Новости

Сражались за Латвию с Гитлером: красные партизаны Латгалии

В современной Латвии не принято вспоминать о подвигах латвийцев, боровшихся с нацизмом под советскими флагами. Красные партизаны противоречат исторической мифологии Латвии, поэтому вместо них власти предпочитают воспевать бойцов Латышского легиона СС. Аналитический портал RuBaltic.Ru восстанавливает историческую справедливость и продолжает цикл рассказов о латвийских борцах с гитлеризмом. После рассказа о латышах — комсомольских подпольщиках Лиепаи — история партизанского движения на востоке страны — в Латгалии.

Во время Второй мировой войны в оккупированной нацистами Латвии активно действовали отряды латгальских партизан. Крупнейший город Латгалии, Даугавпилс, был захвачен вермахтом 26 июня 1941 года. Группы партизан на начальном этапе войны возникали спонтанно, а их руководство осуществляли оставшиеся при отступлении красноармейцы, парторги, а также другие патриоты советской Латвии. Однако у раннего партизанского движения в Латвии не было мощного организационного начала, а сами латвийские антинацисты порой не владели элементарными навыками конспирации.

Впрочем, сотрудники разведывательных органов СССР летом 1941 года предприняли попытки забросить в оккупированную Латвию наспех проинструктированные группы. Четыре такие группы прибыли из района Великих Лук в августе. Еще две были направлены из Таллина, они состояли из бойцов 1-го латвийского рабочего полка.

Кроме того, штабы Краснознаменного Балтийского флота и Северо-Западного фронта перебросили в Латвию значительное число бойцов-добровольцев, которые сформировали диверсионно-партизанские сообщества.

Некоторым отрядам сопутствовал успех.

Например, крупная разведгруппа из Пскова совершила диверсию, ворвавшись в Вейлайцене (северо-восток Латвии) 13 июля 1941 года. В результате точечной акции бойцами отряда было ликвидировано 14 пособников нацистов.

Важное событие в истории организации антинацистского партизанского движения произошло в августе 1941 года, когда в Москве началось регулярное радиовещание на латышском языке. В это же время выпустила первый тираж газета «За советскую Латвию» (Par Padomju Latviju). Ее редактором стал латышский коммунист и политик Жан Спуре, в межвоенные годы находившийся в латвийском коммунистическом подполье. На передовицах газеты значились призывы «уходить в леса» и «становиться лесными братьями» (аналогия с революционными событиями 1905 года).

Жан Спуре, латвийский политик и антифашист, редактировавший антинацистскую газету на латышском языке в Москве

Жан Спуре, латвийский политик и антифашист,

редактировавший антинацистскую газету на латышском языке в Москве

Отдельные сплоченные партизанские группы начали действовать в восточной части Латвии с октября 1941 года. Несколько успешных налетов осуществили латвийские антинацисты, дислоцировавшиеся в лесных массивах Валкского края (север), а также в окрестностях латгальских городов Крустпилс и Плявиняс.

Фактически первой партизанской группой, взорвавшей гитлеровский эшелон, стала организация партизан Вишкского края (Латгалия). Она была образована из крестьян, местных комсомольских активистов и красноармейцев. Возглавлял ее Милентий Никифоров.

В 12 километрах от Даугавпилса на станции Залюми партизаны Никифорова осуществили диверсию, в результате которой сошли с рельсов и сгорели 17 вагонов и цистерн противника.

Группа Никифорова до наступления холодов скрывалась в Ядровском лесу. В мае 1942 года гитлеровцы окружили партизанский отряд у деревни Ядрово. Во время расправы почти все бойцы погибли. Милентий Никифоров отдал свою жизнь одним из первых. Каратели захватили хутор партизан Алексеевых из этого же отряда, жестоко убив всю его семью. Оставшиеся в живых участники группы перебрались в Белоруссию.

Партизанское движение в Латгалии было мощным и хорошо организованным

Партизанское движение в Латгалии было мощным и хорошо организованным

 

Параллельно активную диверсионно-подрывную работу развернула группа Ивана Романова «Заря», дислоцировавшаяся в Абренском уезде. В Даугавпилсском уезде действовал отряд Евгения Максимова.

Подпольные группы антинацистов успешно функционировали в Резекне. В феврале 1942 года гитлеровские полицаи обнаружили диверсионную группу в Капиньской волости, которая образовала большую подпольную организацию. Она действовала в Даугавпилсском уезде, и командовал ей Алексей Куликов.

Всего в те дни было арестовано 160 человек, многие были расстреляны, а остальные заключены в концлагеря, в том числе и Саласпилсский.

Большой приток добровольцев в антинацистские вооруженные партизанские формирования Латвии к зиме 1941 года был связан с разгромом нацистских дивизий под Москвой, а также жестокими разграблениями крестьянских хозяйств гитлеровскими оккупантами и коллаборационистами. Огромное недовольство жителей латвийских деревень вызвал указ рейхскомиссара «Остланда» Генриха Лозе о мобилизации латвийской молодежи для принудительной работы в Германии.

Вскоре были сформированы новые партизанские соединения. Заслуживает внимания боевая группа Леонтия Кузнецова, вступавшая в столкновения с нацистскими чиновниками и полицией. Она проявляла активность преимущественно зимой и весной 1942 года. Костяк отряда формировала молодежь деревень Лосы и Бекши. К сожалению, многие из них также были арестованы и заключены в концлагеря.

Мемориал на месте Саласпилсского лагеря смерти, куда нацистские оккупанты заключали партизан-антифашистов Латвии

Мемориал на месте Саласпилсского лагеря смерти, куда нацистские оккупанты заключали партизан-антифашистов Латвии

 

Подпольщики из приграничных русских и белорусских деревень принялись устанавливать активные контакты с латвийскими партизанскими группами.

Некоторые диверсионные формирования Латвии переходили границу и вливались в белорусское партизанское движение.

Крупное диверсионно-партизанское сообщество возникло весной 1942 года в отдельных волостях Лудзенского уезда (Латгалия). Его возглавили Александр Гром и Александр Козловский. В течение зимы подпольщики занимались сбором оружия и радиотехники. Вскоре после появления угрозы насильственного угона на каторжные работы в Третий рейх большая часть Лудзенской группы пересекла границу и влилась в состав отряда под командованием известного освейского партизана Ивана Захарова.

С весны 1942 года значительно усилилась трансляция специальных агитационных радиопередач для Латвии, а с самолетов над крестьянскими хозяйствами сбрасывались газеты и листовки с призывами оказывать сопротивление нацистским оккупантам.

Тогда же, 1 марта 1942 года, ЦК КПЛ принял решение подготовить и направить в Латвию добровольцев для участия в партизанском движении и подрывных отрядах. В ближайшее время в составе нескольких отрядов и групп на территорию оккупированной Латвии было переправлено около 700 добровольцев.

В марте границу Латвии перешел небольшой разведотряд Uzvara («Победа») под командованием Крупы и Астратова, который должен был разведать положение дел в восточной части страны. В течение месяца бойцы разведформирования успешно маневрировали в тылу у гитлеровских захватчиков. Они занимались преимущественно сбором сведений о настроениях населения.

Вскоре отряд оказался в безлесой местности Латгальской возвышенности, и на него вышли сотрудники полицейских карательных батальонов. 3 мая в Пилдской волости нацисты попытались задержать партизан. В этот же день в приграничной зоне была поднята боевая тревога, и на поимку разведчиков-диверсантов были брошены внушительные нацистские подразделения.

Ранним утром 4 мая в рощице у озера Бижас (30 километров к югу от Лудзы) разведотряд «Победа» был окружен. Партизаны организовали грамотную оборону и оказали ожесточенное сопротивление, сковывая силы противника.

Кольцо окружения должны были прорвать новые силы нацистов, отправленные из Даугавпилса. Партизаны отряда «Победа» даже в таком неравном бою смогли прорваться и забросать гранатами вражеское пулеметное гнездо. Отход они производили через деревню Клешево, которая была оставлена без охраны. Группе удалось пробраться противнику в тыл, пройдя через камышовые заросли у берега озера. Шесть человек из отряда остались на территории Латвии для продолжения разведдеятельности, а остальные вернулись обратно.

В Резекне тоже действовали партизанские группировки

В Резекне тоже действовали партизанские группировки

 

Разведчики, оставшиеся в Латгалии, обосновались в районе Прейли и установили контакт с подпольной группой Владислава Пастора, которая была организована осенью 1941 года. Со временем эта группа переросла в разветвленную организацию.

Прейльскую группу, получившую известность под именем «группа Тирумса», возглавили Иван Тихомиров («Тирумс») и Анатолий Димтриев.

Летом 1942 года участились диверсионные акты партизан-антифашистов. Важную роль в развитии партизанского движения сыграло объединение групп лиепайчанина Иманта Судмалиса, латгальца Александра Грома и группировок белорусских партизан.

В июне 1942 года латвийско-белорусские партизаны осуществили совместное нападение на волостной центр Шкяуне (60 километров юго-восточнее Резекне), застав противника врасплох.

В это время партизанская группа, действовавшая под Шкяуне, насчитывала 32 человека. Судмалис, Гром, бойцы белорусского отряда «Дубняка» и отряда имени Фрунзе (всего более 200 человек) в ночь с 12 на 13 июня 1941 года ворвались в волостное управление и уничтожили списки жителей, которые были намечены на принудительный угон в Германию.

Партизаны уничтожили телефонную станцию и повредили некоторые другие объекты связи. Шуцманы подались в беспорядочное бегство. Несколько гитлеровцев было убито в схватке с партизанами, которые смогли захватить и увезти с собой некоторое количество оружия, боеприпасов и военной техники. Затем объединенная группа отступила в густую лесистую местность у реки Свольна.

В честь партизан-антифашистов и воинов-красноармейцев в Шкяуне создан мемориальный комплекс на братском кладбище

В честь партизан-антифашистов и воинов-красноармейцев

в Шкяуне создан мемориальный комплекс на братском кладбище

В 30 километрах южнее Себежа у села Лисно Витебской области состоялось сражение между латвийско-белорусскими партизанами и нацистским батальоном, пытавшимся перекрыть подпольщикам путь к отступлению. Бой продолжался более двух часов. Карателям был нанесен существенный урон. Переправу партизан через реку Свольна и озеро Лисно прикрывали Судмалис и белорус Василий Ровенский.

Партизаны вышли победителями из этого сражения; они ликвидировали 45 гитлеровцев и смогли беспрепятственно отойти. Судмалис под градом пуль преодолел водную преграду последним.

Имя Судмалиса, достойного стать подлинным национальным героем Латвии, широко известно в Белоруссии. В конце лета 1942 года он принял активное участие в движении сопротивления в Витебской области. Боец проявлял исключительную храбрость и находчивость, планируя и осуществляя смелые партизанские операции.

Имант Судмалис, выдающийся партизан, борец с нацизмом

Имант Судмалис, выдающийся партизан, борец с нацизмом

В Латгалии же нацистские оккупационные власти к середине 1942 года оказались искренне встревожены ростом активности партизанских отрядов и группировок. Нацистский чиновник, гебитскомиссар Даугавпилса Херман Рикен писал в своем донесении:

«Деятельность партизан в Латгальской области принимает угрожающие размеры. Ежедневно поступают сообщения, что в разных местах происходят столкновения с партизанскими группами, которые частично сброшены на парашютах или перешли через границу или же состоят из военнопленных, бежавших из лагерей и вооруженных местными жителями. Число бежавших увеличивается с каждым днем. Партизаны больше не ищут убежища у местного населения, а устраивают свои базы в непроходимых лесах и заболоченных местах, откуда совершают налеты на населенные пункты. <...> Дело принимает вид организованной партизанской войны...»

Это сообщение областного комиссара является красноречивым свидетельством важности фактора латвийского партизанского антинацистского сопротивления в истории Великой Отечественной войны на территории Латвии и Латгалии.

Главные районы действий партизан-антинацистов Латвии летом и осенью 1944 года

Главные районы действий партизан-антинацистов Латвии летом и осенью 1944 года

 

Очередной поворот в латвийском партизанском движении произошел после победы Красной Армии под Курском и разгрома гитлеровских войск под Сталинградом в 1943 году. Тогда нацистские оккупанты приступили к тотальной мобилизации населения Латвии и усилили угон людей трудоспособного возраста на принудительные работы. Нацистские чиновники и местные коллаборационисты стали активнее грабить крестьянские хозяйства и репрессировать местных жителей.

Именно тогда к антинацистскому подполью начали присоединяться молодые люди из семей крестьян, а также зажиточные горожане, которые под воздействием гитлеровского террора и пропаганды предпочитали занимать выжидательную позицию.

Сегодня имена и фамилии латвийских партизан-антифашистов не упоминаются ни в публичном пространстве, ни в учебной литературе. Память о них стирается по воле современных латвийских политиков, которые исповедуют идеологию радикального национализма с оттенком исторического реваншизма.

Но история обязательно сохранит сведения о великих партизанских подвигах для современников и потомков.

Александр Филей