Новости

Широкая автономия для Приднестровья

Президент Молдовы заявляет, что у Приднестровья нет будущего отдельно от Молдовы и он готов предоставить региону широкую автономию.

После изгнания олигарха Влада Плахотнюка, который на протяжении многих лет был теневым правителем Молдовы, вновь заговорили о необходимости поиска решения молдавско-приднестровского конфликта. Воскресили и активно обсуждают предложенный еще в 2003 году «План Козака», тем более что его самого назначили спецпредставителем по Приднестровью.

Главный по непризнанным республикам

 

На протяжении 2019 г. Дмитрий Козакнеоднократно посещал Молдову, и в регионе серьезно заговорили о возрождении меморандума по урегулированию «План Козака-2».

В 2003 г. главным препятствием со стороны молдавского президента Владимира Воронина стало якобы присутствие в регионе до 2020 г. российских войск. Но впоследствии Воронин признал, что он отказался от подписания после телефонного звонка из посольства США, где настоятельно потребовали ничего не подписывать.

 

Также Молдову летом 2019 г. посетил министр обороны России Сергей Шойгу. В ходе визита он в том числе заявил о необходимости утилизации российских складов, расположенных в приднестровском селе Колбасна. Официально ОГРВ (Оперативная группа российских войск) находится в непризнанном регионе для охраны этих складов. После их утилизации наличие ОГРВ теряет смысл.

В начале сего года вице-премьер Дмитрий Козак, уйдя из правительства, был назначен заместителем руководителя администрации президента России и, по слухам, определен заниматься украинским направлением. Однако до сих пор неизвестно, остается ли он спецпредставителем по Приднестровью.

Так или иначе, но похоже на то, что в администрации президента РФ именно Дмитрий Козак становится главным по непризнанным республикам на постсоветском пространстве. И вероятнее всего, что на украинском направлении он будет применять опыт, полученный в молдавско-приднестровском урегулировании. Минские соглашения не работают, поэтому вполне возможно, что в недалеком будущем мы услышим про некий «План Козака—Ермака».

Электоральный потенциал для Додона

 

Предлагая широкую автономию для Приднестровья, где проживает 35% граждан Молдовы, имеющих избирательное право, а это примерно 150 тыс. человек, Игорь Додон,безусловно, надеется на эти голоса. Молдавские власти долгие годы запрещали открывать в городах Приднестровья избирательные участки. Впрочем, и приднестровская власть не горела желанием предоставлять места для голосования.

Эта ситуация вполне устраивала оба берега Днестра: проевропейские и прорумынские силы в Молдове понимали, что в Левобережье будут голосовать за социалистов, а власти Приднестровья не хотели, чтобы на их территории проявляли активность молдавские политики. Чтобы отдать свой голос, гражданам Молдовы, проживающим в Приднестровье, приходилось ехать в ближайшие населенные пункты Молдовы.

Вероятнее всего, молдавский президент Игорь Додон, заручившись поддержкой России, постарается сделать так, чтобы на ближайших президентских выборах, которые должны состояться уже нынешней осенью, в Приднестровье открылось максимальное количество избирательных участков. По крайней мере, столько же, сколько их было открыто во время избрания президента России 2018 г.

К слову, официальный Киев также то разрешал, то запрещал открывать избирательные участки в Приднестровье — в зависимости от того, кто был у власти на Банковой. Украинские граждане, проживающие в Приднестровье, всегда голосовали за те политические силы, которые выступали за нормализацию отношений с Россией.

Что объединяет власти Приднестровья и прорумынские силы в Молдове

7 февраля президент Молдовы заявил, что желает напрямую, без участия международных посредников в диалоге с Тирасполем решить длившийся вот уже 30 лет конфликт. Он особо подчеркнул, что по-настоящему решение может быть найдено только при двусторонних переговорах. В принципе это согласуется с российской позицией: оба берега Днестра должны договориться между собой сами.

При этом Игорь Додон пообещал широкую автономию региону, хотя не конкретизировал, что именно это означает. И подчеркнул: «Нужно садиться и разговаривать, мы готовы искать выход из ситуации, готовы дать гарантии и довольно широкую автономию».

Как известно, Гагаузия тоже имеет автономию в составе Молдовы. Однако в Тирасполе не раз заявляли, что подобная автономия им и даром не нужна.

Даже если Молдова реально предложит какие-то более широкие права, это в любом случае потеря суверенитета и власти, которой придется поделиться с Кишиневом. Сегодня у Приднестровья собственная валюта, армия, функционируют все институты власти, которые должны быть у любого государства, и расставаться с этим Тирасполь явно не захочет.

СМИ Приднестровья на заявления Додона отреагировали критикой, обвинив президента в продолжении банковской блокады. Молдавские власти блокируют счета в своих банках коммерческих предприятий из Приднестровья. Ранее президент Додон намекал, что кризис создан правительством Майи Санду, но уже несколько месяцев президент имеет фактически подконтрольное ему правительство, но блокирование продолжается.

 

Также в СМИ стали активно рассказывать, что Молдова вот-вот станет Румынией: в Молдове изучают историю румын и отказались от собственного языка, который старше румынского на 500 лет, поэтому нам с ними не по пути.

Если поднять приднестровские газеты и репортажи на телевидении от 2003 г. накануне подписания меморандума Козака тогдашними лидерами Приднестровья — Игорем Смирновым и Молдовы — Владимиром Ворониным, то нельзя не заметить, что тональность этих публикаций очень схожа. Москва и Кишинев хотят найти приемлемый компромисс и решить вопрос молдавско-приднестровского урегулирования путем автономии, а вот в Приднестровье и прорумынские силы в Молдове — против.

Сегодняшние власти в Тирасполе с удовольствием хотели бы видеть лидером Молдовы ярую приверженку объединения с Румынией Майю Санду. Среди прорумынских сил в Молдове в последние годы звучат голоса, что нужно отгородиться от Приднестровья поскорее, чтобы, как они считают, объединить два разделенных народа — румын и молдаван.

 

Некоторые эксперты сравнивают нынешнюю ситуацию с 2002—2003 гг., когда тогдашнего лидера Приднестровья Игоря Смирноваприходилось уговорами и давлением заставлять пойти на подписание меморандума Козака. Правда, в итоге соглашение не было подписано молдавской стороной. Судя по всему, власти Приднестровья ожидает нечто подобное, но если осенью победит Майя Санду, то официальный Тирасполь вздохнет с облегчением.

Дмитрий КАРАБАН