Новости

Снова о Грете Тунберг, или Как стать почетным доктором теологии

Шведской экологической активистке Грете Тунберг присвоили звание почетного доктора факультета теологии университета Хельсинки. Об этом официально сообщается на сайте университета. Решение было принято руководством теологического факультета ещё в июне прошлого года, но не разглашалось до даты присвоения почетных званий другими факультетами университета Хельсинки.

Данное мероприятие проводится факультетами университета Хельсинки регулярно, примерно раз в 4 года. За объявлением о присуждении почётных званий обязательно следует официальное мероприятие с вручением диплома и пурпурной квадратной шапочки каждому номинанту.

С Гретой Тунберг заранее связались по поводу приглашения на церемонию, но, скорее всего, Грета Тунберг не появится на официальной церемонии университета Хельсинки. Как заявил в интервью финской газете Helsingin Sanomat профессор факультета теологии Мартти Ниссинен (Martti Nissinen), специалист по толкованию Ветхого Завета, с Гретой Тунберг было непросто выйти на связь. Работникам факультета пришлось задействовать свои родственные и личные связи. Сам Ниссинен так и не смог напрямую поговорить с самой Гретой, общение всегда происходило через посредника Греты. Скорее всего, речь идёт об отце Греты, Сванте Тунберге (Svante Thunberg), который управляет публичными контактами Греты, продажей её книг и даже пишет за неё в соцсетях.

«Когда связь наконец-то наладилась, мы быстро получили информацию, что Грета с радостью принимает номинацию факультета», — заявил финский профессор.

Профессор Ниссинен сообщил, что Грета отказалась приехать на официальную церемонию, и отметил:

«По моему пониманию, препятствием являются эссе при посвящении в почётное звание (matriculation essays)».

Остальные семь номинированных почётных докторов факультета теологии являются либо учёными в области теологии (среди них пять профессоров), либо священнослужителями (один — почётный епископ). Звание почётного доктора является высшим из всех научных степеней, присуждаемых этим факультетом. Как же экологическая активистка Грета Тунберг без всякого научного опыта и без религиозной карьеры попала в эту почётную научно-религиозную компанию? Можно отметить единственный слабый довод: по результатам обучения в 9-м классе школы Грета получила пятёрку по религиоведению.

Возможно, ответ кроется в самой сути современного движения «борцов за климат» — они являются скорее сектой, чем активистами борьбы за реальные дела, за нечто полезное для общества. Некоторые статьи в Сети прямо указывают на то, что современное движение «борцов за климат» — это новая популярная псевдорелигия Запада, и даже предлагают название для этой новой религии: климатизм (Climatism).

С этим определением вполне можно согласиться. Религиозно-мистические странности матери Греты, оперной и поп-певицы Малены Эрнман (Malena Ernman), подробно обсуждались EADaily. Религиозные заскоки Малены вызваны воспитанием, ведь мать Малены, бабушка Греты, была диаконом в шведской государственной лютеранской церкви (шведская церковь была официально отделена от государства только в 2000 году). Фанатичная вера матери в скорый конец света из-за глобального потепления передалась Грете и её младшей сестре Беате. Вполне возможно, эта вера усугубила их букеты заболеваний «аутического спектра»: синдром Аспергера, обсессивно-компульсивное расстройство, селективный мутизм у Греты (синдром дефицита внимания и гиперактивности с примесью синдрома Аспергера, обсессивно-компульсивное расстройство, синдром хронической усталости у Беаты).

Постоянный стресс от ожидания климатического апокалипсиса привычен для многих фанатичных активистов «борьбы за климат». Ожидание неизбежного близкого конца света является одним из самых характерных признаков тоталитарных религиозных сект, хорошо известным психиатрам и специалистам по сектам. Страх перед концом света является удобным виртуальным кнутом в руках лидеров секты, властвующих над умами адептов секты. И этот кнут подкрепляется виртуальным пряником духовного спасения адептов секты при строжайшем соблюдении всех требований её лидеров. Вплоть до абсурдных, нелогичных и унижающих достоинство человека. Вера в близкий конец света позволяет лидерам секты легко получать в дар от адептов деньги, ценности и недвижимость, ибо все эти «бренные вещи» якобы не понадобятся во время апокалипсиса. Параллельно идёт отчуждение адепта от друзей и родных, ибо они воспринимаются как отступники, заранее обречённые на полную духовную смерть в момент (а то и раньше) скорого конца света.

Псевдорелигиозный фанатизм «борцов за климат» парадоксально оправдывается с их стороны «точными научными данными» от «правильных учёных» о глобальном потеплении, вызванном якобы именно промышленными выбросами углекислого газа. В этом смысле они, в принципе, могут претендовать на некоторое отношение к наукам типа климатологии и экологии. Но что общего этот экологический, скорее даже политический, активизм и экстремизм имеет со званием почётного доктора теологии скандинавского университета?

Много общего, считает Туомас Хеиккила (Tuomas Heikkilä), профессор церковной истории университета Хельсинки, который тоже принимал решение о номинации Греты Тунберг. Он высказал своё мнение в интервью финской газете Helsingin Sanomat:

«Факультет теологии изучает коренные, глубинные проблемы человечности. Самые большие надежды и страхи. Самые большие сегодняшние угрозы — такие как изменения климата, потери природы и войны — это созданные человеком проблемы, которые пробуют решить, влияя на их симптомы. Но коренной вопрос в том, почему человек так глуп?»

Профессор критикует СМИ за то, что они не включают гуманистов и теологов в дебаты по климату и в дискуссии о разрушении природы. Тот факт, что профессор-религиовед, не колеблясь, упоминает в одном ключе и гуманистов, и теологов (специалистов по религии), наводит на мысль, что современный тотальный гуманизм в Европе уже стал не только обязательной идеологией, но и эрзац-религией, которая агрессивно вытесняет из общества христианство и другие традиционные верования. По мнению профессора, Грета Тунберг глобально является лучшим примером человека, действия которого основаны на информации из результатов исследований:

«Выбирая Грету почётным доктором факультета, мы тем самым сообщаем всем, что мы хотим быть такими же смелыми и влиятельными, как она».

Звучит эта фраза прямо как декларация о завоевании общественного влияния учёными-теологами во всем мире, но скорее речь идёт о влиянии многочисленных гуманистов, а не влиянии пары-тройки десятков университетских теологов.

В этом году главной темой номинации на звание почётных докторов стала тема свободы. Профессор Мартти Ниссинен говорит, что теологический факультет не хотел застревать только в выражении свободы с точки зрения факультета, то есть только в смысле свободы вероисповедания. Профессор замечает:

«Вместо этого мы хотели бы расширить взгляд на права человека и состояние земли, а также свободу влиять на них во благо или во вред».

Оба профессора, Туомас Хеиккила и Мартти Ниссинен не имеют данных о том, что Грета Тунберг когда-либо получала титул почётного доктора в своей родной Швеции или других странах Скандинавии. Надо заметить, что в 2019 году Грета получила титул почётного доктора в университете Монса, Бельгия, а в 2021 году приняла титул почётного доктора-юриста (Honorary Doctor of Law) от университета Британской Колумбии, Канада.

В связи с этим особенно актуально прозвучал вопрос финского журналиста: нет ли риска снижения ценности звания почётного доктора, если шапочки почётных докторов будут раздаваться в Финляндии без всяких требований к академическим достижениям?

Профессор Ниссинен так не думает:

«Достоинство почётной докторской степени зависит не от звания и иерархии, а от актуальности и эффективности деятельности (номинанта)».

Допустим, что это так, и посмотрим на эффективность действий Греты Тунберг в настоящее время. Хотя бы в области «школьной забастовки за климат».

После 3 июня 2022 года — последняя крупная демонстрация адептов климатизма в Стокгольме — и 25 ноября 2022 года — подача судебного иска к шведскому правительству о «климатическом бездействии» с демонстрацией в 600 участников — Грета не может собрать в родном Стокгольме никакой внушительной толпы для своей фирменной пятничной «школьной забастовки за климат».

Отметим, что сама идея одиночной «школьной забастовки» Греты является фарсом. Официально известно: 20 августа 2018 года Грета Тунберг, перешедшая в девятый класс, решила не посещать школу. Но какую именно школу? Вне Швеции мало известно, что школа, в которой она училась с лета 2018 года, — это средняя школа Kringlaskolan частной компании AcadeMedia (всего у компании 28 школ в Швеции). Эта школа, где ученики говорят на 25 языках, расположена в дальнем пригороде шведской столицы Сёдертэлье (Södertälje), в так называемом особо уязвимом районе (särskilt utsatta områden — официальный синоним гетто) Ronna/Geneta/Lina. Школа находится далеко (более 20 км) от шикарной шестикомнатной квартиры семьи Тунберг (оценивается примерно в $ 1 млн) в престижном районе Кунгсхольмен (Kungsholmen) в самом центре Стокгольма, по адресу Hallmans gata, 5. Обучение Греты в этой школе напоминает сюжет повести Марка Твена «Принц и нищий».

Однако Грета нормально себя чувствует в такой мигрантской и даже криминальной среде — это видно из забавного опыта Греты в сфере рекламы. В июле 2021 года Грета фотографировалась для рекламной компании #kavlaupp с рэпером по кличке 1.Cuz, уроженцем сомалийского гетто в Хэссельбю/Вэллингбю (Hasslby/Vällingby) на западе Стокгольма, с настоящим именем Абас Абдикарим Бакар (Abas Abdikarim Bakar). Рекламная компания экологической активистки Греты Тунберг и рэпера 1.Cuz была посвящена … агитации за вакцинацию от вируса Covid-19. О чём трудно догадаться, глядя на эти фото, вызвавшие противоречивую реакцию публики:

Иллюстрация: friatider.se

Посмотрите на эти «шедевры фотоискусства» и оцените ощущения: захотелось ли вакцинироваться от такой картинки? Внушает ли эта картинка чувство защищённости, уверенности, спокойствия? Ощущения от таких фото на самом деле не обманывают: рэпер 1.Cuz был ранее осуждён за хранение огнестрельного оружия, вышел из тюрьмы за пару лет до этой рекламы. А в апреле 2022 этот рэпер с двумя подельниками был арестован за участие в перестрелке в районе Хэсселбю (Hässelby) на западе шведской столицы. В январе 2023-го квартира этого рэпера стала целью взрыва, который, похоже, организовали противоборствующая криминальная группировка или сторонники застреленного 25 декабря другого криминального рэпера по имени Мехди Думле Сачит (Mehdi Dumle Sachit), над которым рэпер 1.Cuz постоянно издевался в соцсетях.

Очевидно, что в своей школе Грета встречала много иммигрантов. Судя по видео о выпуске 9-го класса Греты в электронной версии газеты Dagens Nyheter, минимум половина одноклассников Греты — не шведы. Но у Греты нет в этом выпуске не только друзей, но и даже знакомых: она ни с кем из ребят не общается, даже не стоит рядом, кроме момента общего фотографирования. Объяснение простое: школа Kringlaskolan была предназначена для «проблемных» учеников с «особенностями», имела, помимо школьного врача, ещё и медсестру, куратора, психолога и двух социальных педагогов-работников (на 546 учеников). И в этой школе для проблемных учеников не было обязательного посещения уроков! Многие «особенные» ученики в Швеции официально находятся на домашнем обучении, никого там эта практика не удивляет. Учителя выдают задания, назначают встречи ученикам и проверяют выполнение заданий. Нарушить посещение уроков в этой школе «школьной забастовкой за климат» Грете с её диагнозами было просто невозможно — она и так не обязана была туда ходить!

И самое странное: после окончания этой школы Гретой в июне 2019 года школа сменила своё название с Kringlaskolan на Innovitaskolan и заодно всю концепцию обучения, сделала упор на цифровизацию.

Одиночество Греты после окончания 9-го класса школы не окончилось. На фото с её твиттер-страницы Грета летом 2022-го (и в январе 2023-го) вообще стоит с плакатом о «школьной забастовке за климат» совсем одна. Возможно, она была в отпуске всё это время. Но и остальные групповые фото с Гретой (и без неё) у шведского парламента не блещут многочисленностью. На одном фото с Гретой присутствуют всего двое демонстрантов, на паре фото — только четверо. Есть случаи, когда Грете удавалось собрать 5−8 человек, но половина из них, это, так сказать, «партактив» — знакомые лица, приходящие на пятничную «забастовку» как на работу, с одними и теми же кусками картона с одинаковыми лозунгами.

Половина из «партактива» Греты явно не шведы, а мигранты, потому и не стоит удивляться курдским и палестинским флагам на этих фото, лозунгам про их национально-освободительную борьбу. Какое отношение эти лозунги имеют к борьбе за климат? Это понятно лишь «борцам за климат». И то не факт. В их идеологии удивительным образом сплетаются национально-освободительные мотивы дальних и бедных стран, которые не имеют особого отношения к истории Швеции, призывы к разрушению капитализма, другие коммунистические лозунги, лозунги за права животных, за права национальных меньшинств.

Сама Грета тоже призывала к «свержению всей капиталистической системы». Что довольно странно, ведь её семья живёт при капитализме отнюдь не плохо, является частью богемы и элиты страны. Её бабушка по отцу, актриса Маргарета Андерссон (Mona Margareta Andersson) живет недалеко, в том же дорогом районе столицы Кунгсхольмен (Kungsholmen), всего в 150 метрах от городской ратуши (адрес: Hantverkargatan, 4). Её квартира по стоимости ненамного меньше стоимости квартиры, в которой живет Грета с родителями.

Одна родственница Греты по отцу — Anna Brita Sofia Horn af Rantzien, в девичестве Arrhenius (1924—2009) — была успешным политиком, работала в отделах жилищного хозяйства областей Швеции, в руководстве коммуны города Сольна (Solna), а в 1988 году была выбрана депутатом в шведский парламент! Что интересно, в парламент она попала именно от экологической Партии зелёных (MP).

Из той же аристократической семьи Горн аф Ранцер германского происхождения, представители которой служили Швеции ещё с XVII века, и другая родственница Греты — МиаMia (Marie) Horn af Rantzien (1953). Она училась в престижных ВУЗах мира, включая Принстон, служила в Министерстве иностранных дел Швеции, сразу после защиты диссертации была назначена главным экономистом Министерства иностранных дел в 1994 году. Была представителем Швеции в структурах ООН с 1996 года. Миа до сих пор является частью элиты глобалистов в структуре ООН. Уже в 2000 году Миа была назначена генеральным секретарем парламентской комиссии по политике Швеции в области глобального развития. В 2004 году она стала послом Швеции в ВТО (Всемирной торговой организации). Потом она была избрана председателем Руководящего комитета Расширенной интегрированной структуры ВТО на 2005−2007 годы плюс председателем Целевой группы ВТО по содействию торговле 2006 года. Затем стала послом по морской среде и прочая, и прочая, и прочая… Разве ей мешал капитализм?

И чем мешает капитализм лично Грете Тунберг прямо сейчас? Ведь именно благодаря капитализму книги Греты расходятся миллионными тиражами по всему миру, делая её семью ещё богаче. Это прям как бунт пчёл против пчелиного мёда…

Из странных противоречий Греты невозможно не отметить её недавнее участие в акциях саамских активистов в Осло. Акции против строительства ветряных электростанций на оленьих пастбищах саамов, на ветреном побережье Норвегии. Причём строительство ветряков велось и на деньги шведских банков (для экспорта энергии в Швецию, где с энергией немалые проблемы). По факту Грета замахнулась на «святое оружие» экологии — на ветряные электростанции! Опять мы видим в действиях Греты странный «бунт пчёл против мёда». Или желание протестовать ради протеста, чисто ради популярности.

Встречаются в руках «борцов за климат» и лозунги за права сексуальных меньшинств. Представителей последних довольно много в среде «борцов за климат», это заметно на фотографиях. Феминистические лозунги тоже часто мелькают среди лозунгов об экологии и климате.

Но ещё больше бросается в глаза перекос доли женщин в акциях и демонстрациях «борцов за климат». Женщин в 2−3, а иногда в 5−6 раз больше мужчин! Это видно и по акциям в Германии, но на акциях «борцов за климат» в Дании и Швеции этот половой перекос становится просто очевидным.

Этот перекос совпадает с рекордным расколом шведского общества в политических предпочтениях избирателей разного пола. Женщины Швеции в 2020-х годах в 2−3 раза чаще мужчин голосовали за коммунистов или «левых» (V), социал-демократов (S) и «зелёных» (MP), а мужчины в 2−3 раза чаще женщин голосовали за буржуазно-центристскую партию «умеренных» (M) и националистические (изоляционистские) партии. Раскол наметился ещё в 2010 году, но тогда он касался только одной националистической партии «Шведские демократы» (SD). В ноябре 2018-го этот раскол, по данным опросов, стал пугающим: 22,7% мужчин симпатизировали партии «Шведские демократы», но среди женщин таких было только 9,3%. Такой разброс между политическим выбором мужчин и женщин не имеет аналогов как минимум за последние 50 лет шведской избирательной истории и истории общественных опросов (они ведутся только с 1972 года).

Уникальна и ситуация с поддержкой бывшей коммунистической партии Швеции, ныне именуемой Левая партия (V): в 1970-х и 1980-х годах за коммунистов голосовало гораздо больше мужчин, но с конца 1990-х годов за эту партию гораздо чаще голосуют шведские женщины и… иммигранты.

О второй внушительной части избирательной базы коммунистов Швеции писать в СМИ не принято, даже шведские социологи избегают писать об этом в своих научных работах. Хотя очевидно, что отношение партий к теме миграции в целом, к борьбе с нелегальной миграции, к пособиям беженцам играет на выборах огромную роль. И фактически определяет избирательную базу партии. Известно, что в сентябре 2014-го по мусульманским общинам Швеции разослали фетву о «правильном голосовании» сторонника ИГИЛ*, скандального исламистского имама по имени Або Раад (Abo Raad или Riyad Abdulkarim Jassim) из мечети города Явле (Gävle). В его фетве было чётко написано: экологическая Партия зелёных и Левая партия (коммунисты) — лучший выбор для правоверных мусульман. Очевидно, что голосуют иммигранты за эти партии не ради их программных целей, а ради дальнейших послаблений в миграционных правилах и увеличении пособий иммигрантам.

Как горячая любовь этих партий к весьма религиозным иммигрантам может сочетаться с горячей защитой этими же партиями сексуальных меньшинств и явно антирелигиозных (заодно и антинаучных) заскоков трансгендеров? Это уже вопрос скорее к психологам и специалистам по сектам и религиозному сознанию.

В климатизме все его адепты, поклонники «святой Греты», должны верить в «полный пакет» либеральных и экологических догм. Недостаточно верить только в скорый конец света от глобального потепления, в глобальное потепление, вызванное именно промышленными выбросами парниковых газов, в возможность повернуть потепление вспять, уменьшив эти промышленные выбросы в разы (убив этим экономику). Адепты климатизма должны так же верить в нерушимые права беженцев, которые могут с лихвой перекрывать права граждан. Не зря же лидерами глобализма и климатизма последние несколько лет так сильно проталкивается тема «климатических беженцев». Адептам климатизма истово, всем сердцем нужно верить и в права секс-меньшинств. А также в «таинство» правоты ничтожной доли трансгендеров, которое мало того что просто антинаучно (хоть и поддерживается «правильными» учёными психиатрами), но к тому же никак не может иметь отношения к борьбе за климат и за экологию…

Тот, кто не верует во все эти постулаты, будет объявлен «еретиком» и позорно изгнан из «прогрессивного» движения за спасение климата от людей. Дело в полноте веры, и эта полнота бескомпромиссна. Это ещё один характерный признак религии или религиозной секты.

И потому с удивлением приходится признать, что кое в чём ученые, проголосовавшие за номинацию Греты Тунберг на звание почётного доктора теологии, даже правы: Грета Тунберг, сама того не понимая, является лидером и символом новой псевдорелигии, интересным объектом для изучения в рамках теологии, а значит, имеет отношение к этой науке.

*Террористическая организация, запрещена на территории РФ

Павел Тяпкин