Новости

Смогут ли активисты Шария и ОПЗЖ дать физический отпор бандам националистов

По Украине прокатилась серия нападений националистов на партийцев Анатолия Шария. Тяжелее всех пострадал руководитель харьковской организации Никита Роженко, которого битами избили до попадания в реанимацию. Под раздачу также попала офисная недвижимость партии «Оппозиционной платформы – За жизнь!». 

И члены последней, в частности Илья Кива, заговорили об идее создания неких отрядов самообороны, которые де будут противостоять уличным националистам. Давайте разберем, почему эта идея нерабочая.

Откуда взялись банды националистов

Итак, начнем с природы уличных банд националистов. А это, действительно, банды, потому что в основе их движения – противозаконная деятельность, совершаемая группой лиц. Но ведь эти банды появились не вдруг и имеют четко выраженный институциональный характер. Националистические структуры вышли из Майдана и сыграли ключевую роль в трансформации власти от Виктора Януковича к Петру Порошенко. Если проводить аналогию с Октябрем 1917-го, то это была такая наша местная разновидность революционных матросов.

Легитимность новой власти, даже при поддержке западных посольств, была крайне сомнительной. И даже одержав тактическую победу, выбив Януковича из Киева, страну неминуемо ждал бы большой общественный договор. Ну хотя бы потому что «идеалы Майдана» были идеалами только для половины страны. А учитывая низкое качество человеческого материала, дорвавшегося до власти (тут нет расизма, просто цитирую главу комитета от «Слуги народа» Галину Третьякову), антимайданный реванш состоялся бы, несомненно, раньше, чем через пять лет чьего-то там президентства.

Крым и Донбасс как повод для легитимизации банд

Но нам всем подсобили братушки из Кремля сделав финт с Крымом. И то, что было банальным военным переворотом, тут же превратилось для майданной части страны в «отечественную войну украинского народа против российских оккупантов».

Тут же сменился и характер противостояния с украинскими националистами. Особенно это видно на войне в Донбассе. И проект Новороссия, и республики ЛДНР – это всё история расчленения страны А с последующей передачи оторванных кусков стране Б.

Давайте проведем аналогию с Гражданской войной в Испании. Франция, например, выступала тогда за республиканцев, а Италия за франкистов. Итальянские регулярные части даже воевали на территории Испании. Это была прямая интервенция. И все же война в Испании была именно гражданской несмотря на то, что там были и интербригады, и люфтваффе, и наши советские летчики, и целые дивизии из Италии. А все потому, что Франция не пыталась присоединить к себе Каталонию, а Италия Балеарские острова. В первую очередь испанцы месили друг друга, чтобы построить свое «идеальное общежитие».

Ну а события 2014 году у нас у всех перед глазами. Мы все знаем, кто и за что воевал. Одни – за очень специфическую Украину, а другие за то, чтобы не было вообще никакой Украины.

На грязной работе у государства

Но ближе к уличным бандам. Националистические организации, начиная с 14-го года, вошли в такое себе государственно-частное партнерство на взаимовыгодных условиях. Я говорю сейчас о нескольких уровнях реализации государственной политики с точки зрения ценностей идеалов Майдана.

Есть публичная политика. Респектабельные лица, пусть и в чуть помятых пиджаках, которые рассуждают о демократических ценностях, европейском выборе и прочих чудесностях.

Дальше идёт МВД. Более закрытая и консервативная организация, штат которой даже за 6 лет не смог полностью заменить Арсен Аваков новыми майданными кадрами. Ну хотя бы потому, что нет в стране столько майданных ментов. К тому же менты хоть и не добры, но понимают, что всегда и везде будут крайними, а потому исключительно редко по своей инициативе переступают уголовный кодекс. Да, они могут не замечать, как прямо перед ними бьют журналистов. Но если уж им дают какое-то очевидно неприятное дело, вроде оправдания неонациста Сергея Стерненко, убившего человека, козлами отпущения быть решительно отказываются.

Есть ещё более глубокий уровень – это СБУ. Абсолютно закрытая организация, при Порошенко перестроенная в индивидуальный карательный орган пятого президента. Сам Порошенко очень любит сравнивать свою «Европейскую солидарсность» с польской «Солидарностью», а себя – с Лехом Валенсой, эдаким народным мессией-любимчиком. Но на самом деле Порошенко из СБУ построил натуральную кальку службы безопасности социалистической ПНР, а его «Солидарность» — это, скорее, коммунистическая Польская объединённая рабочая партия времен последнего президента ПНР Войцеха Ярузельского.

Везде, где происходили громкие убийства в нашей стране – Олеся Бузины или Павла Шеремета – непременно маячат уши СБУ. В Польше 80-х происходило такое же, например, дикое по своей нелепости убийство священника Ежи Попелюшко.

Но опять же, СБУ хоть и закрытая полностью уходящая от любого уголовного преследования своих сотрудников контора, но все же это официальная организация. А беспредельничать своими руками – это ведь не по феншую.

Вот, собственно, мы и дошли до самого дна – уличных националистических банд, которые замыкают государственно-частное партнерство в стране, которую построил Порошенко. Братва там разношерстная. Кто-то беспределит за идеалы, кто-то по приколу, и почти все за материальныое вознаграждение. Такие себе черносотенцы времен поздней Российской империи, которые могли себе позволить идеи ради устроить Кишиневский еврейский погром.

При этом нужно понимать одну особенность, которую так и не понял Петр Алексеевич. Идеалы майданной Украины в ее кристальном виде – это как чистый спирт. Мы все пьём, но бухать чистый спирт – это удел особенных алкоголиков. Отсюда и 73% за Зеленского в 2019-м. Но, чтобы поддерживать режим Порошенко все 5 лет в должном тонусе, без уличных банд националистов было не обойтись. Они как раз и были конечным силовым движком его режима.

Политическая инерция

Зеленскому вся эта структуру досталась по наследству. И с ней так просто не попрощаешься. Это как с украинской космической программой. Не закрывать же было сразу «Южмаш» в 1991-м. Он и сейчас есть. Только ничего не выпускает. Но в массовом сознании «Южмаш» — это наша гордость. Самый крупный ракетостроительный завод на планете. Был. Ну как его можно закрыть? Но пояснить, как и кому он будет строить ракеты, ну и за какие шиши – никто на планете не может.

Уличные банды националистов в массовом майданном сознании – это тот же «Южмаш». Когда-то они приняли самое действенное участие в разгроме сепаратистского движения в Украине. Но разгромить движение – это не разгромить само сепаратистское настроение, которое, все равно в стране присутствует. А значит эти банды в сознании майданной тусовки выполняют функцию крепителя государства.

Функции, к слову, бестолковые, как у тех же черносотенцев. Заменять государственные институты параллельными ЧВК – это значит разрушать функционал всей госсистемы. Те же большевики воспользовались услугами морячков и вооруженных рабочих, но дальше уже создавали Красную армию на регулярной основе. И Лех Валенса, придя к власти и вычистив силовые структуры от наиболее раздражительных коммунистических элементов, не стал заменять их на вооруженные отряды «Солидарности».

Уличным бандам в нашей стране уготован эволюционный этап отмирания, приблизительно также, как демонтировался франкистский режим в Испании в 70-е. Причина этому банальна – они рудимент. Пятое колесо, которое давно уже ничего не скрепляет.

Банды против банд

Правда, ряд факторов может реанимировать их значимость. Первый и от нас независящий – это внешний. Ну, например, если наши братушки из Кремля решат еще чем-то нам помочь. Расширить те же ЛДНР до их «законных границ». Ну или Джо Байден в случае своего избрания на пост президента США решит, что над горсоветом Донецка давно уже не реет украинский флаг.

Второй фактор – это то самое внутреннее противостояние, о котором фантазирует Кива. Во-первых, создавая подобные отряды самообороны, ОПЗЖ просто подставляет ребят. Ведь за ними не будет стоять СБУ, менты и провластная политическая тусовка. А значит в случае первого лобового столкновения, одни уйдут от судебного наказания, как Стерненко, а вот других будут судить по всей строгости закона.

А значит подобные отряды самообороны могут быть эффективны только при одном условии – если они сами будут беспредельно криминальными. Что-то типа «Красных бригад» в Италии времен 1970-х. А те могли и вокзал взорвать, и премьер-министра похитить и затем его мертвым подкинуть в багажнике автомобиля.

Но то, что идея альтернативной улицы витает в воздухе – это факт. И то, что мы сами – без внешней помощи, умеем разносить свое же государство – тоже факт. Спасибо очень дорогому мировому сообществу. Без них мы бы справлялись значительно дольше.

Игорь Лесев