Новости

Старый Новый год. Древние традиции в контексте СВО

В украинских супермаркетах вновь образовались очереди за мандаринами, шампанским и конфетами. Их владельцы пока не убирают на склад и новогодние гирлянды с мишурой

Старый Новый год на Украине отмечают по-прежнему, несмотря на насильственную мобилизацию и экономические трудности большинства населения.

И поскольку военнообязанные вновь потянулись в магазины за подарками, поехали к родственникам в гости, мобильные блокпосты решено было не сворачивать, как было обещано в прошлом году, а продолжить отлов пушечного мяса для Зеленского и Байдена.

Формально, как заявил 11 января комендант Киевской области Руслан Олейник, мобильные блокпосты ловят "вражеские ДРГ", но в реальности ни одной ДРГ они не поймали, но зато поймали многих уклонистов, как отметил тот же Олейник.

Насильственная мобилизация на Украине нарушила и давние традиции посевать и щедровать на Старый Новый год, который еще называется Щедрый вечер.

Обычно дети и молодые мужчины ходили по домам и квартирам с пожеланиями благополучия в Новом году, разбрасывали в доме зерна овса и пшеницы, что, по древним крестьянским поверьям, должно сулить хороший урожай в наступившем году.

Древний языческий праздник Овсень и его магические ритуалы спустя века напоминают о себе даже жителям современных украинских городов.

Для детей это всегда была возможность насобирать себе мешочек конфет и пряников.

Мы маленькие детки –
Дайте нам конфетки,
Мы вам пощедруем,
Счастье наколдуем:
Добрый Щедрик, приходи,
Всех богатством одари.

Однако в этом году группы детей, которые пытаются щедровать, выглядят разочарованными – им просто не открывают. Ведь вместо озорных детишек с древними куплетами, песнями, с пожеланиями защиты от нечистой силы, в дом может постучаться нечистая сила во плоти – военкомы, которые могут забрать хозяина в окопы под Авдеевку.

Не видно в этом году на улицах и артистов фольклорных ансамблей, которые обычно накануне Старого Нового года не упускают возможности подзаработать, благо у них есть народные костюмы.

В украинских чатах накануне 13 января наблюдается раскол общества на тех, кто хочет собраться, чтобы отметить праздник, и тех, кто требует прекратить все празднования "на период войны".

В данном случае, как ни странно, националисты выступают против народных традиций, которые сами ранее пестовали и привносили в украинские города. Украинский национализм сейчас яростно требует сконцентрироваться на русофобии и даже отказаться от старых обычаев, которые роднят славянские народы.

Тем не менее, в транспорте и общественных местах женщины по телефону постоянно обсуждают Святки, как называется весь цикл зимних праздников от Рождества до Крещения.

В прошлом году украинские власти официально перенесли Рождество на декабрь, но большинство украинских зимних праздников привязаны именно к юлианскому календарю и каноническому православному Рождеству.

Именно Старый Новый год в украинских селах предполагает обильное застолье со свининой и алкоголем, так как православный пост подошел к концу.

В каноническом православии Старый новый год совмещает в себе Васильев день, в честь архиепископа Кесарии Каппадокийской Василия (14 января), считающегося также покровителем свиноводов (отсюда и обилие свинины на столе), а также дня преподобной Мелании(Маланьи) Римлянки (13 января), дочери римского сенатора Валерия Публиколы, называемой в простонародье Маланкой.

Древнеримские святые преобразовались в народе в обычных Василия и Маланку, ряженых парня и девушку, которые должны веселить людей, желать им здравия и благополучия, после чего их символически "женят" по языческому обряду.

В некоторых регионах Маланкой называли человека, ряженого козой, которая намеревалась всех боднуть. Преподобная Мелания римлянка, ставшая христианской святой в попытке защитить свое целомудрие, была бы крайне удивлена такой народной трактовкой ее образа.

Одно из распространенных на Украине суеверий требует, чтобы утром 14 января, то есть в Новый год по юлианскому стилю, в дом, магазин, транспорт первым заходил именно мужчина.

И до сих пор по утрам на остановках общественного транспорта или у дверей магазинов по утрам можно заметить группы женщин, которых не пускают вовнутрь, пока на горизонте не появится какой-нибудь представитель мужского пола, которого просят войти внутрь первым.

В последнее время украинские женщины в целом стали более суеверными, инстинктивно пытаясь найти себе и своим семьям защиту в древних обрядах.

Одним из символов времени можно считать многочисленных знахарок, которые за деньги обещают уберечь мужа или сына от украинских военкомов. Пожилые женщины в очередях всерьез делятся рецептами, как правильно готовить кутью, чтобы боевые действия в этом году закончились, а их родственники остались живы.

СВО на Украине вносит свои коррективы в древние традиции и обычаи.

С одной стороны, активность военкомов и националистов загоняет древние аграрно-магические ритуалы глубоко в подполье. С другой стороны, в этом подполье они усиливаются в связи с тем, что простые украинцы не видят реальной возможности повлиять на свои судьбы и жизни.

Дмитрий Ковалевич