Новости

«Свои» и «чужие» в «ПЦУ»: какие скрытые угрозы несёт визит в Киев митрополита Галльского Эммануила

13 декабря, в день памяти апостола Андрея Первозванного по старому стилю, столицу Украины посетил видный деятель Константинопольского патриархата митрополит Галльский Эммануил. Ни для кого не секрет, что этот иерарх Фанара является правой рукой Константинопольского патриарха Варфоломея и фактически вторым человеком в этой Поместной Церкви. Однако приезд такой важной персоны почему-то остался без внимания главы «ПЦУ» Епифания Думенко. Попробуем разобраться в этой ситуации более детально.

«Свои» и «чужие»

 Возможно, мало кто заметил, но «ПЦУ» со времени своего основания мало-помалу была разделена на слои. И это расслоение становится ещё более заметным, когда представители раскола встречаются с представителями тех Поместных Церквей, которые де-юре признали «Православную Церковь Украины». Фактически сегодня мы наблюдаем не целостную структуру, а три её «ипостаси».

К первым и наиболее привилегированным относятся перебежчики из УПЦ – бывшие митрополиты Симеон (Шостацкий) и Александр (Драбинко). Как можно видеть, только у этих двух человек практически не возникает проблем в вопросах сослужения с представителями других Поместных Церквей, поскольку к их хиротониям ни у кого нет претензий. Более того, важно напомнить, что Драбинко и Шостацкий, во время своего выхода из УПЦ были приняты именно в штат Константинопольского патриархата, о чём они сообщали публично. И, хотя формально они сейчас являются членами «ПЦУ», по сути – бывшие митрополиты УПЦ пребывают в состоянии двойного подчинения. Приоритет в этой ситуации, естественно, принадлежит указу патриарха Варфоломея, ведь последний этих документов не отзывал.

Вторая группа – представители бывшей «УПЦ КП», к которой относятся выходцы из бывшей команды Филарета Денисенко. К этой группе относится и сам Думенко. Стоит отметить, что эту группу в среде признавших «ПЦУ» Поместных Церквей, хотя и признают, но всё же – не так охотно, как первых. Хотя Варфоломей и снял анафему с Филарета, а как следствие – со всех тех, кто ним был рукоположен, не все из признавших «ПЦУ» спешат сослужить с ними. Обратите внимание – никто из Предстоятелей признавших «ПЦУ» Церквей не сослужил с Думенко, кроме патриарха Варфоломея.

Ни Иероним Элладский, ни Феодор Александрийский, ни Хризостом Кипрский так и не почтили Епифания молитвенным единением у престола. Не радует такой честью лидера «ПЦУ» и сам Варфоломей, который недавно заявил, что приедет в Киев на День независимости Украины аж в следующем году. Здесь возникает вопрос – а почему не в день памяти князя Владимира? Неужели потому, что не хочет мараться в сослужении с «полукровкой»? Ведь очевидно, что 24 августа никаких литургий никто служить с Думенко не будет. Максимум – это какой-нибудь молебен в Софии Киевской.

К третьей группе можно отнести выходцев из бывшей «УАПЦ». Эти вообще – изгои. И как ни странно – что в самой «ПЦУ», что в среде представителей Поместных Церквей, которые признали «ПЦУ». К их хиротониям однозначно есть вопросы. Именно этот аспект долгое время служил блокиратором для представителей Кипрской Церкви, глава которой недавно помянул Епифания во время Богослужения. Обратите внимание, «изгои» не служат практически ни с кем, даже с представителями двух выше упомянутых каст.

Таким образом, очевидно, что даже для признавших «ПЦУ» Поместных Церквей, эта структура абсолютно неоднородна. К одним они относятся приветливо, других – терпят, а третьих – открыто презирают. Об этом, кстати, прекрасно знает сам Варфоломей, который, очевидно, планирует исправлять эту ситуацию, ведь создание такой неоднородной структуры является его прямой ответственностью.

«Стерильная» ставропигия

Учитывая сложившуюся ситуацию, главе Константинопольского патриархата было остро необходимо сформировать в Украине некое стерильное пространство, в котором представители признавших «ПЦУ» Поместных Церквей, могли бы чувствовать себя максимально комфортно, не переживая угрызений совести из-за того, что с ними в одном алтаре находятся люди с сомнительной хиротонией или отсутствием таковой вообще. Именно для этого в Украине была создана ставропигия, которая была оформлена на базе Андреевской церкви в центре Киева.

Очень кстати в этой ситуации оказался так же бывший клирик УПЦ – Михаил Анищенко, который на момент создания ставропигии находился в ведении патриарха Варфоломея. Учитывая многогранность проекта «ставропигия», его даже возвели в епископский сан, с недвусмысленным предписанием – «далее заниматься вопросами ставропигии в Украине». Для Анищенко исполнять эту задачу не сложно по причине множественных тесных контактов с представителями канонической Церкви в Украине, многие из которых к тому времени уже получили «грамоты» патриарха Варфоломея, идентичные тем, которые он выдал Драбинко и Шостацкому.

В большинстве своем эти священнослужители, вне зависимости от географии своего расположения на территории страны, подотчётны не главам епархий, в которых они несут своё служение, а лично бывшему иерарху УПЦ Александру Драбинко. Такой порядок вещей является неким ноу-хау в вопросах церковного устава. Однозначно, ни в одной из Поместных Церквей нет таких ситуаций, чтобы священнослужители, находясь на территории той или иной епархии, были подотчётны какому-то викарному архиерею, имеющему в своём ведении один-единственный приход.

Как связана эта ситуация со ставропигией? Очень просто. Если обратить внимание на этот вопрос, то становится очевидным, что именно эти «стерильные» составляют ядро ставропигии, что каждый мог увидеть сегодня, во время пребывания митрополита Галльского Эммануила в Киеве. Из спорных, но приемлемых, в этом богослужении принимал участие лишь бывший сподвижник Филарета – Евстратий Зоря. Его присутствие объясняется лишь тем, что уж слишком очевидным было бы участие в процессии одних греков и бывших выходцев из канонической Церкви. Скорее всего, именно потому в этом богослужении не принимал участия Александр Драбинко, которого в последнее время тесно связывают с созданием «канонической» оппозиции в среде «ПЦУ».

Прогнозы и обозримые перспективы для украинского церковного пространства

Очевидно, что в Константинопольском патриархате понимают – с «ПЦУ» не доработали. Остаются открытыми ряд моментов, которые вызывают отторжение в среде Поместных Церквей, на поддержку которых Варфоломей рассчитывал в самом начале. Если эллинистические Церкви закрыли глаза на существующие канонические препятствия, сделав это исключительно авансом или под давлением Фанара и других заинтересованных сил, то в других Поместных Церквях с этим мириться не намерены. Процесс признания «ПЦУ» забуксовал именно из-за этого, и, скорее всего, не будет разблокирован до тех пор, пока вопрос с сомнительными хиротониями ряда представителей «ПЦУ» не будет закрыт.

В принципе, Фанар знает, как решать такие проблемы. Ответ лежит на поверхности, и он очевиден – каноническая хиротония. По этому пути, кстати, пошли представители УПЦ в США и Канаде, которые, будучи выходцами из «УАПЦ», в полном составе прошли процедуру «перерукоположения». Но это за границей, в диаспоре. Схизматики, находящиеся на территории Украины, на такой шаг не готовы. Да и какой смысл, если формальное признание они уже получили, а контингент у них остался тот же, что был и ранее. Пойти на «перерукоположение» – значит признать, что долгие десятилетия до этого им приходилось лгать своим сторонникам, доказывая, что они канонические и никакие признания им не нужны. Таким образом, этот вариант для Фанара сейчас мало воплотим.

Именно поэтому на первый план сейчас выходит ставропигия и всё, что с ней связано. Фанар, не дожидаясь соответствующих шагов со стороны неканонической части «ПЦУ», ставит ставку на тех, кто наиболее лоялен к идее Константинополя о создании на территории Украины своей митрополии, которая будет состоять из тех, чья хиротония не будет вызывать сомнений у представителей других Поместных Церквей.

Более того, интерес к «ПЦУ» со стороны Фанара явно поубавился в связи с тем, что эта структура стала крайне маргинализированой и политизированной. В эллинской церковной среде крайне раздражительно реагируют на отдельные действия «ПЦУ», в особенности их сближение с греко-католиками, на общение с которыми было наложено табу. Кроме этого, даже в среде самой «ПЦУ» понимают, что Думенко не справляется со своими обязанностями. Безустанные действия Филарета Денисенко, следствием которых стала утрата контроля Епифанием над заграничными приходами, самочинные действия со стороны ряда представителей епископата «ПЦУ» и другие скандалы подрывают авторитет Думенко, вызывая к нему ряд обоснованных претензий. На этом фоне значительно возрастает авторитет его прямого соперника – «митрополита» Луцкого и Волынского Михаила Зинкевича, который уже давно и открыто высказывает своё презрение главе «ПЦУ».

Все эти факторы, собранные воедино, заставляют Фанар двигаться в противоположном от «ПЦУ» направлении, формируя некую альтернативу, которая устроит и представителей других Поместных Церквей, и тех, на кого делали ставку, говоря, что они «толпами будут переходить» в «ПЦУ», когда придёт время. Кстати, эту мысль в последнее время активно озвучивает уже упомянутый Александр Драбинко, который, как уже сообщалось, проводит пропагандистскую деятельность в среде духовенства УПЦ, сохранившего желание сменить церковную юрисдикцию.

Скорее всего, именно поэтому сегодняшний визит митрополита Галльского Эммануила был осуществлён именно в рамках проекта «ставропигия». Появление второй по важности персоны в Константинопольском патриархате именно в Андреевской церкви послужило своего рода пиар-ходом для ставропигии и тех, кто к ней имеет отношение. Недаром Эммануил учтиво покинул пресс-конференцию, собранную возле Андреевской церкви, оставив гвоздём программы экзарха Варфоломея в Украине – епископа Михаила Анищенко. Последний, в свою очередь, триумфально заявил о том, что ставропигия возобновляет регулярные богослужения. Отсутствие Епифания в этих мероприятиях связано, скорее всего, с тем, что в случае его участия всё внимание прессы было бы переключено на него, а в этом у Константинополя, как видно, больше нет интереса.

Михаил Шевченко