Новости

Сталинград сыграл плохую роль в судьбе нацистских «байкеров»

Образ весело катящих по русской земле немецких мотоциклистов в самом начале Великой Отечественной войны стал своего рода стереотипом или, говоря современным языком, мемом. Подобное восприятие не лишено исторического основания, но мало кто знает, что Сталинградская битва поставила точку в массовом использовании немцами мотоцикла в боевых действиях.

«Силовое колесо» на службе Германии

Разработка и развитие многих видов вооружений было запрещено Германии Версальским мирным договором, подписанным после поражения немцев в Первой мировой войне. В силу каких-то обстоятельств мотоциклы в перечень не вошли, за что и ухватились германские военные. В двадцатых годах в армии широко использовались модификации гражданских мотоциклов, как правило компаний Zundapp и BMW. Мотоциклы применяются во вспомогательных целях: патрулирование, разведка, передвижение связных.

В армии мотоциклы получили название kraftrad («силовое колесо»), из-за чего в индексах стали использовать буквы «К» или «R». В 1940 году вермахт выдвинул требование о производстве нового класса мототехники - тяжёлых мотоциклов с коляской. В меньшей степени их использовали для транспортировки раненых, основное предназначение - использование в качестве передвижной пулемётной точки. Тяжёлые kraftrad оснащались пулемётом MG-34 или MG-42, который был установлен на коляске. Мотоциклистов вооружили карабинами.

К 1941 году в вермахте сформировано 16 батальонов мотоциклистов.

 К 1941 году в вермахте сформировано 16 батальонов мотоциклистов.

Мотоциклы на полугусеничном ходу полюбились десантникам и горным егерям. Например, SdKfz 2 (Kettenkrad HK 101) использовался больше как тягач для лёгких пушек.

SdKfz 2 во время боевых действий в СССР. Зима 1943—1944 годов.

SdKfz 2 во время боевых действий в СССР. Зима 1943—1944 годов.

На начало агрессии против СССР в вермахте насчитывалось десятки тысяч kraftrad с объёмом двигателей 125 куб. см - 800 куб. см. Из kraftrad не стали формировать самостоятельный род войск, но широко использовали для поддержки. Батальон мотострелков, например, располагал тремя ротами мотоциклистов, вооружённых 12 станковыми пулемётами, 61 ручным пулемётом, 15 миномётами, 3 противотанковыми пушками и 4 мортирами. К 1941 году в вермахте сформировано 16 подобных батальонов.

При вторжении в СССР подобные батальоны появились в танковых дивизиях, мотопехоте и СС. Бои с РККА стали первым настоящим применением мотоциклов в военных действиях. В Европе нацистские мотоциклисты фактически просто прокатились по хорошим дорогам.

Сталинград ставит точку

Особенности боёв за Сталинград показали бессмысленность мотоцикла в условиях, когда скорость продвижения практически равна нулю, много очагов сопротивления и полно укрытий в виде развалин зданий, из которых можно вести огонь. В городских боях мотоцикл был беспомощен как средство поддержки пехоты или танков - отсутствие бронирования делало «силовое колесо» лёгкой добычей не только для огня из стрелкового оружия, но и бутылок с зажигательной смесью и гранат.

Мотоциклетные роты и взводы в составе батальонов и дивизий после Сталинграда расформировали, более того - начался массовый вывод мотоциклов с Восточного фронта. В частности, BMW R75 стали оснащать Африканский корпус Роммеля, что привело к появлению у мотоцикла прозвища «Сахара». На африканских равнинах BMW R75 пришёлся впору, а вот в СССР - нет, из-за массовых потерь в Сталинграде, в том числе. Каждый BMW R75 дорого обходился германской казне в прямом смысле слова - он стоил как два автомобиля Volkswagen, то есть 2.000 рейхсмарок.

Мотоцикл BMW R75 «Sahara».

Мотоцикл BMW R75 «Sahara».

Впрочем, на военной службе в сухопутных силах, воюющих на Восточном и Западном фронтах, мотоциклы оставались до мая 1945 года. Лёгкие мотоциклы служили для связи и разведки, тяжёлые использовались в контрпартизанской борьбе. Но «звёздный час» мотоциклетных подразделений был в прошлом. 

Константин Барановский