Новости

Сказка о кружевных трусиках

ЕС спел колыбельную впадающей в кому Украине

Изможденная Украина может начинать скакать. Брюссель готов на "предметные переговоры" с Киевом о вступлении в Евросоюз. Пан Зеленский успел назвать это "победой, которая мотивирует, вдохновляет и укрепляет". Его — возможно. Но не самих украинцев. Они-то понимают, что их европейское будущее зависит сегодня не от главаря киевской хунты. Которого, кстати, даже не стали звать на саммит ЕС лично — обошлись удовольствием слушать онлайн его надоевшие заклинания.

Пан Зеленский и доамна Майя Санту радуются: их признали европейцами. Хотя более точным описанием ситуации будет знаменитое "Господин назначил меня любимой женой!". В прямом смысле слова. Молдавия и Украина получили европейские морковки в обход куда более продвинутой Боснии и Герцеговины. Где, по крайней мере, нет военного конфликта и тяжелейшей разрухи. И где, в отличие от Украины, не запрещены оппозиционные партии и СМИ, а проголосовавшие против партии-лидера регионы не лишают финансирования.

Зеленый свет Украине и Молдавии и красный — Боснии и Герцеговины демонстрируют откровенно политический характер решения. Евросоюз готов плевать на свои же правила, лишь бы продемонстрировать "единство с молодыми демократиями". Тот факт, что эти псевдо-демократии действуют абсолютно авторитарными методами, никого в Брюсселе не смущает. Велено считать демократическими — так и будет! А неудобные детали и подробности заметаются под ковер.

Ради торжества европейского двуличия можно даже решиться на попытку прямого подкупа последовательного противника принятия Украины в ЕС — Венгрии. Тем, кто верил, что Будапешт никогда не прогнется под Брюссель, не стоит огорчаться по этому поводу. Президент России Владимир Путин верно назвал венгра Виктора Орбана и словака Роберта Фицо "пронациональными", а не пророссийскими политиками. Они отстаивают прежде всего национальные интересы. А десять миллиардов евро, которые ЕС никак не хотел давать Венгрии — серьезная прибавка к бюджету страны.

Президент Орбан сделал все, чтобы продемонстрировать коллегам по ЕС свое истинное отношение к европейским перспективам Украины. И отказался участвовать в фарсе, который назвал "бессмысленным, иррациональным и неправильным". "Венгрия не меняет свою позицию, — цитирует заявление венгерского лидера британская The Times. — 26 государств-членов непреклонны в стремлении принять решение в пользу Украины. Поэтому Венгрия решила, что эти 26 государств могут идти своим собственным путем". Очень мягкая, надо сказать, формулировка вполне очевидного посыла.

В итоге вместо положенных 27 голосов руководители стран ЕС решение приняли двадцатью шестью. И сделали вид, что процедура соблюдена. Действительно, какие могут быть формальности, когда речь идет о спасении "самой свободной страны Европы"? Особенно если это дает возможность насолить такой страшной и авторитарной России!

А ей от такого решения ни холодно, ни жарко. Владимир Путин не раз подчеркивал, что мы "никогда не возражали и не высказывали какой-то негативной позиции в отношении планов вступления Украины в Европейское экономическое сообщество". Просто потому, пояснял президент России, что наша страна не видит в этом никакой военной угрозы для себя — в отличие от членства Украины в НАТО.

Пан Зеленский рано поторопился. Виктор Орбан, которого герр Шольц глумливо отправил выпить чашечку кофе, пока остальные проголосуют за принятие Украины, уже напомнил: европерспективы Украины по-прежнему в его руках. "Венгрия ничего не теряет с учетом того, что окончательное слово о членстве Украины должны сказать 27 парламентов, в том числе и венгерский, — сказал Орбан в эфире национального радио Kossuth. — Так что если мы не хотим, чтобы Украина стала членом ЕС, то венгерский парламент проголосует против".

С учетом того, что позицию Венгрии разделяют Словакия и недавно присоединившаяся к ним Австрия, шансы на вступление Киева в ЕС не стали сильнее. Напротив. Евросоюз своим решением на брюссельском саммите лишний раз доказал, что превращается из экономического союза, способного обеспечить национальные интересы своих членов, в политический цирк, преследующий интересы Большого Брата — Америки. Откровенная демонстрация наплевательского отношения к мнению одного из участников не может не вызвать неприятных вопросов у остальных.

Есть и чисто финансовая сторона вопроса. Если Брюсселю удался фокус с размораживанием десяти миллиардов евро для Будапешта, это не значит, что он сможет повторить его. У ЕС слишком много денежных проблем, чтобы в случае отказа, скажем, венгерского, словацкого и австрийского парламентов купить их.

"Согласно докладу Немецкого экономического института, опубликованному в понедельник 11 декабря, 17% совместного бюджета Европейского союза уйдет непосредственно на Украину, если та получит членство в блоке, — предупреждает венгерский журнал The European Conservative. — По нынешнему семилетнему бюджету ЕС, эти 17% составят 190 миллиардов евро".

При этом, подчеркивает TEC, порядка 70–90 миллиардов евро поступят из фонда общей сельскохозяйственной политики, еще 50–70 миллиардов евро — из так называемого фонда сплочения. "Это означает, что почти все остальные страны-члены ЕС станут чистыми донорами, а Украина станет основным выгодополучателем в ЕС", — делает вывод издание.

Подобные дополнительные расходы лягут тяжелейшим бременем в первую очередь на страны Восточной и Южной Европы, и без того не слишком богатых. Ведь средствами действующего фонда сплочения ЕС, рассчитанного на 2021-2027 годы, могут пользоваться только Болгария, Венгрия, Греция, Кипр, Хорватия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Чехия и Эстония.

С прибалтами все понятно: эти готовы нищенствовать, лишь бы досадить России; как говорится, "назло маме уши отморожу". Позиция Греции, Португалии, Чехии и Хорватии тоже сомнений не вызывает. Венгрия и Словакия, уже понятно, будут категорически против. Что касается Польши, то тут все будет зависеть от того, кто кого переупрямит. То ли нынешний премьер, бывший глава Евросовета Дональд Туск — своих сограждан, демонстрирующих все более антиукраинские настроения, то ли они его. Второе пока выглядит более вероятным.

На европейские деньги нацелилась и Германия, потерявшая после безумного и бездумного введения десятков антироссийских санкций львиную долю собственной промышленности. Страна сваливается в рецессию, правящая германская политическая коалиция "Светофор" и ее лидер Олаф Шольц стремительно теряют популярность на родине. И немцы давно не рады из своего оплачивать новые яхты и виллы для главарей киевской хунты из своего прохудившегося кармана.

Так что скакать от радости, что теперь мечты о ЕС и кружевных трусиках сбываются, украинцам не стоит. Да они и не скачут — в отличие от давно потерявшего связь с реальностью пана Зеленского. В его еврофантазии и сказки Урсулы фон дер Ляйнен, будто "Украина выполнила 90% предписанных Еврокомиссией реформ", не верят уже не только украинцы, но и европейцы.

А в то, что Россия добьется выполнения всех поставленных целей СВО — верят. И не горят желанием видеть обреченную на поражение Украину в составе Евросоюза. Потому-то Венгрия и заблокировала решение вопроса о выделении Киеву финансовой помощи. Сегодня это важнее, чем обещания поговорить о европейском будущем Украины.

Антон Трофимов