Новости

Сможет ли Украина протрезветь после майдана

«СБУ разоблачила группировку неонацистов во главе с гражданином РФ» – промелькнуло сообщение. С одной стороны, это выглядит типичным для постмайданной Украины, так как условным злодеем назван гражданин Российской Федерации. Но если зайти на сайт СБУ – первоисточник информации, разошедшейся потом по всему украинскому сегменту интернета, то можно заметить нечто странное. Нечто нетипичное для постмайданной Украины.

Задержали действительно неонацистов. Тем, кто далёк от ситуации на Украине, вряд ли будет понятна необычность сообщения. Дело в том, что после февральского переворота 2014 года уголовно преследовать нацистов на Украине не принято. И тут вдруг…

«По данным предварительного следствия, участники группы являются последователями идеологии австралийского террориста Брентона Тарранта, который пропагандирует этнический и культурный геноцид, призывает к терактам и массовым убийствам. Для популяризации своих взглядов злоумышленники занимались изготовлением и распространением экстремистской литературы. Запрещенные издания и нацистскую символику они печатали в собственной подпольной типографии в Дарницком районе столицы и в Харькове...В ходе обысков по адресам проживания организатора ячейки и по местам изготовления полиграфии изъято более 300 экземпляров нацистских изданий, флаги «третьего рейха», оружие, патроны, взрывчатые устройства, компьютеры, с которых происходило администрирование сообществ, и чеки на доставку запрещённой литературы из-за рубежа… Разоблачение группировки проводилось под процессуальным руководством Офиса Генерального прокурора и прокуратуры города Киева», – сказано в сообщении СБУ.

А незадолго до этого Окружной административный суд Киева признал, что символика дивизии СС «Галиция» является нацистской и, следовательно, запрещена на Украине.

Разумеется, о каком-то коренном изменении политики подобные факты не свидетельствуют, но прежде на Украине преследовали только за советскую символику, а нацистская была в почёте. Тогдашний директор Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович официально разъяснял, что символику эсэсовской дивизии на Украине использовать можно. Именно это разъяснение и было оспорено в суде, который Вятрович проиграл.

Главный из четырёх законов о декоммунизации, по которому за звезду с серпом и молотом на пилотке полагается от пяти до десяти лет тюрьмы с возможной конфискацией имущества, официально называется так: Закон Украины «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики». Закон принимался именно для уничтожения советских памятников, запрета Компартии Украины, для расправы над теми, кто чтит День Победы и другие советские праздники. Текст закона досконально описывает символы СССР, которые запрещаются под страхом неадекватно тяжёлого уголовного наказания. По замыслу авторов закона, ветеран Великой Отечественной войны с советским флагом должен получить срок больший, чем убийцы и грабители. Но для успокоения западных кураторов и для того, чтобы ещё больше унизить коммунистов, их приравняли к нацистам. Запрет нацистской символики не прописан детально, сказано всего несколько общих слов в довольно объёмном законе. Но эти слова есть. И то, что закон, принятый в 2015-м и пять лет применявшийся исключительно против советской символики, начали понемногу использовать и против нацистской, означает, что постепенно приходит отрезвление. Пусть это ещё едва заметно.

Другим примером новых веяний является то, что украинские националисты начинают терять монополию на уличные акции. После майдана беснующиеся национал-радикалы на улицах украинских городов стали привычными, но так было не всегда. Например до государственного переворота, из года в год 14 октября, когда националисты отмечали день основания УПА*, коммунисты не давали им пройти по Крещатику. Собственно, все политические силы выводили своих сторонников на уличные акции и при «диктаторе» Януковиче тоже.

А после «революции гидности» украинские националисты получили безраздельную власть над улицей. И вот во время митинга сторонников блогера Анатолия Шария в Киеве они получили отпор. Как сказал по этому поводу политолог Кость Бондаренко: «То, что Шарий сломал монополию радикалов на уличные шествия и уличные акции, – это однозначно. За это ему большой респект. Анатолий – человек достаточно системный, целеустремлённый, поэтому я думаю, что у него есть какие-то шансы, но какие, я не могу сказать».

Ещё один признак отрезвления от майдана: начали возбуждать уголовные дела против представителей поставленной майданом власти и некоторых так называемых активистов. Пусть этот процесс идёт со скрипом, с постоянными отступлениями и метаниями из стороны в сторону, но он идёт.

Наконец-то отправили под домашний арест правосека Сергея Стерненко, подозреваемого в умышленном убийстве. Под ночным домашним арестом находится ещё одна «активистка» –Татьяна Черновол, которой теперь вменяют и незаконное хранение оружия.

Стал фигурантом дела один из самых одиозных русофобов бывший министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян. Как сообщила пресс-служба НАБУ, ему вручено подозрение «в совершении незаконных действий, в результате которых государственный бюджет недополучил 30,5 млн гривен».

Примечательно, что уже 20 июня Европейская бизнес-ассоциация (EBA) и Американская торговая палата (ACC) выступили в поддержку Омеляна. Западные хозяева продолжают покровительствовать тем, кто уничтожал экономику Украины в пользу Запада.

Особенно это касается бывшего президента Петра Порошенко. Новая власть ведёт себя по отношению к нему очень робко и непоследовательно. Уголовные дела против Порошенко идут со скрипом, но всё же идут.

В связи с этим 20 июня Украинский конгрессовый комитет Америки (УККА), структура, входящая в состав Всемирного конгресса украинцев (ВКУ), представляющая в нём диаспору США и действующая по указке Госдепа, выступил с грозным заявлением.

«Украинский конгрессовый комитет Америки, – сказано в заявлении, – самое большое представительство американцев украинского происхождения, глубоко обеспокоен последними признаками выборочного правосудия в Украине и вынужден осудить попытки украинской власти вести политически мотивированные дела против бывших чиновников и лидеров гражданского общества Украины, включая их выраженное желание арестовать бывшего президента Петра Порошенко... Вместо того чтобы оставить страну уязвимой к дальнейшему вторжению со стороны России, бывшим лидерам Украины удалось убедить США обеспечить Украину летальным оборонительным оружием и восстановить как Вооружённые силы Украины, так и собственное производство вооружения... Вместо того чтобы уничтожать авторитет Украины среди своих глобальных партнёров, руководству Украины следует воздерживаться от любых попыток политизировать верховенство закона».

Если это не вмешательство во внутренние дела Украины, то что это?

Несколько раньше с примерно таким же заявлением выступила группа, называющая себя «известными учёными и общественными деятелями Украины».

«С прискорбием должны констатировать, что в Украину вернулись репрессии против политических оппонентов. Возмутительно, что основным объектом этих репрессий стал Пётр Порошенко – человек, усилиями которого Украина смогла выстоять в противостоянии с Россией в самые тяжёлые годы. Должны напомнить, что изначально все эти дела были инициированы членами бывшей команды Януковича. Они созвучны месседжам враждебной российской пропаганды. И именно эти инициативы с радостью поддержала и крайне топорно пытается реализовать команда нынешнего президента Украины», – сказано в заявлении, которое подписали председатель генерального совета Евроазиатского еврейского конгресса Иосиф Зисельс, бывший посол Украины в США Юрий Щербак, бывший исполнительный директор соросовского фонда «Возрождение» Евгений Быстрицкий, бывший министр образования Сергей Квит, бывший вице-премьер Игорь Юхновский и ряд других подобных деятелей – порохоботов.

Как видим, националисты Украины координируют свои действия с националистами диаспоры.

Подобные заявления с требованием «прекратить политические репрессии» выдвинули и так называемые бывшие политзаключённые во главе с Олегом Сенцовым, а также Львовский облсовет, орган местного самоуправления единственной области, где Порошенко во втором туре президентских выборов набрал больше голосов, чем Зеленский.

«Призываем центральную власть прекратить практику политического преследования и не углублять общественно-политическое противостояние в Украине. Это выгодно только России и её пятой колонне в Украине», – сказано в обращении Львовского облсовета. Помимо Петра Порошенко, депутаты Львовского облсовета потребовали «прекратить преследования» Сергея Стерненко, Татьяны Черновол, Владимира Омеляна, закрыть дела против подозреваемых в убийстве журналиста Шеремета Андрея Антоненко, Юлии Кузьменко, Яны Дугарь, а также против бывшего директора Института национальной памяти Владимира Вятровича.

С подобным заявлением выступил и бывший спикер украинского парламента Андрей Парубий: «Дела Черновол, Федины, Антоненко, Кузьменко, Стерненко – это всё одна цепь, пусть они и отличаются... Мы можем остановить реванш? Можем, если все проукраинские силы объединяться. Это наша Украина. Зеленскому пора уходить».

Когда после майдана множество людей бросали в тюрьмы за антимайдановские посты в соцсетях, за призывы против войны и по многим другим нелепым обвинениям, когда подвергали незаконным арестам и пыткам, когда убивали людей в Одессе и на Донбассе, националистам это нравилось, они были в восторге от такой политики. А когда против них возбуждают дела за конкретные преступления, они называют это «политическими преследованиями».

Однако власти боятся возбуждать дела за самые главные преступления Порошенко – за убийства людей на Донбассе, за использование армии против собственного народа, за преследования сторонников канонической УПЦ, за политически мотивированные уголовные преследования людей, не принявших майдан. Вместо этого второстепенные поводы.. Так, чтобы и предвыборные обещания выполнять, и не особо раздражать Запад, местных националистов и националистов диаспоры. Хотя те всё равно раздражены.

Есть сведения, что против Порошенко и Турчинова могут возбудить уголовное дело за потерю Крыма и Донбасса. Украинские националисты давно требуют наказать виновных в потере территорий, а кто может быть более виновными, чем бывшие руководители  государства? Решатся ли на такой шаг власти, пока неясно, но Турчинов уже выступил с оправданиями. Мол, у него тогда не было боеспособной армии.

«Если бы у меня была десятая часть того, что у нас было на начало 2019 года, – заявил Турчинов, – я бы в крови российские войска попробовал бы утопить в Крыму, скинуть их в Чёрное море». Но по факту мы все видели, что большинство военных перешли на сторону России, а в крови Турчинов, Порошенко и Парубий принялись топить Донбасс, бросив танки и тяжёлую артиллерию против тогда ещё сограждан, а никак не против России. Замахнись эта камарилья на Россию – мокрого места бы не осталось. Верящие в сказки про «войну с Россией» остались разве что в глухих хуторах, да и то не факт.

Надо добавить, что новые руководители Украины всё чаще и чаще заявляют о неприемлемости люстрации, о необходимости возвращения к управлению старых кадров, так как майданные власти довели страну до ручки.

«Сейчас действительно не мода, а тренд, наверное, на управленцев с опытом. Уже нет вот этого, как говорили, «новые лица, новый человек, он разберётся» и прочее. Мы просто видим, что это не очень работает в сложных системах», — заявил председатель фракции «Слуга народа» в украинском парламенте Давид Арахамия.

Украина потихоньку трезвеет. Но этот процесс идёт крайне медленно, скорее, под давлением снизу, чем по почину власти. Но майдан погрузил страну на такое дно, что, если Украина не избавится от его наследия, она не сможет сохранить себя как государство. Никакого другого выбора нет: или перемены через отрезвление, или распад. Это показывает даже конфликт с Венгрией, которая так от своего и не отступает, добиваясь для закарпатских венгров права получать образование на родном языке.

На заглавном фото: митинг сторонников партии Шария в Киеве

Сергей Бондаренко