Новости

Смогут ли Россия и Беларусь защититься от нападения коллективного Запада

На встрече 14 сентября в Сочи президенты РФ Владимир Путин и РБ Александр Лукашенко обсудили сложные вопросы двухсторонних отношений и ситуацию в Белоруссии после президентских выборов 9 августа.

Краткие официальные итоги встречи таковы:

  • Путин признаёт Лукашенко легитимным президентом, но говорит о необходимости конституционной реформы в Республике Беларусь;

  • РФ даёт РБ кредит в полтора миллиарда долларов на стабилизацию экономической ситуации, но какая-то его часть пойдёт на оплату предыдущих кредитов;

  • российские войска, прибывшие в Белоруссию на учения, сразу после окончания учебных манёвров вернутся на свои базы;

  • президенты обсудили цены на газ и нефть, при этом беседа была конструктивной. То есть, вероятно стороны пришли или хотя бы приблизились к общему мнению по этому болезненному вопросу.

В целом это – мероприятия общей поддержки. Официальная информация не позволяет сделать вывод, что Путин и Лукашенко придумали как решить основную проблему нынешней РБ – направленные на свержение конституционного строя непрекращающиеся протесты, поддержанные Западом.

Белоруссия под прицелом

А между тем иностранное давление на Белоруссию всё нарастает. Сегодня глава внешнеполитического ведомства Евросоюза Жозеп Боррель заявил, что ЕС не признаёт выборы в Республике Беларусь и рассматривает Лукашенко нелегитимным президентом. В унисон с этим и Верховная Рада Украины проголосовала за признание президентских выборов в Белоруссии нелегитимными. Это первое решение такой большой враждебности в отношении Белоруссии на парламентском уровне.

Интересно, что, озвучивая своё резкое заявление, Боррель сначала перепутал Белоруссию с Украиной. «Лукашенко – это нелегитимный президент Украины для нас», – сказал он, после чего его поправили из зала Европарламента. Но сам парламент ЕС подобную резолюцию не голосовал. Вероятно, Украину здесь выбрали удобным тараном, и решение Рады было согласовано с западными кураторами.

В самой РБ протесты приняли перманентный характер. Они перестали быть радикальными, но происходят постоянно. Вместо боевиков основу их участников составляют женщины и молодые мужчины – представители так называемого креативного класса. Многие из них айтишники, чьё материальное благополучие не связано напрямую с экономической ситуацией в стране. Рабочие крупных заводов в подавляющем большинстве не поддерживают протестующих, понимая, что анонсированные теми реформы лишат их средств к существованию. Но позиция рабочих пассивна – влиять на ход общественно-политического процесса они не могут.

Политреформа, анонсированная Лукашенко, предполагает референдум и новые президентские и парламентские выборы. Так как протестная масса и инфраструктура влияния Запада никуда не денутся, белорусские змагары подойдут к выборам хорошо подготовленным. «Партия майдана» (Координационный совет) может получить неплохой результат на парламентских выборах, а её кандидат имеет все шансы выйти во второй тур президентских. А после них ситуация вернётся к августу 2020 года – оппозиция не признает вероятную победу Лукашенко и протесты начнутся опять. Но уже в новых, гораздо более выгодных для змагаров условиях – с наличием официального политического представительства и, вероятно, полным признанием победы на Западе.

Здесь работает принцип храпового механизма – продвижение только в одну сторону. Любые политические действия власти признаются протестующими, только если они им выгодны. Отыграть назад, к положению до 9 августа 2020 года, у Александра Лукашенко не получается.

Безусловно, власть ведёт подспудную кропотливую работу по нейтрализации лидеров госпереворотчиков. Но их довольно несложно заменить. И боевики лишь залегли на дно, а в случае чего – их всегда можно завезти с Украины.

Россия: шаг вперёд, два шага назад

Позиция РФ на белорусском направлении двойственная. С одной стороны, условная «башня Кремля», представляющая интересы крупного капитала, упрощённо говоря стремится поглотить белорусскую экономику в интересах своей выгоды. Именно это стало камнем преткновения в интеграции РБ и РФ в рамках Союзного Государства в 2018-2020 годах. Лукашенко не соглашался на предложенные условия, среди прочего не желая отдавать прекрасно работающие промышленные предприятия на приватизацию с последующей оптимизацией российским «эффективным менеджерам».

Эта башня не прочь войти в ситуативный союз с Западом. Один раз такой союз был удачным – когда в 2019 году под совместным давлением РФ и ЕС из Молдовы был изгнан реальный хозяин страны – олигарх Владимир Плахотнюк. Предположительно, сторонники капитала получили разрешение Кремля попытаться провести на пост президента РБ своего ставленника – Виктора Бабарико. Однако Александр Лукашенко расправился с конкурентами по выборам с помощью административного ресурса. После этого в части российских СМИ началась невиданная ранее кампания по травле белорусского президента. Российская пропаганда взяла такой разгон, что очернять Лукашенко не сразу перестали даже после его вполне дружественного разговора в Путиным по поводу инцидента с «33 богатырями». И лишь в середине сентября антилукашенковская кампания более-менее утихомирилась.

Вероятно, российское руководство признало описанный вариант смены непокорного Лукашенко неприемлемым. Протест против результатов голосования сразу перехватили прозападные силы Белоруссии. Он стал превращаться в обычную цветную революцию с сильным антироссийским оттенком. Россия поменяла тактику – Владимир Путин заявил о поддержке Александра Лукашенко и поздравил его с переизбранием на президентский пост. Здесь, видимо, победило мнение другой, условно патриотической «башни Кремля».

Гибридная холодная война

И это вполне оправдано. Холодная война Запада против России в последнее время принимает уже совершенно радикальные и с эмоциональной точки зрения близкие к безумию формы. Как известно, Россию обвинили в попытке отравления ядом «Новичок» медийного лидера оппозиции Алексея Навального. То, что это сверхсильное боевое отравляющее вещество уже второй раз (по версии Запада) не в состоянии убить свою жертву, а результаты анализов на яд не опубликованы якобы из-за их секретности, ни у кого не вызвало недоумения. Здесь совершенно очевидно, что, как и в случае фиктивной попытки отравления отца и дочери Скрипалей, имеет место грубая фальсификация, сопровождаемая оголтелой информационной антироссийской кампанией.

Более того, ложное отравление Навального дирижёры из США увязали с газопроводом «Северный поток-2», вынудив Германию и Данию заявить о пересмотре своих разрешений на завершение его строительства. Очевидно, что таким образом США хотят нанести удар по России, лишив её поставок газа в Европу по новому газопроводу. А, по мнению белорусского президента, это также направлено и на то, чтобы «отбить у Путина охоту совать нос в белорусский вопрос».

Интересно, что в ночь на 15 сентября на Украине под Киевом произошёл крупный взрыв на газопроводе, по которому идут транзитные поставки российского газа в Европу. Пока неясно, повреждена основная труба или одно из боковых ответвлений, а также неизвестны точные причины аварии. Но не исключено, что это очередной сигнал для России – угроза пресечения поставок газа через Украину. Не подлежит сомнению, что в случае необходимости украинские марионетки у власти готовы послушно выполнить приказ заокеанских хозяев по прекращению газового транзита. Пусть это даже вызовет огромные экономические потери для их страны и ухудшение отношений с Европой.

Планы антироссийских сил Запада довольно понятны: в наибольше мере прекратить экономические отношения РФ и ЕС, в частности – пресечь поставки газа, где только можно. Это, по задумке, должно ослабить и Россию, и Европу.

Белорусский рубеж

Кроме этого, в планах западных стратегов – замкнуть на западе дугу окружения территории РФ государствами-лимитрофами с враждебными режимами. Сейчас из этой дуги выпадает только Белоруссия. При победе Запада недавние полёты американских стратегических бомбардировщиков над территорией Украины недалеко от Крыма покажутся шутками. Огромную границу от Балтики до Чёрного моря, без всякого стратегического предполья, очень сложно оборонять. А защитить её без потерь на собственной территории Россия просто не сможет в силу объективных факторов – подлётное время ракет будет исчисляться уже не десятками минут, а минутами.

Политика односторонних уступок, ведущаяся ещё со времён позднего СССР, пока остаётся доминирующей в российской политике. Но, похоже, постепенно идёт осознание её ущербности. И вот поэтому соперничество России и Запада за влияние на Белоруссию будет продолжено. Владимир Путин ясно дал понять, что в случае необходимости Россия придёт на помощь Белоруссии даже военной силой. Да только Запад ведёт дело так, чтобы не допустить такого сценария, помня грузинское поражение 2008 года.

Невоенные же действия российского президента мучительно напоминают ситуацию 2013 года, когда назревал майдан на Украине. Тогда Россия тоже выделила кредит, известный как «3 миллиарда Януковича», и обсуждала интеграцию с Украиной в рамках Таможенного союза. И ключевая встреча тогдашнего президента Украины Виктора Януковича и Владимира Путина тоже состоялась в Сочи.

По большей части, это внешние совпадения. Но, с другой стороны, у РФ нет других механизмов поддержки союзников, кроме денежных. Структурами прямого действия на территориях противостояния Россия, в отличие от Запада, не располагает. В этом смысле остаётся надеяться на самих союзников. Янукович в своё время не справился, а вот Лукашенко пока противостоит местной «плошче» (майдану) весьма успешно. Но слишком долго держаться он вряд ли сможет.

Хотя время в этой ситуации частично работает против Запада. «Батьке» нужно продержаться до президентских выборов в США. Американские демократы уже предупредили, что в случае победы Дональда Трампа не признают своего поражения на выборах. Америка увязнет в жесточайшем внутреннем конфликте, и можно ожидать, что внешнее давление, в том числе на Белоруссию и Россию, временно ослабнет. В случае же победы ставленника демократов их агрессия, направленная на восток Европы, только усилится. И от двух оставшихся независимыми славянских государств потребуется сделать выбор – готовы ли они на бескомпромиссную борьбу за независимость.

Фёдор Сумченко