Новости

Свободная касса!

1 декабря конституционным большинством  в 320 голосов был принят законопроект №4439-д, которым Верховная Рада отсрочила на один год тотальное введение кассовых аппаратов для физлиц-предпринимателей (ФОПов). Выполнены и другие требования митингующих: отмена кэшбека; сокращение перечня рисковых видов бизнеса; привязка всех лимитов к минимальной заработной плате. Но они все равно не довольны. «Отсрочка казни – не отмена казни» –  говорят ФОПы. Почуяв слабинку власти, ее оппоненты явно вошли во вкус... 

Вопрос комплексного учета операций с помощью электронных кассовых аппаратов или, как их называют, РРО назревал давно, но многие годы не решался. Предыдущие режимы — народные и антинародные — так и не рискнули довести до ума одну из самых непопулярных фискальных реформ. И только восторженное зеленое монобольшинство смогло проголосовать в турборежиме вскоре после парламентских выборов закон № 129-ІХ, предусматривающий так называемую фискализацию операций ФОП 2−4 групп.

Почему тогда на площадь не вышли толпы протестующих? Во-первых, оппозиция была деморализована и не готова собирать массовку. Во-вторых, и массовка не стремилась на митинги, поскольку закон должны были ввести только через год — в октябре-2020. А в наших условиях это «либо эмир умрет, либо ишак сдохнет».

Кстати, так и случилось: в рамках «антикороновирусного» пакета законов в поддержку бизнеса обязательное применение РРО было перенесено на 1 января 2021 для «рисковых групп» и на 1 апреля 2021 (вместо 1 января) для всех остальных.

Но вот настал час X, а нового переноса не нарисовалось. Денег в бюджете нет и неизвестно, о чем мы писали два дня подряд. К тому же несправедливо, когда в условиях кризиса честный бизнес типа ООО платит в бюджеты разных уровней 22% ЕСВ и кучу  других налогов. А нечестный поделился на сотни ФОПов, которые платят 5% ЕН плюс тысячу гривен ЕСВ при годовом обороте 5−7 млн на каждого. И при этом отказываются вести учет своей деятельности.

Но тут возникает вопрос: как с водой не выплеснуть ребенка? Как  разграничить настоящий микробизнес и «псевдоФОПов-уклонистов»: пресловутые супермаркеты, фешенебельные рестораны, магазины электроники, сети аптек или большие интернет-магазины.

Теоретики говорят: подходы к фискализации по этим группам должны быть разными. Практики отвечают: да, мы согласны. Но выписать в законодательстве нормы, которые проведут четкую грань между реальным микробизнесом самозанятых лиц и работой крупного бизнеса с использованием схемы ФОП, и не будут трактоваться двояко, почти нереально. Если бы задача была простая, ее бы решили еще 10 лет назад.

Максимум, что можно сделать в этих условиях — отложить введение новых норм и попытаться еще раз подумать над трактовками. А вдруг появится гений, который сможет изобрести уникальную формулу? Именно эту цель и преследует президентский  законопроект об отсрочке РРО. Но почему он не устраивает ФОПов?

Потому что на самом деле их цель не настоящий микробизнес спасти, а тех самых «схемщиков». Поэтому они больше всего боятся чудес законодательной алхимии.  Дельнее об этом написал журналист Евгений Плинский, который обычно специализируется на таможенных темах. Очень дельная статья. Чтобы понять происходящее в общих чертах, достаточно прочитать Плинского. Итак, цитируем самые важные фрагменты:

«Есть в Украине такое протестное движение — «SaveФОП». Движение якобы мелкого бизнеса, которое борется против двух очень важных для страны законов № 128 и № 129. Первый закон касается электронной фискализации, ну, это когда при продаже любых товаров вам дают фискальный (кассовый) чек, и налоговая видит такую продажу.

А второй закон касается «кешбэка», механизма, который позволяет покупателям самостоятельно фиксировать нарушения бизнесом кассовой дисциплины. Например, вы купили новый телефон, продавец вам чек не дал, вы написали обращение в налоговую и государство, оштрафовав продавца, компенсировало вам стоимость телефона.

Законы не простые, сложные,  но в рамках детенизации экономики  очень необходимые. Сегодня около 50% бизнеса у нас в тени, они не платят налоги, реализуют контрабандой ввезенный товар и поймать их на этом практически невозможно.

Большинство крупного бизнеса в Украине от сетей электроники, до магазинов одежды тотально работают в тени, используя как прикрытие мелкий бизнес. Они открывают на своих сотрудников ФОПов, платят фиксированный налог, не показывают происхождение товара и не платят налог на прибыль.

Вот один из самых ярких примеров такой работы. Крупнейшая сеть магазинов электроники «Цитрус» под прикрытием открытых на сотрудников ФОПов реализует товар мимо налогообложения.

Так вот эти два закона эту схему практически полностью ломают. Теперь, даже продавая через таких ФОПов товар, нужно выдавать фискальный чек, а так же иметь набор первичной документации подтверждающий происхождение товара.

Выигрывают от этого все, кроме схемщиков типа «Цитруса», которые и организовали протест мелких ФОПов с целью вынудить президента Зеленского инициировать отмену этих законов.

Со стороны этот протест выглядит очень по настоящему, и кажется, что вышедшие на митинг под ОП продавцы сельских магазинов и точек на рынках свято верят что их вот-вот лишат упрощенной формы налогообложения и уничтожат мелкий бизнес страны.

Но это не так. За протестами стоит крупный и схемный бизнес, по которому бьют эти законы. Используя мелких ФОПов, которые не очень разбираются в том, что происходит, а также пользуясь услугами профессиональных авантюристов и активистов, они создают картинку народного протеста.

Кстати, смотрите как быстро на этот пир сбежалась оппозиция и политсилы-неудачники типа «Свободы». О том, кто и как организовывает протесты SaveФОП, можно говорить много, и я это буду делать, но поэтапно.

Вот главное лицо протеста и организатор митингов под ОП – Сергей Доротич. Люди, которых Сергей собирает на митинги, не совсем в курсе что их протест – это бизнес-проект Сергея. Сам лозунг SaveФОП с которым люди ходят по улицам – торговая марка, которую на свое имя регистрирует сейчас Сергей Доротич. Регистрация торговой марки дает ее правообладателю монополию на ее использование. По сути Доротич монополизировал протест мелкого бизнеса и защиту ФОПов в Украине. Важно понимать, что коммерциализация протеста под этим брендом – абсолютно реальная схема...».

Действительно, под протесты мелких ФОПов, оплаченные крупных схемным бизнесом, «нырнули» все антипрезидентские политические силы – от упомянутой выше «Свободы» и прочих аутсайдеров до влиятельной «Европейской солидарности» Петра Порошенко. Его бессменный налоговый эксперт, депутат фракции ЕС и член профильного комитета парламента Нина Южанина активно задействована в процессе.

Под влиянием конкурентов Зе-команды, ФОПы расширили требования и, кроме  отмены введения обязательных кассовых аппаратов, захотели (и в итоге получили, – автор) привязку лимитов для упрощенцев к минимальной зарплате; мораторий на проверки микробизнеса  до реформы налоговой (!), перманентные консультации с микробизнесом по всем вопросам налогообложения и проч.

Это плохой сценарий для Зе-власти – она продемонстрировала слабинку. Единственный путь, которым можно было пройти всю реформу до конца (если бы власть была уверена в своей правоте),  – это голосовать в зале, невзирая на вопли толпы под окнами. Как говорится, собака лает – караван идет.

Но «зеленые» сдавали один форпост за другим, и тем самым еще больше раззадоривали своих оппонентов. И тех, у кого интересы экономические (читай –  шкурные), так и тех, у кого политические. Известно ведь, что аппетит приходит во время еды. Можно не сомневаться, что, вкусив сладкие плоды частичной победы, оппоненты власти продолжат наступление на ее позиции.

Кстати, знаете, почему Конституция не позволяет проведение референдумов по вопросам налогообложения? Потому что  на вопрос: «Хотите отдавать больше денег государству и меньше оставлять себе?» сознательный украинский народ никогда не ответит положительно. Этого в нашей стране не может быть, потому что не может быть никогда.

Галина Акимова

Раздел "Авторы" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Мнение автора материала может не совпадать с позицией редакции. Редакция не отвечает за достоверность изложенных автором фактов.