Новости

Сверхдержавы и псевдоактивисты

Перефразируем известную поговорку: когда дерутся двое, третьему  – маленькому и больному – лучше не вмешиваться. И эта истина справедлива как в отношении человеческих, так и межгосударственных отношений.

Думаю, вовсе не требует доказательств то, что годы наибольшего экономического роста и социального согласия Украина переживала при втором президенте Леониде Кучме, когда власти молодого государства старались блюсти политику многовекторности, выдерживая баланс и дистанцию в отношениях со сверхдержавами и соседями.

Как только этот баланс был нарушен, а система выведена из равновесия, Украина из субъекта международных отношений стала превращаться в «шахматную доску».

В последние годы отношение к Украине со стороны иностранных партнеров, особенно соседей, все больше напоминает отношение к вирусному пациенту, которого следует всячески обезопасить.

Это в числе прочего, и ответ на вопрос, почему сверхдержавы гласно и негласно поощряют  деиндустриализацию и ликвидацию немногочисленных высоких технологий, доставшихся Украине от СССР, таких как космические (изучение макрокосма) или атомные (микрокосма). Понятно, что никто не допустит существования в центре Европы одичалого, коррумпированного и одержимого национальными комплексами государства, обладающего остатками ракетно-ядерных технологий.

Прежде всего должны измениться мы сами.

Все эти годы одним из немногих друзей Украины, продолжающих верить в ее высокие перспективы, остается Китай. В настоящее время Поднебесная является не только крупнейшим торговым партнером Украины, но и надежным посредником в непростых отношениях с северным соседом. Пренебрежение этой помощью способно завести страну в еще большие топи.

Поэтому ослабление дружеских экономических и культурных связей между Украиной и Китаем – один из самых высоких рисков для нашего государства.

В этом контексте неприятно осознавать, что борьба с COVID-19, которая, по мнению многих политиков и общественных деятелей, должна объединить и примирить человечество, помочь обрести новые глобальные ориентиры, превратить его в общество единой судьбы, используется с целью экономического реванша и все более политизируется.          

Не секрет, что президент США Дональд Трамп строит свою новую президентскую кампанию на антикитайской риторике, позволяющей промышленному лобби США идеологически конкурировать с финансовыми кругами, извлекающими немалую выгоду от капитала, размещенного в странах Юго-Восточной Азии и в Китае.

Новая промышленная политика США находится и в знаменателе обвинений Китая в утаивании-де масштабов распространения COVID-19 и нанесенных, мол, этим американской экономике убытков.

Между тем подоплека тут предельно ясна. КНР имеет астрономическое позитивное сальдо во внешней торговле с США и, вкладывая разницу в казначейские бумаги правительства, на протяжении последнего десятилетия Китай стал крупнейшим кредитором первой сверхдержавы.

По состоянию на начало 2020 г. Китаю принадлежали государственные облигации правительства США на сумму порядка $ 1,2 трлн. Тогда как Япония владела американскими «трежериз» на общую сумму около $ 1,1 трлн.   

Понимая эту зависимость, администрация Трампа сначала попыталась сократить негативный баланс в торговле с Китаем, развязав торговую войну. Примечательно, что вспышка коронавируса в Ухане совпала с окончанием внешнеторговых переговоров, в ходе которых Китай пошел США на серьезные уступки.

После того как вирус распространился по миру, американские политики-республиканцы начали бомбить общественность заявлениями, призывающими «наказать Китай за сокрытие коронавируса» и характеризующие Китай, как «государство-покровитель вирусов».

И как яблочко на блюдце, в середине апреля среди конгрессменов и сенаторов появились те, кто призвал американский истеблишмент отказаться от выплат США по всему объему или части собственных казначейских облигаций, выкупленных Поднебесной.

Выглядят призывы примерно так. «Мы можем пойти на аннуляцию долга. Вы знаете, что Китай — главное государство-покровитель пандемии в мире точно так же, как Иран — главный покровитель терроризма. Мы уже наложили „адские“ санкции на Иран за распространение терроризма — и такие же санкции мы должны наложить на Китай за распространение пандемии. Я хотел бы наложить санкции на Китай не просто ради Соединенных Штатов, но ради всего мира», – заявил недавно сенатор-республиканец от Южной Каролины Линдси Грэм.
 

Между тем претензии американских политиков к Китаю в умышленном распространении COVID-19 не имеют прецедентов в мировой практике и выглядят так же фантасмагорично, как попытки наделить летучих мышей национальной принадлежностью. 

Делать этого не следовало бы уже потому, что в последнее время в мировых СМИ появляется все больше свидетельств финансирования американскими госорганами и институтами опытов в той самой лаборатории Уханя, откуда якобы произошла утечка вируса. Некоторые животные-де даже пересекли границу США и после опытов были скормлены другим животным.

Еще один существенный момент: вопреки многократным предупреждениям и рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и китайских медиков, властям США не удалось избежать значительного распространения коронавируса. Вследствие этого США вышли на первое место по количеству заболевших – 700 тыс. из более чем 2 млн. человек.  

Но и это произошло не по вине Китая, а потому, что система управления в США такова, что губернаторы некоторых штатов, к примеру, едва ли не полностью проигнорировали рекомендации центральной власти по ношению масок, социальному дистанцированию, многие торговые ограничения, а люди не приняли их к сведению.

Уже поэтому попытка переложить на Китай ответственность за неосмотрительное поведение своих граждан, а тем более – избавиться от 7% собственного внешнего долга выглядит совсем не по-джентльменски.

То же самое можно сказать и в адрес анонимных украинских активистов, которые, по данным судебной власти, не так давно инициировали судебные разбирательства относительно вины Китая за коронавирус. 

Мало того, что подобные попытки делаются лишь с целью самопиара. Никаких конкретных последствий такие разбирательства иметь не будут. Однако вред имиджу Украины могут нанести вполне ощутимый.

Понятно, что в самом Китае весьма негативно относятся к попыткам представить их страну как угрозу человечеству или страну-изгоя.

Поэтому если украинские власти пойдут на поводу у псевдоактивистов, это немедленно и не лучшим образом отразится на всем спектре посткарантинных межгосударственных отношений. И уж точно не поможет украинской экономике, которая и так впала в коматозное состояние.

Тэги: