Новости

Симферополь – Цхинвал: экономика и геополитика

Южная Осетия и Крым активно укрепляют единое экономическое пространство Евразии.

Согласно торговой статистике, за 2018 – сентябрь 2019 г. объем взаимной торговли возрос рекордно – более чем на треть! Соответственно объемы грузоперевозок между РЮО и Крымом возросли почти наполовину. В связи с этим обе стороны ныне прорабатывают вопросы сквозного транспортного коридора через Северный Кавказ, дорабатывают или реализуют ряд других совместных проектов.

Такие тенденции обусловлены быстро развивающимся экономическим сотрудничеством между Крымом и Южной Осетией в последние годы, растущей обоюдной заинтересованностью Симферополя и Цхинвала в дальнейшем расширении торгового ассортимента и развитии новых секторов сотрудничества. Что, несомненно, служит укреплению и геополитических позиций России в южном регионе бывшего СССР.

Среди основных факторов взаимного экономического притяжения республик — рост промышленного и сельскохозяйственного производства в Крыму и Южной Осетии.

При этом в РЮО – это рекордные показатели по всему СНГ – по последним данным статкомитета страны, только за первое полугодие индекс промышленного производства в Юго-Осетии составил 116% к тому же периоду 2018-го. В том числе, в АПК этот показатель превысил 150%, в лесопереработке — 120%, легкой промышленности — почти 115%.

В результате увеличивается экспортный потенциал РЮО, что, естественно, отражается на её торговле и с Крымом.

При этом доля российского финансирования (государственного, коммерческого и смешанного) в суммарных производственных и непроизводственных капиталовложениях в РЮО стабильно превышает 70%, в связи с договором между РФ и Южной Осетией «О союзничестве и интеграции» от 18 марта 2015 г., рассчитанного на 25 лет .

Весьма характерно, что первым межправительственным документом Ялтинского международного экономического форума в апреле 2019 г. стало как раз крымско-югоосетинское Соглашение «О торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве на 2019–2022 годы».

Комментируя этот документ, глава Крыма С. Аксенов отметил, что «мы активизируем сотрудничество, налаженное Крымом с Южной Осетией с середины 2014 года. Наши бизнесмены уже побывали в Южной Осетии, а южноосетинские — в Республике Крым. Помогаем тем, кто, в том числе из Южной Осетии, готов начать и начинает бизнес в нашем регионе».

Того же мнения и президент РЮО А. Бибилов, особо отметивший разработку совместных инвестпроектов в АПК, легпроме, геологоразведке, лесоразведении. То есть эффективность сотрудничества между Крымом и Южной Осетией налицо. «Инвесторы успешно реализуют ряд совместных проектов в сельхозрастениеводстве, туризме, лесопосадках. Кроме того, обсуждаем возможности поставок редкоземельных матералов и других нерудных ископаемых из Южной Осетии на полуостров. Это довольно серьезные намерения и в довольно серьезных масштабах. Что касается транспортного обеспечения этих взаимосвязей, то Крымский мост является главным логистическим направлением, которое притягивает нашу страну и Крым», — уточнил Бибилов.

Кстати, Южная Осетия располагает крупными запасами разнообразных «редкоземов» (лантан, итрий, тербий, церий), востребованных, в том числе, в оборонной промышленности. А в Крыму этих ресурсов поменьше — по крайней мере разведанных, хотя системная геологоразведка по этим ресурсам там до сих пор не проводилась, да и в РЮО те же ресурсы пока освоены максимум на треть. Этот общий пробел Симферополь и Цхинвал намечают восполнить совместными геологоразведочными работами. Тем более что до половины оборонно-промышленных мощностей Крыма, по имеющимся оценкам, нуждаются в стабильном снабжении этим сырьем.

В свою очередь, Г. Мурадов, зампредседателя крымского совета министров, постпред Республики Крым при президенте РФ подчеркивает, что «Крым и впредь будет делиться с Южной Осетией опытом, например, в развитии сельского хозяйства — в частности, виноградарства, переработки эфирно-масличных культур для парфюмерно-косметической отраслей. А также в развитии туризма». Заметим, что базовые факторы партнерства в этих секторах — максимальная схожесть природно-географических условий Крыма и Южной Осетии: субтропический климат, чередование горных массивов с плодородными равнинами, обилие высокоцелебных минеральных вод и лечебных грязей.

В отличие от Крыма, лечебно-курортный потенциал РЮО освоен не более чем на пятую часть. Так что помощь крымской стороны как нельзя кстати для этой сферы Южной Осетии. 

Что же касается сквозного транспортного коридора, южноосетинская сторона предлагает ОАО «РЖД» ускорить строительство железной дороги через Кавказский хребет — Алагир-Цхинвал (160 км) между Северной и Южной Осетией. Проект, заметим, был разработан еще в середине 30-х, затем уточнен в первой половине 50-х. Но не единожды отвергался властями Грузии: дескать, эта дорога усилит «тяготение» Южной Осетии к России.

В 2008-м РЖД и Северная Осетия-Алания подписали соглашение о строительстве этой артерии. Начальник Северо-Кавказской железной дороги (в тот период) Владимир Голоскоков заявил тогда СМИ, что «для железной дороги из России в Южную Осетию, выгодной обеим сторонам, нужны проектные разработки. Предпроектные и проектные работы берёт на себя инвестор, в данном случае РЖД, а строительство дороги будет осуществляться из государственных источников»..

Но соглашение пока не реализовано ввиду высоких капиталозатрат. Хотя, по оценкам совместной профильной рабочей группы, эта дорога позволит, во-первых, вдвое увеличить товарооборот между РФ и Южной Осетией; во-вторых — ускорить освоение крупных запасов стратегического металлосырья, драгметаллов, редкоземельного сырья и лечебно-оздоровительных ресурсов в РЮО. В-третьих, артерия укрепит обороноспособность РЮО, ее военно-политическое взаимодействие с Россией в рамках двустороннего договора (2008 г.) «О дружбе и взаимной помощи».

И, в-четвертых, — будет создан транскавказский железнодорожный коридор Крым-Северный Кавказ-Южная Осетия, экономическая и геополитическая значимость которого очевидна не только для Крыма и РЮО, нои всего Юга России.

Как заметил директор Юго-Осетинского НИИ (Цхинвал), заслуженный деятель науки России и РЮО Роберт Гаглойти, который неоднократно поднимал вопрос о строительстве дороги, дело даже не в непредсказуемости и ненадежности Грузии, а в волевом решении руководства России, в том числе, ее военного ведомства. И, конечно же, в растущей заинтересованности Южной Осетии и Северной Осетии-Алании в решении этого стратегического вопроса.

Значение крымско-югоосетинских взаимоотношений выходит за рамки РЮО и Крыма, подчеркнул министр экономики и внешней торговли Сирийской арабской республики Самер Аль-Халиль в своем выступлении на Ялтинском форуме.

Он призвал брать пример с сотрудничества Крыма с РЮО для развития экономических связей между Сирией и Россией. «Для дальнейшего развития российско-сирийских отношений у нас есть сегодня три важных примера, которые мы можем использовать вместе с Россией — это содружество Сирии с Крымом, между Крымом и Южной Осетией и между Сирией и Абхазией», — подчеркнул министр. 

Игорь Шипилов