Новости

Тарифы с функцией глубокой заморозки

То, о чем давно предупреждали эксперты в сфере энергетики, произошло: накопленные в сфере ЖКГ проблемы повлекли сбой отрасли в самый ответственный момент--— с началом отопительного сезона. Хотя власть и делает вид, что это единичные проблемы отдельных городов, но это скорее хорошая мина при плохой игре.

«Ответственность будет на городских головах за то, что они не вовремя сделали и сегодня морозят людей. Государство обязательно вмешается в эту ситуацию. Но мы хотим, чтобы каждый выполнял свою работу. Сегодня ни в кабинете премьер-министра, ни у вице-премьера нет крана перекрытия вентиля» -- эта цитата вице-премьера -- министра регионального развития Геннадия Зубко полностью отображает подход власти к возникшему тепловому коллапсу. Конечно, проблема не только в том, что кто-то из мэров подлец или молодец. Тепловой шатдаун в 22 городах Украины далеко не проблема местного самоуправления, а следствие комплекса проблем коммунального сектора.

Чтобы уйти от спекуляций и действительно понять в деталях причины неурядиц с теплоснабжением, следует рассмотреть проблему на конкретном примере.

Исключения подтверждают правило   

В текущем году самой холодной точкой горячего кипения страстей стала Смела – третий по величине город на Черкасчине. Только после президентского хлопка рукой по столу в городе включили отопление. Конечно, иначе чем пиар Петра Порошенко это небольшое театрализованное действие расценить сложно. Вполне простые хозяйственные вопросы не должны решаться таким образом, а иначе зачем нужны прочие структуры и органы, которые отвечают за функционирование системы ЖКХ? В таком случае Петр Алексеевич должен был собрать 22 чрезвычайных совещания и столько же раз поколотить стол.

В прохладном тандеме со Смелой в последние годы танцует для согрева и Шепетовка на Хмельнитчине. Эти два города объединяет и тот факт, что поставками тепла там занимаются частные компании-клоны: «Шепетовка Энергоивест» и «Смела Энергоинвест», а их основателем выступает фирма «Коммунальные системы Украины» небезызвестного на отечественном газовом рынке Андрея Карпенко.

Ранее «2000» уже подробно писали на эту тему. В 2011 г. теплосети Шепетовки и Смелы были переданы в аренду частному бизнесу. Это был своеобразный эксперимент на тему функциональности концессии в сфере ЖКХ. Концессионеры из года в год накапливали долги перед «Нафтогазом». В разные годы сума долга шепетовской компании варьировала от 40 до 100 млн и более. Частные тепловики Смелы и вовсе нарастили космические долги на уровне 200 млн грн.

С 2014 г. между Шепетовским горсоветом и «Энергоинвестом» идет вялотекущая война с бесконечными судовыми процессами и даже силовыми акциями. Бизнесмены хотят делать деньги, а чиновники желают избавится от финансово недисциплинированной компании, которая своими долгами ввергает город в холодный шок с началом каждого отопительного периода. Ситуация в Шепетовке скорее исключительная по своей сути, но в ней отображается общий алгоритм проблем в системе ЖКХ.

Концессионеров выжимают с рынка    

Директор «Шепетовка Энергоинвест» Александр Пустовойт опаздывает на нашу встречу, задерживаясь в Хмельницком. В день нашей беседы местный оператор «Шепетовкагаз» должен был принудительно отсоединить все котельные компании от газа и снизить давление до нуля, поскольку «Энергоинвест» так и не получил номинаций от «Нафтогаза».

В областном центре губернатор Вадим Лозовой собрал на совещание газовщиков, мэра Шепетовки и директора компании-концессионера. Проблему хоть и не решили по существу, но до утра следующего дня во все дома и учреждения города подали тепло, а газовщики пока что отказались от идеи принудительного отключения.

«Нынешний отопительный сезон начался с опозданием, стартовали только 13 ноября, но причиной тому стало другое обстоятельство, а не то что мы не получили номинаций от «Нафтогаза», -- говорит Александр Пустовойт. -- Городские власти в нынешнем году запланировали установить восемь модульных котельных на объекты социальной инфраструктуры, в первую очередь речь идет о школах. Они вовремя не успели завершить установку и монтаж оборудования. Школьников пришлось отправить на вынужденные каникулы. Такая же ситуация была в прошлом году с садиками, детей поморозили до конца октября и тоже отправили по домам до окончания установки котельных».

-- Каков сейчас долг компании перед «Нафтогазом» и в чем проблемы с его погашением?

-- В общем это 56 млн грн. Но в то же время население задолжало нам 9 млн, юридические лица -- около миллиона гривен. По компенсациям льгот и субсидий мы недополучили 4,7 млн. Еще государство не покрыло разницу в тарифах на суму 30,4 млн, и местный бюджет также должен около 10 млн грн. Мы платим за потребление газа, но «Нафтогаз» направляет эти деньги на погашение старых долгов, штрафов и пени. Компания не успевает рассчитываться при таких задолженностях потребителей. Нам не хватает денег на ремонты и текущие издержки, не говоря уже о модернизации оборудования.

Местная же власть избрала путь отсечения нас от бюджетных организаций, которые стопроцентно платят благодаря защищенным статьям бюджета. Нам оставляют частный сектор. Люди могут платить, а могут и не платить. У кого-то субсидия, а кто-то банально не имеет денег оплачивать нынешние тарифы.

С другой стороны, мы имеем серьезную разбалансировку системы. Представьте себе многоквартирный дом, где остались 2--3 абонента. Компания не имеет права не предоставлять им услуги, но подавать тепло в такой дом, особенно если он на окраине города, чрезвычайно дорого. Все это влияет на тариф. Я неоднократно обращался к городским властям с предложением инициировать программу помощи таким проблемным абонентам для перевода их на индивидуальное отопление. Это позволит сбалансировать систему. Но власть остается глухой к этим предложениям.

 

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

 

С долгами готовы смириться

Мэр Шепетовки Михаил Полодюк считает, что решение проблемы и успешность последующих отопительных сезонов гарантирует только возвращение теплосети в коммунальную собственность.

«На переговорах с главой ОДА были достигнуты договоренности, что отключения котельных от газа не будет. Директор «Энергоинвеста» взял обязательства в ближайшее время под банковские гарантии подписать с «Нафтагазом» договор о реструктуризации долга и получить номинации», -- объясняет ситуацию Михаил Иванович.

-- Все же это временное решение проблемы. На ваш взгляд, что нужно сделать, чтобы подобные форс-мажоры не повторялись?   

-- Решение есть только одно -- возврат теплосети в коммунальную собственность. Это развязывает множество законодательных узлов, и подписание договоров о номинациях на газ на уровне Киева намного проще проводить для коммунальных предприятий.

-- Тем не менее, как известно, долги ходят за собственностью. Вернув теплосеть в коммунальную собственность, с той же собственностью вернутся и долги.

-- Я провел много встреч на эту тему с народными депутатами и вице-премьером Геннадием Зубко. Есть однозначная позиция: когда теплосеть вернется в собственность громады, на уровне Кабинета Министров есть готовность способствовать решению проблемы. Если мы рассмотрим структуру долга, то чистое «тело» составляет около 38--39 млн грн. Остальное -- пени, штрафы и задолженности компенсаций по субсидиям от государства. При подписании договора о реструктуризации с «Нафтогазом» с позиции громады есть больше вариантов решить эти проблемы.

-- Каким путем планируете возвращать теплосеть в собственность города?

-- Сейчас мы находимся на стадии апелляции и ожидаем от суда решения о правомерности разрыва нами договора концессии в одностороннем порядке. На днях дело передают в Ровенский хозяйственный апелляционный суд. Процесс не быстрый, но мы ожидаем позитивного решения.

 

 

Инвалидность системы

Пока шепетовские концессионеры и власть выясняют отношения, мерзнуть приходится простым людям. Несмотря на фактор частного поставщика тепла, ситуация в Шепетовке вполне типичная для других городов, где отопительный сезон наступил не для всех.

И частный, и коммунальный поставщик сталкиваются с одинаковыми проблемами, во главе которых -- заоблачные тарифы. При нынешних доходах граждан такое благо цивилизации, как не мерзнуть зимой, становится роскошью. Высокие тарифы и низкая платежеспособность парализуют систему ЖКХ. Субсидии, которые получают 50--60% пользователей услугами отопления, -- это костыли для парализованного инвалида. Структурных проблем субсидирование не решает, напротив, возникают другие в виде накопления задолженностей перед тепловыми операторами со стороны государства.

В случае Шепетовки ответственность ложится на частную компанию. В другом варианте горсовету, пришлось бы брать деньги из городской казны для расчетов с «Нафтогазом». Эта ситуация рисует удручающие перспективы перед маленькими городами с небольшими бюджетами. Косность тарифной политики и системы субсидирования загоняют отрасль все ближе к состоянию краха. Следующий отопительный сезон может быть проблемным для еще большего числа городов, и сколько бы президент не хлопал руками по столу, работать лучше от этого система не станет.

Роман ГУБРИЕНКО