Новости

Стратегическая нерешительность

Что мешает Зеленскому определить цели своего государственного курса

Сторонники Владимира Зеленского назвали его новогоднее обращение «самым душевным» и похвалили его за то, что он обращался не к населению страны, а к каждому отдельному человеку.

Последнее, впрочем, вряд ли можно рассматривать как безусловное достоинство выступления главы государства. В той сложной ситуации, в которой оказалась современная Украина, главе государства даже в канун новогоднего праздника, по-видимому, стоило бы предложить украинскому обществу меры, которые позволили бы улучшить экономическую ситуацию и предотвратить новый политический кризис.

С содержательной точки зрения эмоциональное послание Владимира Зеленского, по сути дела, свелось к признанию того, что украинские граждане сильно различаются по своим взглядам, и к призыву крепить государственное единство, несмотря на все эти расхождения и противоречия.

С одной стороны, это пожелание точно отражает позицию большинства избирателей, проголосовавших за нынешнего президента. Они, безусловно, хотят, чтобы Украина была полностью самостоятельным государством, способным сохранять гражданский мир и социальную стабильность. Поэтому они считают необходимым сопротивляться российскому давлению, но политика Порошенко, направленная на эскалацию противоречий с Россией, их раздражала и пугала. У них нет ясных представлений о том, каким должен быть государственный курс, но они против того, чтобы украинская политическая жизнь была подчинена какой-то идеологической доктрине, в том числе либерально-националистической, как это было при Порошенко. Поэтому рассуждения президента об украинском разнообразии, требующем сосуществования различных взглядов и подходов, должны были им понравиться (судя по комментариям в социальных сетях, так и произошло).

С другой стороны, новогоднее обращение украинского президента еще раз продемонстрировало, что он не может предложить какую-либо идейную основу для объединения своих сторонников, кроме общих фраз о необходимости терпимости и взаимного уважения.

Пока значительное число украинских граждан продолжает возлагать на Владимира Зеленского надежду на улучшение социальной ситуации, этого вполне достаточно. Известный социолог Ирина Бекешкина в конце минувшего года сообщила, что уровень протестных настроений упал до одного из самых низких значений за всю историю наблюдений с 1994 года.

Однако это хрупкое единство легко разрушит первый же серьезный политический кризис, который вынудит сторонников Зеленского яснее определиться со своими внешнеполитическими и социальными приоритетами. И существует высокая вероятность того, что такого рода кризисные ситуации возникнут на местных выборах, особенно при избрании мэров Львова и крупных городов юго-востока, где на победу могут претендовать политики, представляющие силы, которые находятся в оппозиции к действующей власти.

Пока непонятно, когда пройдут местные выборы. Очередной срок их проведения – 25 октября. Но 13 декабря Зеленский подал в парламент законопроект «О внесении изменений в Конституцию Украины относительно децентрализации власти». Интересно, что текст этого законопроекта был опубликован на сайте Верховной Рады только 16 декабря. А 28 декабря на сайте украинского парламента появилось сообщение, что президентский законопроект, который 24 января предполагалось поставить на голосование, «отдан на замену» парламентским комитетом. Что означает этот термин, который, насколько помнится, раньше не употреблялся, сказать трудно. Но если за законопроект успеют проголосовать зимой, то в соответствии с прописанными в нем переходными положениями, новые местные выборы могут пройти уже в конце апреля (через 90 дней после вступления в силу нового закона о местном самоуправлении).

Для представителей «Слуги народа», -- президентской партии, популярность которой зависит исключительно от того, насколько украинские избиратели доверяют самому Владимиру Зеленскому, -- было бы выгодно перенести выборы на как можно более ранний срок. Пока главный (и, по сути дела, единственный) внутриполитический призыв Зеленского к сохранению государственного единства, несмотря на межрегиональные различия, как показывает реакция пользователей социальных сетей на президентское новогоднее обращение, вызывает раздражение только у тех, кто все равно не стал бы голосовать за кандидатов от «Слуги народа».

Снижение тарифов на газ для населения, хотя и не сильно скажется на финансовом положении украинских семей, является важным символическим жестом, свидетельствующим о том, что при Зеленском социальная ситуация улучшается.

Однако до осени многое может произойти. Социальные и политические обстоятельства могут потребовать от президента конкретизировать свои призывы и требования. Лишившись общего характера, они могут утратить привлекательность для части его нынешних сторонников. Могут возникнуть экономические проблемы, для решения которых понадобятся не символические жесты, а конкретные действия, способные вызывать раздражение у тех экономических групп, что поддерживают сегодня региональные организации «Слуги народа».

Но, если президентской партии перенос местных выборов на весну может принести очевидные выгоды, то сам глава государства может оказаться в крайне сложной ситуации.

Если на выборах мэров крупных городов юго-востока, победят представители оппозиционных сил, то президент утратит контроль над важной частью административного ресурса и политического пространства регионов, которые имеют для него огромную значимость с электоральной точки зрения.

Если на выборах мэра Львова победит кандидат, настроенный (в отличие от нынешнего городского главы Андрея Садового) на жесткое противостояние с президентом, этот важный с информационной точки зрения город превратится в центр идейного и политического сопротивления действующей власти.

Эти сценарии угрожают президенту серьезными трудностями. Между тем вероятность их реализации чрезвычайно велика, поскольку в окружении Зеленского пока нет ни одного человека, способного рассчитывать на победу на выборах мэра Харькова, Одессы, Днепра или Львова. Расчеты на то, что бренд «Слуги народа», как и на парламентских выборах, обеспечит кандидатам от президентской партии поддержку избирателей, скорее всего, не оправдаются. Опыт предыдущих кампаний говорит о том, что, выбирая главу города, избиратели руководствуются совершенно иными мотивациями, чем на выборах в Верховную Раду. А потому представитель популярной партии, не пользующийся известностью на местном уровне, скорее всего, проиграет борьбу за пост главы города влиятельному местному политику.

Президент, по всей видимости, опасается создавать альянсы с экономическими группами, контролирующими ситуацию в юго-восточных регионах, как это делали Леонид Кучма и Виктор Ющенко, справедливо полагая, что может оттолкнуть сторонников действующей власти в центре и на западе. У Кучмы и Ющенко, которые для избирателей центральных и западных регионов были в значительно большей степени своими, чем нынешний президент, подобной проблемы не было. Кроме того, опыт Виктора Ющенко нельзя назвать успешным: юго-восток он так и не приобрел, а центр и запад потерял.

Владимир Зеленский -- в отличие от Виктора Януковича -- не обладает ресурсами и инструментами, необходимыми для того, чтобы силой принудить региональную элиту юго-востока к сотрудничеству на собственных условиях. Впрочем, как показали события 2013--2014 гг., данный способ чрезвычайно ненадежен.

Действующий президент может рассчитывать только на свой рейтинг. Поэтому он так скован в собственных высказываниях и действиях, поэтому он избегает любой конкретики и стремится всеми средствами сохранить расположение своих нынешних сторонников.

Интересно, что подавляющее большинство деятелей науки и культуры, названных в чрезвычайно щедром на упоминания известных уроженцев Украины новогоднем обращении президента, связаны с юго-восточными регионами или традиционно являются там почитаемыми фигурами. Зеленский несколько раз использовал образ обычной домохозяйки -- героини цикла ранних рассказов Сергея Жадана, самого читаемого современного писателя на юго-востоке Украины. Причем сам Жадан был упомянут еще и отдельно.

Названные президентом новогодние блюда -- оливье и бутерброды со шпротами -- пользуются в юго-восточных городах значительно большей популярностью, чем, скажем, во Львове или в Ивано-Франковске.

Зеленский пытается намекнуть избирателям крупных городов юго-востока, что он является представителям той же культурной среды, а потому хорошо их понимает и выражает их интересы. Однако не следует надеяться на то, что подобных намеков будет достаточно для того, чтобы мэрами крупнейших городов стали политики, опирающиеся на поддержку президента.

Впрочем, на этот случай президентский проект закона о местном самоуправлении содержит положение, позволяющее президенту приостановить деятельность любого органа региональной и местной власти в том случае, если его решения будут противоречить Конституции Украины или создавать угрозу для государственной целостности или национальной безопасности.

Однако центральная власть, не опирающаяся на поддержку влиятельных региональных политиков, просто не сможет воспользоваться подобной возможностью, не создавая угрозы опасного для нее самой политического кризиса.

Само же наличие в руках власти подобного средства может подвигнуть на решительные действия ее наиболее радикальных сторонников и противников, стремящихся укрепить собственное влияние.

Отказ от сколько-нибудь ясной идеологии не поможет Владимиру Зеленскому установить контроль над украинским политическим пространством даже в том случае, если он сохранит относительно высокий рейтинг. И весьма вероятное поражение «Слуги народа» на выборах мэров ключевых городов крайне осложнит положение президента. Представляется, что реализации подобного сценария можно было бы избежать, если бы глава государства и его окружение уделяли больше внимания развитию демократических институтов, прежде всего создали бы условия для появления политических партий, не зависящих от крупных политических инвесторов. Это привело бы к быстрой активизации политической жизни и увеличению числа участников предвыборной борьбы, чем могли бы с успехом воспользоваться кандидаты от «Слуги народа».

В этом отношении стратегическая нерешительность, которую продолжает демонстрировать Владимир Зеленский, является альтернативой стратегии на развитие демократических институтов.

И хотя на первый взгляд такая стратегия выглядит более рискованной, чем нынешняя политика главы государства, только она может предотвратить усиление конкурентов и противников действующего президента.

Дмитрий ГАЛКИН