Новости

Странные игры ЮНЕСКО в Одессе

Одесса  много лет боролась за включение своего исторического центра в список культурного наследия ЮНЕСКО (исторических зданий в Одессе больше, чем в хвалёном Львове, в несколько раз), и долгие годы ЮНЕСКО относилась к идее, как говорится, без огонька. А пока суд да дело, одесские и киевские чиновнички и коммерсы благополучно уничтожали это самое культурное наследие, застраивая центр города уродливыми высотками.

Но с началом войны дело сдвинулось с мёртвой точки, и 25 января центр Одессы в список всё-таки включили. Однако сделали это достаточно странно.

По сути, под охраной оказалась лишь незначительная часть исторического центра города: пролетели мимо списка Французский бульвар (ну тут, может, даже справедливо: его как раз застроили всяким уродством по самое не балуй), парк Шевченко, Маразлиевская и даже Соборная площади. Повезло разве что самому-самому центру: Приморскому бульвару, Театральной площади, Дерибасовской и т. п. Но что ещё более удивительно — добрая половина охраняемой ЮНЕСКО площади пришлась на территорию Одесского морского порта, который никакого культурного значения не имеет: это чисто экономический и инфраструктурный объект, исторических памятников на территории которого нет.

Зато экономическое, инфраструктурное и военное значение Одесского порта для Украины переоценить сложно — особенно в условиях пресловутой зерновой сделки. И закрадывается подозрение, что без политики не обошлось: уж не решили ли накрыть Одесский порт эдаким культурно-охранным зонтиком от возможных российских ударов по военным целям в ходе СВО? Чтобы в случае, если что-то такое случится, можно было обвинить Россию ещё и в атаке на мировое культурное наследие.

Скажете, конспирология? Возможно. Однако никаких иных разумных объяснений столь странной формы границ охранной зоны попросту не приходит в голову.

Кстати, признание порта зоной культурного наследия в будущем создаст ему огромную массу проблем, ибо любые мероприятия по его развитию будут упираться в охраняемый статус. Что делает это решение своеобразной миной под будущее порта, если оно у него, конечно, вообще есть.

Татьяна Монтян

Тэги: