Новости

«Северный поток - 2» уже не остановить

6 октября судно-трубоукладчик Audacia компании Allseas приступило к укладке труб на германском участке газопровода «Северный поток – 2», где также уже работает судно Castoro Dieci, сообщает пресс-служба компании Nord Stream 2. Строительство этого важнейшего для России газопровода входит в решающую стадию, на которой остановка проекта выглядит уже крайне маловероятной.

 

 

Audacia должно выполнить работы по укладке труб в германских территориальных водах. Вначале ему предстоит уложить участок около 38 километров трубопровода в более глубоководной части маршрута, а затем вернуться в исходную точку и начать укладку второй нитки. Второе судно Castoro 10 приступило к подготовительным работам по укладке труб еще 24 июля на мелководье вблизи Любмина. Параллельно начались подготовительные работы для укладки труб в Грайфсвальдском заливе, где сооружалась 29-километровая траншея для газопровода. Завершить строительные работы в заливе и укладку труб «Северного потока – 2» в территориальных водах Германии планируется к концу этого года.

Подготовительные работы на морском участке «Северного потока – 2» в заливе Грайфсвальд Nord Stream 2 начал еще 15 мая, когда стартовало обустройство траншей для двух ниток газопровода. Разрешение на осуществление этих работ было выдано Горным ведомством Штральзунда 31 января 2018 года. Сразу после этого Всемирный фонд дикой природы и Немецкий союз охраны природы потребовали от германских властей отменить выдачу разрешения в связи с тем, что газопровод «представляет собой тупик для политики в области защиты климата, он угрожает хрупкой экосистеме Балтийского моря, а также вбивает клин в солидарность и доверие внутри Европейского союза». Тем не менее Высший административный суд Грайфсвальда иск отклонил, посчитав, что существенного ущерба экологии этот проект не несет.

Использование экологических организаций для лоббирования политических и экономических интересов – дело довольно распространенное. Так, 8 октября «Гринпис» и Всемирный фонд дикой природы выступили против строительства газопровода через природный парк «Зона покоя Укок», где должен пройти газопровод «Алтай» («Сила Сибири – 2»), предназначенный для снабжения Китая российским газом по западному маршруту. По мнению экологов, прокладка трубы приведет к нарушению хрупких высокогорных почв и окажет негативное воздействие на флору и фауну плато.

Проблема в том, что газопровод через плато Укок – единственный вариант, позволяющий связать РФ и КНР газопроводом через «Алтайские ворота» – узкий участок российско-китайской границы (около 45 км), который расположен к западу, а не к востоку от Монголии. Но в случае с «Северным потоком – 2» экономические интересы ФРГ оказались выше экологических, и строительство газопровода разрешили.

Строительство газопровода ведется и с восточной стороны. 5 сентября Nord Stream 2 AG сообщил о начале работ по строительству второй очереди «Северного потока» в территориальных водах Финляндии. Укладку труб ведет судно Solitaire, имеющее длину 300 метров, а ширину – 41 метр. Работы осуществляются круглосуточно и без выходных, а трубы длиной 12 метров и весом 24 тонны доставляются на борт трубоукладчика транспортными судами из ближайших финских логистических центров, которые расположены в Котке или Ханко. Сварка труб осуществляется прямо на борту Solitaire, после чего сварные швы проверяются и выполняется укладка газопровода на морское дно. Для того чтобы трубы прошли точно в соответствии с утвержденным маршрутом, дно Финского залива до и после обследуется специальным исследовательским судном.

14 августа Nord Stream 2 AG получил разрешение на строительство трубопровода в территориальных водах России, которое было выдано Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и распространяется на участок длиной около 114 километров, проходящий по дну территориального моря РФ. Помимо России все разрешения на строительство газопровода к середине мая были получены от Германии, Финляндии и Швеции. Единственной страной, которая строительство «Северного потока – 2» еще не разрешила, остается Дания, которая под давлением Вашингтона угрожает его не согласовать. Однако заметного влияния на реализацию проекта это шаг Копенгагена все равно не окажет. Придется лишь изменить его маршрут так, чтобы он обходил датские территориальные воды, оставаясь в пределах германской зоны.

Ситуация, когда строительство «Северного потока – 2» вступает в решающую стадию, совершенно не устраивает США. Вашингтон заботят перспективы сбыта в странах ЕС их собственного сжиженного газа, а также положение Украины, которая без транзитных платежей «Газпрома» окажется в критическом экономическом положении. 20 сентября одна из крупнейших американских газет The Wall Street Journal сообщила, что администрация Д. Трампа прорабатывает введение санкций против ряда крупнейших оборонных предприятий России и газопровода «Северный поток – 2».

 

 

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

 

Не стоит их недооценивать: они могут оказать негативное влияние на реализацию проекта. Дело в том, что Россия строит газопровод не одна. Акционерами Nord Stream 2 AG помимо «Газпрома» являются крупнейшие европейские энергетические концерны – Royal Dutch Shell, Wintershall, Uniper, OMVAG и Engie. Под давлением США они могут покинуть проект, что в принципе способно создать для него проблемы с финансированием.

Тем не менее ситуация вовсе не является критичной. 7 октября председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что капитальные вложения в «Северный поток – 2» уже профинансированы на 70%, и все участники проекта последовательно выполняют свои обязательства. Причем Wintershall, как сообщил в ходе Петербургского международного газового форума член правления компании Тило Виланд, готова в 2019 году, также как в 2017-2018 годах, профинансировать «Северный поток – 2» на 327 млн. евро.

Даже в случае введения США санкций газопровод, как заявил министр энергетики РФ Александр Новак, все равно будет построен. «Мы рассчитываем, что санкции наложены не будут, – отметил он. – Если это произойдет, то проект все равно будет реализован. Укладка уже началась». По словам финансового директора Nord Stream 2 Пола Коркорана, строительство газопровода будет профинансировано, так как Россия имеет высокий запас ликвидности в евро.

Главной причиной того, что вторая очередь «Северного потока» будет построена, несмотря на санкции США, является отсутствие у ЕС в целом и у Германии в частности другого выхода. По оценкам Оксфордского института энергетических исследований, которые приводит РИА «Новости», к 2020 году ежегодная добыча газа в странах Евросоюза снизится с 256 до 212 млрд. кубометров, а к 2030 году – до 146 млрд. Вызвана эта тенденция падением добычи на крупнейшем месторождении Гронинген, расположенном в Нидерландах. В 2005 г. добычу газа на нем из-за исчерпания запасов было решено ограничить 37,5 млрд. кубометров в год. Однако целая серия землетрясений, вызванная откачкой газа, и общественных протестов привела к тому, что объем добычи еще несколько раз снижали: в 2015 г. – до 27 млрд. кубов, в 2016 г. – до 24 млрд., а в 2018 г. – до 12 млрд. До 2022 г. добыча газа на этом месторождении будет продолжаться на минимальном уровне, а к 2030 г. полностью прекратится.

Помимо истощения газовых месторождений в ближайшие годы будет снижаться и объем электроэнергии, получаемой другими способами. Во Франции и Германии идет закрытие атомных электростанций и старых угольных ТЭЦ. При этом потребление газа промышленностью растет, поскольку экономика ЕС находится на подъеме. В этой ситуации мощности «Северного потока – 2» может не хватить, и встанет вопрос о строительстве третьей нитки газопровода, анонсированной в апреле этого года заместителем председателя правления «Газпрома» Александром Медведевым. Других источников, из которых страны ЕС могли бы получить трубопроводный газ, пока не просматривается. Даже если удастся построить Транскаспийский газопровод и в Европу придет туркменский газ, ни заменить, ни вытеснить российский он не сможет.

 

 

Прозвучавшие на днях в Сенате США предложения выделить Европе 1 млрд. долл. для модернизации инфраструктуры с целью приема американского СПГ и ликвидации «газовой зависимости» от России, выглядят не слишком серьезными. Для создания полноценной инфраструктуры этих денег все равно не хватит, а на цену американского СПГ, который значительно дороже российского трубопроводного газа, эти субсидии никак не повлияют. Проигрывать же США и КНР конкуренцию из-за дорогих энергоносителей и удорожания своей промышленной продукции Евросоюз, естественно, не хочет.

фото: ritmeurasia.org

 Кирилл Соков