Новости

Стать ли Украине ядерной державой?

Президент Украины Владимир Зеленский в интервью немецкой Frankfurter Allgemeine Zeitung попытался выпросить у Германии оружие для «самой сильной армии Европы», но получил отказ. На видеоконференции глав МИД стран НАТО, которая состоялась 1 июня, руководитель внешнеполитического ведомства Германии Хайко Маас заявил, что конфликт на Донбассе должен решаться исключительно политическими средствами, а лозунгом немецкой дипломатии в этом вопросе остаётся девиз «Оружие не поможет».

Позицию Масса подтвердил официальный представитель правительства Германии Штеффен Зайберт: «Мы придерживаемся ограничительной и ответственной политики в области вооружений и не даём разрешения на поставки оружия на Украину».

Зеленский просил у немцев стрелковое оружие, катера, бронетехнику и средства связи.  Он сослался на

Роберта Хабека — сопредседателя Партии зелёных, который после недавнего визита в Киев призвал Берлин обеспечить Украину летальным оружием. Хабек словно забыл главный постулат своей партии — требовать запрета экспорта оружия в другие страны, кроме стран ЕС. Но «зелёные» надеются выиграть следующие парламентские выборы и потому говорят то, что противоречит заявлениям правящей коалиции Социал – демократической партии и ХДС/ХСС (Христианско – демократического союза/ Христианско – социального союза). Раз правительство говорит, что не надо поставлять оружие Украине, «зелёные», будучи оппозицией, заявляют обратное.

Шансы «зелёных» стать правящей партией и отправить в оппозицию коалицию, которая правит сейчас, достаточно высоки. Согласно данным социологического опроса, проведённого по заказу газеты Bild am Sontag, за «зелёных» готовы отдать голоса 27% немцев – больше, чем за любую другую партию. За коалицию ХДС/ХСС – 24%. Критикуя правящую коалицию, «зелёные» выступают и против «Северного потока – 2», но надо понимать, что делают они это не ради Украины, а ради снижения рейтинга правящей коалиции в глазах избирателей. Если «зелёные» выиграют выборы, вовсе необязательно, что они останутся при своём мнении и будут в действительности давать Украине оружие.

Берлин весьма осторожно относится к политическим буйствам украинских властей. Да ещё посол Украины Андрей Мельник перепугал немцев требованием принять Украину в НАТО, иначе, дескать, Украина вынуждена будет восстановить ядерный статус. Сказано это было в апреле, а 1 июня Мельник уже убеждал немцев в обратном: «...я бы хотел пока успокоить наших немецких друзей. На данном этапе эта тема не стоит для нас на повестке дня».

Неспособность украинских политиков ясно и чётко определить ориентиры развития государства никак не способствует повышению авторитета Украины на международной арене. Они то хотят ядерного статуса для Украины, то вдруг заявляют, что этот вопрос не стоит на повестке дня. Неустойчивость политических мнений в верхах не предполагает геополитической устойчивости украинского государства, а неустойчивым государствам ядерное оружие доверять нельзя.

Количество ядерных держав в мире строго ограничено, и эти державы следят за тем, чтобы кроме них этим оружием никто не обладал. В самом начале 1990-х президент США Джордж Буш – старший выступал против самостийности Украины, опасаясь того, что ядерное оружие, находившееся тогда на её территории, попадёт в ненадёжные руки. Вашингтон понимал, что ядерная Украина будет безопасной только в том случае, если будет находиться под контролем Москвы. Когда тогдашний правитель пока ещё Советской Украины Леонид Кравчук и его команда уразумели это, они отказались от ядерного оружия в обмен на возможность руководить самостийной державой.

Мельник подчеркнул, что гарантии безопасности, данные Украине Западом в обмен на отказ от ядерного статуса, не оправдали себя,  так как не помешали России «оккупировать» 7% украинских территорий. «Это означает чрезвычайную потерю доверия, в том числе для режима нераспространения ядерного оружия», – заявил посол.

Мельник выдал на-гора надёрганные из исторического контекста факты и конструирует из них выгодные для себя химеры. Запад потому не вмешался, что никакого российского вторжения на Украину не было, и западные пропагандисты прекрасно это знали. Когда жители украинских регионов не хотели жить под властью хунты, захватившей власть в стране силой, у Запада не было повода вмешаться в конфликт.

Отколовшиеся от Украины так называемые «7% украинских территорий» – это земли, некогда отторгнутые советской властью от РСФСР. Ни жителей Донбасса в 1922 г., ни жителей Крыма в 1954 г. не спрашивали, хотят ли они переходить в состав Украины вместе с землёй, на которой живут. Но это не мешает Киеву считать Донбасс и Крым украинской землей. Херсон, Николаев, Одесса – тоже не украинские территории. Эти регионы присоединили к Украине после Гражданской войны по приказу советской власти без учёта мнения населения. Но украинские историки не любят вспоминать об этом.

Жители этих русскоязычных регионов так и не стали родными для самостийной Украины, чокнувшейся на почве националистической ненависти. У такой страны незавидное будущее и доверить ей ядерное оружие равносильно тому, что заложить под Европу миру замедленного действия.

Валентин Лесник