Новости

«Северный поток — 2» заставил драть глотки лидеров главных стран НАТО

Президент США Дональд Трамп и канцлер ФРГ Ангела Меркель провели «жаркие» телефонные переговоры. По информации издания Politico, лидеры союзных государств ругались на самые разные темы — от деятельности НАТО до отношений с Китаем. Вопрос «Северного потока — 2» они также не обошли стороной. Подробностей пресса не сообщает, но этого и не требуется: Берлин и Вашингтон публично занимают полярные позиции по вопросу строительства газопровода. Новые американские санкции против него могут вбить последний гвоздь в крышку гроба евроатлантического единства.

То, что лидеры США и Германии в очередной раз не смогли найти общий язык, стало понятно после отказа Меркель посетить саммит «большой семерки» в Вашингтоне. Трамп захотел провести мероприятие уже в июне — это могло бы стать символом возвращения к нормальной жизни после победы над коронавирусом. А главным триумфатором, разумеется, должен быть хозяин Белого дома, у которого на носу президентские выборы.

Но строптивая канцлерин сразу поломала его планы. По словам официального представителя правительства Германии Штеффена Зайберта, Меркель не может принять предложение из-за общей пандемической ситуации в мире.

Отказ привел Трампа в ярость.

Politico со ссылкой на свои источники пишет, что Трамп даже пожаловался на канцлера ФРГ президенту Франции Эммануэлю Макрону. Интересно, зачем?

Вероятно, нежелание Меркель лететь в Берлин можно рассматривать как закономерный итог ее конфронтации с Трампом.

Их последний телефонный разговор ознаменовался жаркими дискуссиями по вопросам НАТО, Китая и «Северного потока — 2».

Подробности можно домыслить самостоятельно. Президент США наверняка требовал не затягивать с увеличением оборонного бюджета Германии до 2% ВВП, а Меркель парировала тем, что эпидемия заставляет ее решать более насущные задачи.

С Китаем тоже все понятно. Вашингтон и Пекин снова начинают «бодаться». Формальным поводом для этого был коронавирус, затем американцы переключили внимание на ситуацию в Гонконге (хотя очевидно, что глубинные причины конфликта по-прежнему лежат в плоскости экономики и торговли). От Европы в этой схватке требуется решительно поддержать своего союзника, в то время как Меркель предпочитает сохранять нейтралитет.

Но, вероятно, самая актуальная проблема американо-германских отношений — это судьба «Северного потока — 2».

Недавно посол США в Берлине Ричард Гренелл заявил, что Вашингтон не оставляет попыток остановить реализацию проекта: «Новые санкции находят одобрение всех партий. Несмотря на избирательную кампанию, процесс принятия законопроекта может быть очень быстрым».

О каких санкциях идет речь, пока неясно, но на этот раз под раздачу могут попасть европейские компании.

Если американцы действительно хотят остановить «Северный поток — 2», то другого выбора у них не остается.

Укладку труб в скором времени должно завершить судно «Академик Черский». Владеющая им компания «Газпром флот» не имеет активов в США и не собирается работать в Мексиканском заливе (в отличие от Allseas, которая в конце прошлого года вывела все свои суда из зоны строительства «Северного потока — 2»).

Пострадать могут разве что отдельные представители компании, если у них есть имущество за океаном. На ход реализации проекта это не повлияет.

Куда больнее санкционный удар Вашингтона будет для немцев.

Ранее Гренелл уже отметился тем, что рассылал местным фирмам письма с угрозами ввести против них ограничительные меры за содействие «Северному потоку — 2». До конкретных действий дело пока не дошло, да и вряд ли дойдет. С другой стороны, в истории уже были прецеденты, когда США вводили санкции против своих европейских союзников.

Ситуация со второй ниткой «Северного потока» до боли напоминает историю строительства трубопровода «Дружба», по которому СССР организовал поставки нефти в страны капиталистического блока.

За неимением отечественных труб большого диаметра Москва решила закупить их в Западной Европе. Контракты были заключены с крупными фирмами ФРГ и других государств. Тут опомнились американцы: через Североатлантический совет НАТО они протащили проект эмбарго на поставку труб в СССР.

Впрочем, Германия тогда не стала следовать указаниям «вашингтонского обкома» и помогла Советскому Союзу завершить строительство.

Повторится ли история? Готова ли Германия сопротивляться, если Трамп все-таки пойдет ва-банк? В федеральном правительстве явно рассчитывают избежать этого сценария.

Реакция немцев на декабрьские санкции была очень вялой — Берлин назвал их вмешательством в дела Европы, но никаких ответных мер предпринимать не стал, что само по себе абсурдно.

Еще более невнятной оказалась реакция на новые угрозы Гренелла. «Если речь идет о конкретном прогрессе по проекту, то имеет смысл обратиться в компанию. Что касается санкций, то вчера уже сказали, могу повторить: с нашей точки зрения, сейчас неподходящее время раскручивать эскалационную спираль и угрожать дальнейшими санкциями, перед нами другие проблемы», — заявила официальный представитель МИД ФРГ Мария Адебар.

То есть сейчас неподходящее время, а потом будет подходящее? Вводить санкции против европейского бизнеса можно будет после завершения эпидемии коронавируса? Абсурдная позиция, которая демонстрирует растерянность немецкого внешнеполитического ведомства.

Незадолго до переговоров Трампа и Меркель Сетевое агентство ФРГ отклонило заявку компании Nord Stream 2 AG на освобождение «Северного потока — 2» от норм обновленной Газовой директивы ЕС. Это значит, что трубопровод можно загрузить только на половину от максимальной мощности (50% «Газпром» должен резервировать для альтернативных поставщиков, которых в природе не существует).

Чем не санкции против России?

Но американцев такой расклад не устраивает. Во-первых, потому что решение немецкого регулятора носит не окончательный характер — Nord Stream 2 AG будет его оспаривать.

Причем к судебным разбирательствам могут подключиться европейские компании, которые вложили в проект миллиарды долларов, а потом узнали, что срок его окупаемости искусственно увеличивается в два раза.

Во-вторых, даже если «Северный поток — 2» будет формально подчиняться Газовой директиве ЕС, для его полной загрузки наверняка можно найти юридическую лазейку. Было бы желание.

Спор Берлина и Вашингтона в этом случае носит неразрешимый характер. Трампа удовлетворит только один исход: «Северный поток — 2» не должен добраться до побережья Германии. Для немцев этот вопрос тоже решен. Можно обсуждать только перспективы эксплуатации трубопровода, который рано или поздно начнет заполняться газом.

Трудно спрогнозировать, как будет развиваться ситуация, если американцы все-таки обложат санкциями европейских партнеров «Газпрома».

Ясно только, что правительство ФРГ будет вынуждено отвечать жестко и по-настоящему.

Даже если сама Меркель этого не хочет.

В противном случае власть очень скоро окажется в руках тех, кто готов отстаивать интересы отечественного бизнеса.

«Северный поток — 2» обладает достаточным потенциалом, чтобы разделить отношения США и Германии на «до» и «после».

Вопрос лишь в том, готовы ли американцы перейти черту. Мяч на их стороне.

Алексей Ильяшевич