Новости

Слобожанщина – боевая граница России (IV)

Часть Iчасть IIчасть IIIчасть IV, частьV

Слобожанщина и новая орда

…Начать с того, что флагманским кораблём «Збройних сил України» является сторожевик КГБ СССР проекта 11351 «Нерей», заложенный как «Киров», затем переклассифицированный во фрегат и перелицованный в «Гетьман Сагайдачний». Флагман носит имя галичанина, польского приспешника, пролившего реки христианской крови в Ливнах, Ельце, Лебедяни, Данкове, под Переславль-Рязанским, в Романове, Кашире, Касимове, под Москвой и даже в Архангельском крае, где банды Сагайдачного были разгромлены в 1619 году. «Бельский летописец» пишет по этому поводу: «Того же лета (т.е. в 1618 году) пришел из Запорог в полевые города, а шол под Москву к королевичю на помочь по королевскому веленью полковник черкаской пан Саадачной с черкасы, а с ним черкас боевых людей было 20000 окроме кошевых людей. А пришол он, полковник пан Соа[дач]ной, с черкасы под украинной город под Ливны, и Ливны приступом взял, и многую кровь християнскую пролил, много православных крестьян и з женами и з детьми посек неповинно, и много православных християн поруганья учинил и храмы божия [оск]вернил и разорил и домы все христьянские пограбил…, и многих жен и детей во плен поймал. А воеводу… Черкаскаго и с женою жива взял, [и] свел под Москву, и отдал на окуп» (т.е. продал христианскую душу татарам). 

О его, Сагайдачного, смерти сказано, что после ранения отравленной татарской стрелой под Хотином «гетман приехал до Киева, наполы умерлый» (т.е. полумёртвый). Когда вскоре он стал мёртвый вполне, его схоронили на территории тогдашнего Киево-Братского монастыря. Полвека спустя, при реконструкции Богоявленской церкви этого монастыря в 1690-1693 годах, могила гетмана «была утеряна», как сообщает источник. Как и могила второго Иуды – Мазепы, растворившаяся во времени без следа. 

Как и в случае с захоронением Мазепы, во времена «незалежной» была реконструирована и «условная могила Конашевича-Сагайдачного». Она расположена близ одного из корпусов Киево-Могилянской академии – гнездовья лютой ненависти к России. Здесь, в «академическом храме Святого Духа» (восстановлен в 2007 году), принадлежащем секте УПЦ-КП, регулярно совершаются «богослужения». Так что размётанные кости Сагайдачного лежат именно там, где надо, – на мерзком капище украинского ультранационализма.

Карта Слободской Украинской губернии 1800 г.

Что до страны, которую «фрегат “Гетьман Сагайдачний”» представляет на морях, то, перефразируя Ф. А. Хартахая, её и государством-то «можно назвать лишь на столько, на сколько оно отвечает запросам вновь сложившейся народной жизни». Запросам достаточно незначительной, однако сумевшей взять власть части этого народа, добавим мы. 

Современное украинское государство всё больше приобретает облик той Орды XVI – XVII столетий, которая жила грабежом и разбоем. «Хищничество и корыстолюбие, доходящие до жадности», о которых писал применительно к крымско-татарскому юрту в «Очерках из истории колонизации степной окраины Московского государства» Д.И. Багалей (1887 год), проявляются ныне в действиях украинского государства всё нагляднее. Это государство не ведёт правильных войн, а в безумии своём убивает собственных граждан. Его армия - это сброд из разбойничьих ватаг, ведущих каждая свою войну. 

С ним не получается сладить путём переговоров. Его современная история тоже представляет собой «однообразный и длинный ряд посольств и переписки о подарках», разумея под ними всё новые и новые «помощи», заимствования, кредиты и затем требования по их списанию. Искательство нового хозяина себе (Европа, Америка). Выпрашивание «подарков» в виде скидок на газ, нефть и электроэнергию - и у кого? У государства, объявленного «агрессором». А при получении этих преференций – шантаж с использованием любого повода с целью урвать новую «дань»… 

Впрочем, это сейчас известно каждому. Поэтому обратимся снова к истории.

* * *

Земля слободских полков – Слобожанщина, прежде пребывавшая под руководством воеводы Белгородского разряда, со времён Екатерины Первой перешла в ведение Военной коллегии Сената Российской империи и имела военное управление. По гражданским делам Слобожанщина относилась к Белгородской губернии. 

Карта Белгородского разряда

 

Её новое административное деление последовало в 1765 году, при императрице Екатерине Второй, по указу которой возникла Слободско-Украинская губерния с центром в Харькове (на современной карте это северо-восток Украины и западные части Белгородской и Воронежской областей РФ). Затем, 29 сентября 1780 года, губернию преобразовали в Харьковское наместничество. Его упразднили в 1796 году, после чего Слободско-Украинская губерния была учреждена вторично. В 1835 году она преобразована в Харьковскую губернию. 

Территории, к ней относящиеся, окончательно определились к 1856 году. В Харькове тогда были сосредоточены судебная власть и военно-окружное управление для собственно Харьковской (обнимавшей территории гораздо большие, нежели их занимает нынешняя одноименная область), а также Екатеринославской, Курской, Воронежской, Орловской, и Тамбовской губерний (также существенно больших, нежели теперь). 

Исторический задел Слобожанщины позволил произвести очередную и весьма мощную «колонизацию» этого края, на этот раз индустриальную – после колонизации военной, казацкой, владельческой, именуемой также шляхетно-крестьянской (т.е. мирной, преследующей сельскохозяйственные и промышленные интересы) и монастырской. Со временем русский Харьков становится крупнейшим в Восточной Европе транспортным узлом, в нём быстрыми темпами растут промышленность, торговля, наука, культура. Развитие Харькова шло не обособленно, оно было глубоко интегрировано в российскую экономику (чем дальше на запад, тем данные процессы идут более вяло – здесь развитие, базируясь на традиционном укладе, затрагивает главным образом аграрный сектор). 

Карта Харьковского наместничества 1787 года

Не иначе как Божьим даром за все понесенные русскими людьми при освоении этих земель жертвы становится открытие на землях Слобожанщины залежей «горючего камня» - угля, а также меди, соли и других полезных ископаемых. Опричь Малороссии, на запад от собственно Слобожанщины, на землях Новороссии - в месте слияния рек Саксагань и Ингулец, через некоторое время находят залежи железных руд с высочайшим, в 58-65 процентов, содержанием железа, выглядящие и теперь неисчерпаемыми. 

Первым разыскивать минералы повелел царь Пётр, пославший в 1724 году экспедицию русского рудознатца (геолога) Григория Григорьевича Капустина, которая с 1715 по 1723 год открыла месторождения золота, серебра и других полезных ископаемых в воронежском и устюжском краях и месторождения угля в Донецком каменноугольном бассейне. «Открытие Капустиным в конце 1721 года на реке Кундрючьей (правом притоке реки Северский Донец, в современной Ростовской области России и Луганской области Украины) месторождения каменного угля дало начало работам по геологической разведке Донецкого каменноугольного бассейна», - пишет справочное издание.

Памятник рудознатцу Григорию Григорьевичу Капустину в Макеевке

А железная руда в Криворожье была отыскана благодаря князю Григорию Александровичу Потёмкину-Таврическому, командировавшему на Юг России команду для геологических изысканий, в составе которой был московский профессор М. Е. Ливанов. За два года Михаил Егорович обнаружил в окрестностях Кривого Рога богатые залежи железной и медной руды, каолина, графита и мрамора. Получив доклад об итогах изысканий, светлейший распорядился построить чугунолитейный завод для литья артиллерийских снарядов на реке Ингулец и фабрику для выделки фаянса из местного каолина. Увы, после его смерти работы по строительству были свёрнуты. Кстати, тот же М.Е. Ливанов многое сделал и для обнаружения новых месторождений каменного угля на Донбассе для нужд императорского Черноморского флота (в ходе состоявшейся в 1791 году экспедиции в эти края российского военно-морского ведомства). 

Однако всем этим был заложен только фундамент; по-настоящему донецкий и криворожский проекты были реализованы уже в XIX веке. 

ПЁТР СИНЧЕНКО