Новости

Световые годы до мечты. Почему Украину не пускают ни в НАТО, ни в ЕС?

Президенту США Джо Байдену пришлось успокаивать украинские власти и заверять, что он не бросит Украину так же, как бросил Афганистан. В Киеве, видимо, всерьез опасаются афганского сценария. На прошлой неделе там даже отказались обращаться к Вашингтону с просьбой о предоставлении статуса основного союзника НАТО, поскольку такой статус не уберег Афганистан от захвата со стороны запрещенного в России «Талибана». Есть проблемы и со вступлением в ЕС. По мнению европейских политиков, Украине осталось «несколько световых лет» до заветной цели.

Меркнет надежда на НАТО

«Я запытав вери директли», — так, смешав английский с криворожским, объяснял журналисту CNN украинский президент Владимир Зеленский. «Запытывал» (спрашивал) он Джо Байдена на тему вступления в НАТО. По словам Зеленского, президент США ответил: «Я думаю, что вы должны быть там, но это зависит не только от моего решения». 

Настойчивые просьбы Украины о вступлении в ЕС и НАТО в Брюсселе и Вашингтоне слушают уже ни много ни мало семь лет, с самого начала кризиса 2014 года. Ни в союз европейских стран, ни в западный военный альянс Украину пока не берут. Не дают даже «Плана действий по членству» — инструкций, после выполнения которых страна наконец сможет вступить в североатлантический блок. 

А на меньшее не готовы сами украинцы. 8 сентября Верховная рада отвергла инициативу обратиться к США с просьбой о предоставлении Киеву статуса основного союзника вне НАТО. Члены пропрезидентской партии «Слуга народа» считают, что это лишь навредит Киеву. Кроме того, вспоминали и недавний скоропостижный конец американской военной миссии в Афганистане. У этой страны тоже был статус основного союзника вне НАТО, но он не помог ей остановить стремительное продвижение «Талибана» (организация запрещена в РФ). 

«После того, что мы увидели в Афганистане, статус основного союзника вне НАТО девальвировался. Кто-то скажет, что мы не Афганистан, а у Израиля получается лучше. Но для этого сначала, наверное, нужно стать Израилем», — заявил нардеп от «Слуги народа» Максим Бужанский.

Байдену во время встречи с Зеленским в Вашингтоне в начале сентября пришлось даже убеждать гостя, что Украине судьба Афганистана не грозит. «Украина не так зависима от США, как был Афганистан. И за четыре, пять, семь дней нельзя захватить такую большую страну, как Украина», — пересказывал слова хозяина Белого дома Зеленский.

Проблема в том, что Афганистан даже больше Украины: 653 тыс. км2. против 576 тыс. Даже если в Киеве посчитают площадь Крыма, тоже наберется лишь 603 тыс. км2. 

В ЕС никто не ждёт 

Не все гладко и с европейскими перспективами Незалежной. Еще совсем недавно министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба убеждал всех, что Украина по своей идентичности — страна Центральной Европы, а значит, ей невозможно жить без ЕС. Однако с ним явно не согласны европейские лидеры. 

«Украине до ЕС несколько световых лет», — неожиданно откровенно и резко высказалась президент Эстонии Керсти Кальюлайд. Она заявила, что ей «очень бы хотелось», чтобы в один день Украина стала частью ЕС, но за пять лет, что Кальюлайд находилась у власти, Киев практически не продвинулся вперед в плане реформ. 

«Недавно я узнала о компании, которая приближалась к очень серьезному соглашению на Украине, но к ним пришел адвокат (не буду говорить, кого он представлял) и заявил, что для ускорения соглашения им надо поделиться частью своих акций, — рассказала эстонский лидер о принятых в Незалежной бизнес-практиках. — Поэтому, когда спрашивают о том, почему Украина до сих пор не в ЕС, ответ, на мой взгляд, очевиден».

Откровенность Кальюлайд, видимо, связана с тем, что срок ее президентских полномочий подходит к концу и терять ей особенно нечего. Но ее слова очень сильно задели украинские власти. 

«Мне было странно слышать эти слова от президента Эстонии, — посетовал Кулеба. — Я с ней разговаривал, и она была оптимистичной. Я не знаю, что на нее повлияло, но эти заявления не соответствуют дружественному характеру наших отношений».

По словам министра, западные страны используют тему проблем Украины с реформами, чтобы не признаваться в своей неготовности говорить о ее членстве в ЕС. «Я откровенно устал от того, что нас держат на крючке реформ, чтобы не признавать правду: не Украина не готова к пути в ЕС, а ЕС не готов принимать Украину, — жаловался глава украинского МИД. — Мы спрашиваем, что нам нужно сделать ради членства в ЕС, но нам не дают ответа и только говорят: „Работайте дальше“». 

Почему Украину не хотят пускать в союз?

Есть целый комплекс причин, из-за которых Украину не пускают в Евросоюз, полагает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин.

«Есть такая шутка у европейских чиновников: „Когда Украина вступит в ЕС?“ — „После Турции“. — „А когда Турция вступит?“ — „Никогда“. Турция действительно претендует на вступление в ЕС гораздо дольше Украины. И одно время она к этому вступлению была довольно близка. Сейчас отношения турок с европейскими чиновниками разладились. К вступлению этой страны в ЕС охладели как в Брюсселе, так и в Анкаре. Но пока от этой идеи никто на словах не отказывается. Если Украину примут раньше Турции в союз, то это будет большим скандалом, который никому не нужен», — объясняет эксперт.

С другой стороны, вступление Украины в Евросоюз совсем не нужно странам, которые сейчас там заправляют: Германии и Франции. «У Украины большое население. Если она вступит, то сможет склонить чашу весов в голосованиях по важным вопросам в сторону восточноевропейских стран во главе с Польшей. А это ни немцам, ни французам совсем не нужно, — говорит Жарихин. — Кроме того, Брюсселю и с другими восточноевропейскими странами проблем хватает. Скандалы в отношениях с Варшавой и Будапештом следуют чуть ли не каждый месяц. Какой хаос может привнести Украина, в Европе боятся даже представить».

Поэтому, полагает эксперт, президент Эстонии нисколько не лукавит, говоря, что Украине до вступления в ЕС осталось «несколько световых лет». «В разговорах о том, что украинские реформы стоят на месте, есть, конечно, своя правда. Но не это основная причина», — уверен Владимир Жарихин.

Глеб Иванов