Новости

«Сланцевый геноцид» развязан: как Украина превращает Донбасс в пустыню

Мечты украинских национал-шовинистов о том, чтобы заменить российское топливо собственным сланцевым газом и тем удержать балансирующую на грани дефолта Украину, получили своё воплощение в этом году. Конечно, не без помощи денежных вливаний звёздно-полосатого дядюшки Сэма, крайне заинтересованного в разработке экологически вредного производства в своей украинской «колонии», а не где-то у себя дома, в Луизиане или Техасе.

«Сланцевый газ спас США, спасёт и Украину от энергетического кризиса…»

В середине января украинские СМИ сообщили, что компания «Нафтогаз» начала разработку первого, Святогорского, месторождения сланцевого газа, которое находится внутри недавно приобретённой компанией Юзовской площади. Председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев назвал это «хорошим знаком» и добавил, что добыча сланцевого газа и освоение Юзовки являются одними из ключевых проектов стратегии развития ресурсной базы «Нафтогаза», разработанной в 2020 году.

Надо сказать, что Святогорское месторождение расположено в лесном Изюмском районе Харьковской области, в непосредственной близости от города Святогорска (оккупированная территория ДНР), то есть на границе Украины, ДНР и ЛНР.

Часть площади Святогорского месторождения вытянута вдоль русла главной водной артерии Донбасса — реки Северский Донец. Место очень живописное, можно сказать, реликтовое. Неподалёку возвышается Святогорский Успенский монастырь — древнейший монастырь православной Руси.

Эти красоты природы и уникальная среда обитания, которая может быть уничтожена из-за губительных последствий опасного производства, совершенно не волнуют украинские власти. Их интересует только прибыль и возможность как можно больше насолить «Газпрому». «Украина будет иметь свой газ, — настаивал один из поборников сланцевого газа в соцсетях. — Дело прибыльное, хотя и не скоро окупится, учитывая наш уровень коррупции. К тому же если РФ потеряет рынок нефти и газа, через десять лет РФ кончится. Уже через пять лет там начнётся голод и гражданская война». Не исключено, что подобные мысли одолевают и представителей нынешнего украинского властного олимпа.

«После нас хоть… пустыня»

Первые поползновения в отношении сланцевых разработок были предприняты на Украине ещё в 2011 году. Именно тогда кабмин Украины утвердил проведение небывалого по масштабам конкурса на добычу углеводородов в пределах участка «Юзовская» (площадь 7,886 тысячи кв. км в Харьковской и Донецкой областях), запасы которого оценивались в 3,6 трлн кубометров.

В Донецкой области сланцевый газ планировалось добывать в Краснолиманском, Александровском, Славянском, Константиновском, Артёмовском, Добропольском и Ясиноватском районах. Таким образом, на территории, запланированной под добычу газа, оказались и хвойный Красный Лиман, и курортный Святогорск с его национальным природным парком «Святые горы», и санатории и турбазы, и бывшие пионерские лагеря, перешедшие в частные руки украинских магнатов.

Конечно, для разработки сланцевых месторождений требовались огромные деньги, которые быстро нашлись у западных банкиров. Так, нидерландско-британская компания Royal Dutch Shell и американская Chevron с готовностью откликнулись на заманчивое предложение со стороны Киева, после чего зарубежным инвесторам предоставили специальное разрешение на полную эксплуатацию недр части Донбасса сроком на 50 лет с правом его продления практически навсегда. При этом «отдали» под добычу сланцевого газа вместе с землёй и 4,5 миллиона человек населения края.

Местная власть в лице Харьковского и Донецкого облсоветов (в большинстве своём члены Партии регионов) тоже быстро и без вопросов одобрила соглашение о добыче сланцевого газа на Юзовском участке. Добытое сырьё делилось между госкомпанией «Надра Украины» и компаниями Shell и «Надра Юзовская», акции которой, в свою очередь, делились между госкомпанией «Надра Украины» и компаниями-однодневками, курируемыми лицами, близкими к бывшему тогда президентом Виктору Януковичу и премьеру Николаю Азарову.

Сам текст этого соглашения держался в секрете. Ирине Поповой, нынешнему депутату Народного совета ДНР, которая до донбасской войны по долгу службы занималась экологическими проблемами края, удалось ознакомиться с этими документами.

«Я читала эти засекреченные материалы по Юзовской площадке лично. Дело было ещё при Януковиче. В этом деле также участвовали тогдашний министр экологии Украины (Эдуард Ставицкий. — Прим. ред.) и сын нынешнего президента США Джозефа Байдена (Хантер Байден. — Прим. ред.), который получил должность члена совета директоров украинской газодобывающей компании Burisma Holdings, — рассказывает Попова. — Они определили, что есть так называемая Юзовская площадка, на карте были намечены её границы — часть территории Донецкой и часть Харьковской областей. Планировалось добывать сланцевый газ посредством экологически опасной технологии, которая называется «фрекинг» (от англ. fraсking — гидравлический разрыв пласта, который может оказать губительное воздействие на окружающую среду). Совершенно варварский способ. Бурится вертикальная скважина, от которой в разные стороны идут горизонтальные ходы. Получается, как ствол, а под низом — паутина. Затем туда закачивается под высоким давлением вода с определёнными компонентами, состав которых является, как было написано, коммерческой тайной.

Затем производится подземный взрыв, всё это разлетается на мелкие кусочки, а вещества, которые присутствуют в воде, не дают этим кусочкам оседать. При этом начинает выделяться сланцевый газ, выталкиваемый на поверхность водой, которая вместе со всеми опасными вещества просачивается в почву».

По словам Поповой, сразу же в Донбассе развернулось массовое протестное движение. «Люди понимали, что будет с их землёй, на которой они живут и за счёт которой они живут. Потому что у некоторых были фермерские хозяйства, другие участвовали в сельскохозяйственных производствах. Они понимали, что вода, с которой в Донбассе и так проблемно, будет отравлена так же, как и недра. Потому что мировая практика показывает, что добыча сланцевого газа оставляет после себя пустыню», — говорит депутат ДНР.

За право на жизнь на своей земле

В интернете есть страшные кадры, снятые на территории США, где добывали сланцевый газ, которые действительно напоминают безжизненные лунные ландшафты. В США документальный фильм GasLand («Страна газа»), показавший последствия губительной добычи сланцевого газа, тоже наделал много шума. По всему миру прокатилась волна протестов населения против добычи газа таким варварским способом, но только в нескольких странах Европы (Франции, Германии, Болгарии, Швейцарии, Чехии, Румынии) его удалось запретить. Надо сказать, что после референдума и провозглашения независимости в «Дорожной карте независимости» Донецкой и Луганской народных республик отдельным пунктом 3.9. был обозначен и принят «запрет на добычу сланцевого газа».

Ирина Коханова, психолог благотворительной донецкой организации «Народная дипломатия», бывшая участница тех протестных событий, рассказывает, как в начале 2013 года народ, возмущённый планами по добыче сланцевого газа на территории области, вышел на улицы. «Протесты проходили в Славянске, который, кстати, находится в самом центре месторождения Юзовской площади, в Мариуполе, Краматорске, Донецке, Харькове, Изюме. Известие о том, что на наших землях будут добывать сланцевый газ, способствовало объединению людей в территориальные общины. Это было очень важно, поскольку в договоре о добыче газа было написано, что только местная община может повлиять на то, чтобы компании Shell и Chevron свернули свою деятельность, несмотря на соглашение с органами власти. И люди стали применять это своё право, отстаивать свои интересы, и мы тоже участвовали в этом. Очень продуктивной оказалась одна из акций в Харьковской области, в ходе которой было принято решение, что на этой территории не будет разработки и добычи сланцевого газа. При этом наши ребята привели в пример общеизвестные факты о том, что происходит на тех американских территориях, где этот газ сейчас добывают», — добавила Коханова.

Но украинской власти уже тогда было наплевать на народ, на природоохранные зоны и экологию. Обе эти компании рассчитывали, что в начале 2015 года из пробуренных ими скважин пойдёт первый газ, но вмешался фарс-мажор. На фоне событий горячего августа 2014 года компании Royal Dutch Shell и Chevron заявили о приостановке работ в связи с продолжающимися военными действиями и в одностороннем порядке вышли из проектов по освоению месторождений.

Мнение учёных ДНР

Многие эксперты тогда предсказали, что американские компании вряд ли станут финансировать сланцевые проекты на Украине, если только само правительство США не даст на это деньги. И сейчас это сбылось, средства были предоставлены. Планомерное превращение Донбасса в пустыню началось.

По словам учёных ДНР, которые занимаются проблемами геологоразведки и добычи полезных ископаемых, возобновление добычи сланцевого газа — настоящая катастрофа для региона. «Это уничтожит корневую систему хвойных лесов, отравит почву, что обернётся настоящей бедой для региона, — рассказал донецкий эксперт, горный инженер. — Газ, как известно, содержится в любых твёрдых породах, в песчаниках, сланцах, угольных пластах. Чтобы его извлечь, пласты эти надо разорвать. Когда разрываются угольные пласты, это, можно сказать, полезно, газ сразу выходит, и шахтёрам более безопасно работать. Здесь же (при разработке сланцевого газа) разрыв пластов для извлечения газа влечёт за собой полное уничтожение почвенной подошвы. При этом газ проникает в подземные воды и выше, где растут деревья, уничтожая корневую систему».

Тем не менее украинские «колонии» американцы продолжают рассматривать в качестве нового полигона для разработки сланцевого газа. Здесь можно безнаказанно «рвать» почву на месторождениях, превращая огромные массивы плодородной земли в пустыню.

«Надо учесть, что у себя, в США, разработка газа идёт в пустынных районах — добавил эксперт, — а здесь, у нас, в Донбассе хотят сделать пустыню. Через 40–50 лет мы ничего уже не сможем посеять и собрать».

Пока «сланцевый геноцид» на Украине ещё не вступил в активную фазу, но начало разработке сланцевого газа уже положено. И как долго это продлится, зависит во многом от организации местных жителей этих обречённых киевским режимом районов, от их способности, объединившись, противостоять отравлению земли, бороться за сохранение своей среды обитания.

Наталья Залевская