Новости

Секрет Полишинеля. Украина 20 лет не может найти заказчиков убийства Гонгадзе

О деле Георгия Гонгадзе многие уже успели позабыть. Всё-таки много лет прошло. Однако есть ли срок давности для преступлений против свободы слова?

На Украине пытаются сделать вид, что нет. Во всём остальном мире украинскую практику замалчивания историй об убийствах журналистов уже давно оценивают крайне негативно. Но разве это когда-то останавливало киевских пропагандистов, тем более что дело «мусолят» уже при пяти главах государства: Кучме, Ющенко, Януковиче, Порошенко и Зеленском?

В конце прошлого года Комитет министров Совета Европы (КМСВ) выразил озабоченность по поводу расследования похищения и убийства журналиста, которое за 20 лет так и не завершилось. «Не было достигнуто ощутимого прогресса ни в завершении кассационного производства по делу Пукача, одного из виновных в убийстве, ни в криминальном расследовании по факту подстрекательства и организации убийства», — говорится в заявлении комитета.

В Совете Европы призвали власти обеспечить скорейшее завершение криминального расследования в соответствии со стандартами Конвенции по правам человека. Подробную информацию о расследовании комитет считает нужным передать в ведение Государственного бюро расследований (ГБР). Недвусмысленно намекая, что украинской власти в данном деле в Совете Европы не доверяют.

И если бы это было первое предупреждение! Комитет пытался достучаться до украинского правосудия ещё год назад, в ноябре 2019-го. Европа не обошла вниманием и общую ситуацию с опасностью работы журналистов в Украине. В общем, КМСВ вполне ясно дал понять, что ни свободой слова, ни адекватным правосудием в отношении журналистских дел в Украине и не пахнет.

Журналистов убивали и до 2000 года. Началось всё в далеком 1992-м, когда на заре «незалежности» погиб «от взрыва в собственном доме» журналист и депутат Верховной Рады Украины I созыва Вадим Бойко. Как потом показала экспертиза, Бойко погиб до пожара (в лёгких трупа не было гари).

Секрет Полишинеля. Украина 20 лет не может найти заказчиков убийства Гонгадзе

Это дало добротную почву для совершенно диких мотивировок в ходе расследования десятков дел погибших журналистов вроде «при невыясненных обстоятельствах» и «версия покушения не рассматривается».

2000-й стал эдакой точкой невозврата. В этот год Георгий Гонгадзе основал интернет-издание «Украинская правда», считавшееся тогда прорывным. Он вместе с Аленой Притулой и Сергеем Шолохом нашёл деньги под развитие свободы слова на Украине в США, фактически став одним из первых  открыто финансируемых американцами СМИ. По несчастливой случайности, мужа Притулы, другого известного журналиста Павла Шеремета, убили много позже, взорвав его автомобиль в 2016 году. Есть версия о причастности к убийству Павла Шеремета силовых органов Украины. Ничего не меняется!

Но вернёмся к Гонгадзе. Он исчез вечером 16 сентября 2000 года, когда из дома Притулы отправился домой. С тех пор его никто не видел, а обезглавленное тело журналиста было найдено 2 ноября того же года в сотне километров от Киева.

Тут же посыпались обвинения в сторону президента Леонида Кучмы (это вошло в историю под названием «Кучмагейт»), которого Гонгадзе активно критиковал, в том, что он причастен к убийству, а лидер социалистов Александр Мороз даже представил аудиозаписи экс-майора госохраны Николая Мельниченко, доказывающие эту версию. Впрочем, в 2013 году суд решил, что «плёнки Мельниченко» не могут быть доказательством по делу об убийстве, а международные эксперты ни подтвердили, ни опровергли их подлинность.

Секрет Полишинеля. Украина 20 лет не может найти заказчиков убийства Гонгадзе
Николай Мельниченко

Кучма понял, что дело плохо и вместе с МВД пытался слепить версию убийства некими уголовниками из хулиганских побуждений. Схема, работавшая в «расследованиях» журналистских смертей раньше, дала сбой. Слишком поздно: к истории основателя «Украинской правды» привлечено мировое внимание.

В 2013 году за убийство Гонгадзе к пожизненному лишению свободы был приговорён экс-начальник департамента наружного наблюдения МВД Украины Алексей Пукач, задержанный в 2009 году. Что интересно, первый раз Пукача задержали ещё в 2003 году: его подразделение вело слежку за журналистом. Кучма помог освободиться Пукачу довольно оригинально — уволил тогдашнего генпрокурора Пискуна и его зама Шокина. От убийства милиционер, как и его подчинённые-подельники, особо не отпирался.

Когда Виктор Ющенко пришёл к власти, он заявил, что считает «делом чести» наказание убийц журналиста. Пукача тут же объявили в розыск. Казалось бы, все карты в руки! Вернувшийся к работе в прокуратуре Святослав Пискун подобрался к допросу экс-главы МВД Юрия Кравченко, но тот неожиданно (снова — «при странных обстоятельствах») кончает жизнь самоубийством.

С личностями-то убийц Гонгадзе давно понятно, но что с расследованием дела насчёт заказчика? К слову, Ющенко создал только видимость правосудия: его обвиняют, что в ходе избирательной кампании он гарантировал Кучме неприкосновенность, потому дело не могло сдвинуться. Дело Гонгадзе передали по наследству следующему главе государства, Виктору Януковичу. В 2011 году при нём против Леонида Кучмы возбудили уголовное дело и ограничили выезд за пределы страны. Кучме даже устраивали очную ставку с Пукачем, а в конце года… сняли все обвинения.

Секрет Полишинеля. Украина 20 лет не может найти заказчиков убийства Гонгадзе
Алексей Пукач

Мать журналиста Леся Гонгадзе считала, что исход дела выправлен так, «чтобы никто и никогда не смог назвать заказчиков, которые на самом деле хотели уничтожить её сына». Кстати, сам Пукач заявил, что согласится с приговором лишь в том случае, если в одной клетке с ним окажутся Леонид Кучма и Владимир Литвин, глава администрации Кучмы.

Здесь у следователей (в том числе нынешних, из ГБР) есть один большой соблазн: состряпать дело так, что Пукачу указание убить (либо припугнуть) Гонгадзе якобы давал Кравченко, которого давно нет в живых. Естественно, этому не поверят ни в Украине, ни в Европе, ни в США, где до сих пор пристально следят за делом Гонгадзе. Другой вариант — Пукачу это самое задание дал глава администрации Кучмы Литвин — будто бы и не рассматривается. Литвин, естественно, всё отрицает, хотя, по одной из версий, он хотел подставить делом Гонгадзе Кучму и совершить госпереворот. Других версий о заказчиках попросту нет…

Генеральный прокурор времён Петра Порошенко Юрий Луценко два года назад уверял, что выяснить заказчиков убийства журналиста можно за месяц, если следствие получит оригиналы плёнок Николая Мельниченко. Это при том, что ещё пять лет назад суд фактически отказался от их использования!

2020 год на дворе — а воз и ныне там. Кучма неплохо чувствовал себя при всех президентах, а до последнего времени даже возглавлял Трёхстороннюю контактную группу по Донбассу. Литвин в свою очередь возглавлял Раду и долгое время был нардепом. Государственное бюро расследований настолько слабо, что и при Владимире Зеленском в деле Гонгадзе ждать не приходится ничего, кроме отписок, полусумасшедших версий и удивлённого лица пропагандистов, когда они слышат, что найти убийцу и найти заказчика — это две большие и четыре маленькие разницы.

Секрет Полишинеля. Украина 20 лет не может найти заказчиков убийства Гонгадзе
Леонид Кучма и Владимир Литвин

Теперь о субъективном. Дело Гонгадзе стало поворотным и показательным ещё и в другом. Как упоминалось выше, Гонгадзе был оппозиционером по отношению к Кучме, но шире — фактически агентом американского влияния в Украине, возглавлявшим одно из самых неоднозначных и токсичных СМИ в стране. Все мы прекрасно помним, какие мракобесные позиции занимала «Украинская правда» и во время Майдана первого, и во время Евромайдана, и во время войны на Востоке Украины. Лживая, омерзительная, русофобская пропаганда. Вспоминая о преступлениях украинской власти в разные годы против журналистов, ни в коем случае не следует этого забывать. То есть журналисты даже с такой «удобной» позицией в случае чего абсолютно не защищены.

Показательным является тут и другое — шумиха, поднятая коллективным Западом, так называемым журналистским сообществом (тоже в большинстве своём питающимся на грантовые средства), а также самой украинской властью, которая формально пытается сделать вид, что хочет найти преступников. Совершенно диаметральные позиции украинская власть и все вышеперечисленные заняли, например, после убийства Олеся Бузины в апреле 2015 года. И это при том, что Бузина был на момент смерти гораздо более влиятельным журналистом, чем Гонгадзе, и гораздо более непримиримым оппонентом действующей власти. Как протекает следствие 5 с половиной лет после убийства подробно мы писали — националисты Медведько и Полищук, чья вина доказана гораздо в большей степени, нежели Пукача, находятся на свободе, а власть преспокойно спускает дело журналиста на тормозах. Более того — запрещает его книги, биографические фильмы о нём, делает всё, чтобы трагедия как можно скорее была забыта.

Так что, конечно, убийцы Гонгадзе должны быть найдены и привлечены к справедливому суду. В том числе и для того, чтобы наказать убийц других, гораздо более влиятельных и уважаемых журналистов.

Денис Шатунов (Украина)