока, что на 10,5% меньше 2009 г. Следует подчеркнуть, что в структуре поступления сырья на переработку 78% — молоко от МТФ и только 22% — это личные крестьянские хозяйства.

По итогам прошлого года отрасль принесла стране благодаря экспорту $317,5 млн. валютных поступлений. Кроме того, это — 2,28 млн. грн. поступлений в виде НДС, ЕСВ, НДФЛ и военного сбора. По итогам 2018 г. в молочной отрасли Украины было занято 46 тыс. работников — 12% занятых в сельском хозяйстве.

По объему производства молока Украина занимает 18-е место в мире. Хотя по оценкам IFCN (одна из ведущих научно-исследовательских сетей в молочной промышленности) и Всемирного банка, с имеющимися ресурсами, потенциалом и в условиях активного развития отрасли страна может войти в ТОП-10 мировых производителей.

В 2019 г. молочная отрасль угодила в кризис — общая численность поголовья сократилась до 1,91 млн. Активно сокращается дойное поголовье на молочно-товарных фермах — за 8 месяцев оно уменьшилось на 22,9 тыс. голов, и перерабатывающие предприятия т. о. недополучили около 170 тыс. т молока.

Кроме того, снижается и экспорт отечественных молочных продуктов, зато растет импорт. Поставки сыра выросли на 77%, сливочного масла на 46%, кисломолочных продуктов на 40%. Указанные тенденции продолжаются и в 2020 г.

Возможные последствия таких тенденций — снижение бюджетных поступлений, потеря источника валютной выручки, превращение Украины из экспортера в импортера, потеря рабочих мест и снижение социальной стабильности на селе.

Исходя из вышесказанного, целесообразно введение льгот для лиц, занятых самогоноварением, которые занимаются выработкой молочной продукции.

Предлагается введение новой формы хозяйственной деятельности, которая должна отражаться в Налоговом кодексе. В новых нормах вводятся налоги на самогоноварение с учетом возможных льгот для лиц, занимающихся изготовлением самогона и привлеченных к изготовлению молочной продукции, учитывая актуальность развития молочной индустрии.

 

Речь идет о втором законопроекте под названием «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно урегулирования некоторых аспектов самогоноварения и рынка молока». В нем гнать 100 л самогона в месяц разрешается предпринимателям, которые ежемесячно производят не менее 1 т молочного сырья.

В законе «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и горючего» должны появиться такие определения. «Брага — продукт, полученный в результате дрожжевого сбраживания (брожения) растворов сахара или сахаросодержащих продуктов в воде с образованием этилового или плодового спирта». «Самогонный аппарат — набор технических устройств для изготовления самогона в домашних или иных условиях». «Самогон — спиртной напиток домашнего или иного производителя, крепостью 40—60 процентов объемных единиц, изготовленный путем перегонки браги через аппараты самодельного или заводского производства».

«Производство самогона может осуществляться в домашних или иных условиях физическим лицом-предпринимателем при условии наличия у него лицензии».

Материально-техническая база лиц, занимающихся самогоноварением с целью сбыта, должна в себя включать отдельные нежилые помещения (цеха, подвалы, ангары) и лабораторию для проведения работ по проверке качества и безопасности самогона. Кроме того, необходимо оборудование для производства и розлива, фильтрации воды; отстаивания сусла и его брожения, для обработки, хранения и розлива в потребительскую тару, а также контроля температуры и санитарной обработки всего инвентаря.

Куриный помет

Председатель комитета ВР по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов Галина Третьякова, инициатор и основной разработчик законопроектов о самогоне, известна всей стране своими скандальными заявлениями. Она, например, сказала, что в результате предоставления детской помощи социально безответственным семьям «мы получаем детей очень низкого качества». Позднее порадовала украинцев новостью — не каждая одинокая мать или «чернобылец» нуждаются в финансовой помощи от государства.

Объясняя причину легализации самогона, г-жа Третьякова заявила, что у каждого фермера «будут свои бутылочки и этикетки», он «будет развивать экономику, продавать свой продукт и производить в том числе молоко».

«Когда я закончу депутатскую деятельность, то для того, чтобы производить самогон, который является высокодоходным продуктом, куплю двух-трех коров. И этот баланс производства молока, традиционного продукта для нашего фермера, в сочетании с самогоном, тоже традиционным, но высокодоходным, приведет к тому, что домохозяйство станет прибыльным», — утверждает г-жа Третьякова.

Согласитесь, у народного депутата от «Слуги народа» странная логика. Вместо того чтобы всерьез поднимать молочную отрасль, она предлагает крестьянам продавать самогон. Почему бы в таком случае не разрешить им выращивать опийный мак, а также открывать казино и сельские бордели? Разумеется, только тем, кто содержит дойных коров.

В том, что статьи 176 и 177 «мертвые», мало кто сомневается. Если люди варят самогон для себя, с этим ничего не поделаешь. В Беларуси, как и в Украине, гражданам запрещено производить алкогольные напитки крепостью более семи градусов, а тем более ими торговать, однако милиция смотрит сквозь пальцы на тех, кто делает домашнее вино путем естественного сбраживания ягод и фруктов для личного потребления. В розничной торговле даже продаются специальные винные дрожжи белорусского производства.

А вот с подпольными самогонщиками, чья продукция крепче 28 градусов, борются не на шутку, поскольку именно они травят население. В некоторых районах Беларуси милиция даже использует беспилотные летательные аппараты для обнаружения самогонных мини-заводов в лесных массивах.

В России гнать самогон для собственных нужд разрешили еще в 1995 г., но за его продажу строго наказывали. Самогонные аппараты свободно продаются в специализированных магазинах. С 1 января 2020-го вступили в силу поправки в законодательство, согласно которым оборудование мощностью 2 тыс. л в год (5,5 л в день) подлежит обязательной регистрации, а продавать спиртное можно только по лицензии. Подпольщиков ждут штрафы до 300 тыс. рублей или лишение свободы до 6 месяцев. И связано это прежде всего с тем, что в 2013—2018 гг. на территории РФ было зарегистрировано 297 467 случаев острых отравлений спиртсодержащей продукцией, в т. ч. 78 252 — с летальным исходом (26,3%).

Но ни в Беларуси, ни в РФ никто не додумался привязать молоко к варке самогона. Это наше ноу-хау. Нельзя не согласиться с мнением психолога Юрия Калашникова, который говорит, что нужен контроль за теми, кто продает самогон, поскольку они для увеличения градуса подмешивают в напитки куриный помет и прочие «интересные» ингредиенты. По словам экономического эксперта Олега Пендзина, «льготы по налогообложению производства самогона в привязке к надоям молока приведут лишь к увеличению производства алкоголя».

Но это только одна сторона медали. В Украине согласно статистике один человек за год выпивает в среднем 12 л крепкого алкоголя. В итоге — вал сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, рака, болезней легких и расстройств психики, а на выходе — ранняя смертность. По данным компании Euromonitor International, годовой алкогольный рацион украинца, включая пожилых людей и младенцев, в 2010 г. составлял 57 л пива, 21 бутылку водки, 10 бутылок вина и одну бутылку коньяка.

В том, что количество смертей от отравления некачественным спиртным многократно возрастет, сомневаться не приходится. Неужели кто-то верит, что новоявленные бутлегеры создадут цеха, закупят оборудование, да еще откроют лаборатории «по проверке качества и безопасности самогона»? А кто их будет контролировать? Для этого понадобится целая армия чиновников, которые будут получать зарплату и заниматься коррупцией, вымогая деньги у «самогонщиков в законе». В то же время понесут серьезные убытки легальные производители алкоголя, поскольку из-за повального нищенства употребление нелегального самогона населением резко увеличилось, и последствия этого вскоре ощутит на себе любая украинская семья, в которой имеются пьющие люди.

Галина Третьякова права, отмечая кризис молочного производства. Во времена СССР — в 1989 г. — среднее потребление молочных продуктов составляло 396 кг в год на человека, в то время как в США этот показатель был 263 кг. В 2019 г. в сравнении с 2018-м экспорт украинской молочной продукции уменьшился на 30%, а импорт увеличился в 1,9 раза. В 2019-м было импортировано 20 тыс. т сыров, что составляло 18—20% общего потребления.

Кризис «молочки» является рукотворным. Украинский владелец коровы получает от государства 1500 грн. дотации в год. При этом непонятно, о ком радеет власть. Почему на украинскую молочную продукцию НДС составляет 20%, а на польскую всего 5%? Подписав договор об ассоциации с ЕС, руководство нашей страны почему-то забыло о рядовых украинцах — взяло на себя обязательство производить молоко только на крупных молочных фермах. Молоко крестьянских и мелких фермерских хозяйств стало несортовым. У крупных сельхозпредприятий сортовое закупают за 8—10 тыс. грн. за тонну, а несортовое — за 4,5—6,5 тыс. грн. Правительство дошло до того, что в нынешнем году вообще собиралось запретить крестьянам продажу молока на рынках, но продлило разрешение до конца 2021 г.

Фальшивая забота некоторых «слуг народа» о производителях молока рассчитана на простодушных обывателей. Куда честнее премьер-министр Денис Шмыгаль, который заранее предупредил и сельских, и городских жителей, что через 15 лет деньги на пенсии закончатся, поскольку количество работающих граждан будет меньше, чем нетрудоспособных. Он только не учел, что если крестьяне вместо молока станут массово продавать самогон, то о пенсиях можно не беспокоиться, поскольку вымрут и пенсионеры, и трудоспособные граждане.

Владимир СЕНЧИХИН