Новости

Семь советов по защите от рейдеров из ПЦУ

На самом деле это классика – «Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила» (Оруэлл, «1984»). Что ей можно противопоставить? Знаем, что священноначалие и юристы канонической УПЦ не спят, а активно трудятся и предпринимают ряд мер, так же как и ОВЦС РПЦ. Потому просим снисходительно отнестись к нашим наброскам, если в них напишем что-то, что уже давно делается или если что-то невыполнимое… Просто пытаемся внести свою лепту в общее дело. Все любят давать советы. Попробуем и мы: 

1) Отличная практика некоторых епархий – нотариальное заверение протоколов собраний общины, списков ее членов, выдача удостоверений и т.д. Проведенное через собрание решение о фиксированном членстве, должное заверение протокола и вся связанная документация весьма усложнит раскольникам фальсификации протоколов. Хоть и не решает проблемы административной поддержки рейдеров. К сожалению, эта практика не повсеместная, а стоило бы… 

2) На наш взгляд, отличная идея – превентивное рассмотрение общиной вопроса перехода в «ПЦУ». Зачем ждать, пока рейдеры положат свой взгляд на ваш храм? Массовое собрание общины, четкие списки, видео, аудио записи, помимо протокола, нотариальное заверение итогового решения с отказом от перехода к раскольникам. Если потом рейдеры принесут протокол с противоположным решением, расхождение как по фамилиям, так и по содержанию будет аргументом против них. 

3) Максимальное, насколько доступно, оснащение храмов и прилегающей территории видеокамерами. Любой внезапный штурм должен оставить видеосвидетельства: кто взламывал храм, кто применял насилие, чья сторона прятала лица. Если возможно, сразу с сохранением видео в интернете во избежание его уничтожения. 

4) Четкая фиксация побоев после нападений раскольников. Даже легкой степени. Обязательная подача заявлений. Даже если полиция на стороне рейдеров, все это пригодится. Как минимум для объективного освещения в адекватных СМИ (их мало, но они есть). Как максимум - в последующих судах. 

5) Бывают разные ситуации. Не редко епархиальные управления, епископ, настоятель и т.д. оказывают помощь храмам при строительстве или ремонтных работах. Например, настоятель продал машину, деньги пустил на строительство храма, с надеждой что потом возникнет возможность их возращения. То есть, это не жертва, а займ. Займы нужно официально оформлять, официально проводить по бухгалтерии. В случае захвата храма обязательства по займам могут стать еще одним кирпичом в общей конструкции действий по возврату храма. Более того, не исключен механизм заведомых обременений на недвижимость. Какой рейдер захочет захватывать недвижимость, на которой висят долги, которые нужно в любом случае отдавать? Но во избежание ошибок вопрос должен быть, на наш взгляд, на однозначном контроле правящих архиереев. 

6) Необходима работа с масс-медиа и нейтральной частью чиновников и депутатов. Не все желают участвовать в беспределе, даже если пришла команда сверху. Кто-то боится, что будет в случае смены власти, кто-то просто не хочет головной боли, а в ком-то жива совесть… Старый и эффективный способ - хождение делегаций верующих УПЦ по редакциям, депутатским приемным и чиновничьим кабинетам может оказаться снова актуальным. Особенно если идут просто верующие конкретного села. И самим верующим постоять за Богоугодное дело для пользы, и визави увидят живых людей с настоящей болью в глазах (реальные прихожане – преимущество УПЦ перед раскольниками)… А если эти делегации еще понесут с собою копии доказательств, а епархия обеспечит им транспорт для передвижения… 

7) Даже мелкие факты гонений, не говоря о крупных, на наш взгляд, должны стать достоянием каждого епископа, каждого священника в других Поместных Церквях. Включая признавших раскольников.

Методы не сложные и не затратные. Но формирующие достоверное понимание внутри самой Церкви. 

Лабарум. Сим победиши