Новости

Тень махновщины: почему в Украине растет спрос на частные армии

Обзавестись группировкой вооруженных «активистов» является в Украине уже не модой, а необходимостью. Когда государство в лице правоохранительных органов не в состоянии контролировать безопасность в регионах, местная элита начинает создавать собственные “отряды самообороны”, а по сути частные армии. Одни используют их для защиты бизнеса, другие для давления на конкурентов.

Эксперт по безопасности Ярослав Дунаев считает, что наличие частных боевых отрядов — признак распада государства.

— Сегодня незаконные вооруженные формирования появляются у всех, кто может их себе позволить. Речь идет не только об олигархах, но и о бизнесменов средней руки в общенациональном порядке, которые на конкретной территории являются главной жабой на болоте, — рассказал он.

Дунаев скептически относится к возможности нынешних правоохранительных органов обеспечить безопасность, и в первую очередь на периферии. О чем, кстати, говорят случаи самоорганизации населения, когда люди создают дружины для борьбы с преступностью. Нередко, говорит эксперт по безопасности, полицейские начальник и сами является соучредителем охранных фирм, которые на деле занимаются отжимом бизнеса, запугиванием, похищением людей.

С подобием “карманных армий” Украина уже сталкивалась в 90-е, но тогда все знали, что рэкетом занимаются бандиты или как их еще называли — «спортсмены». Сегодня же этим промышляют «общественные организации» или «охранные фирмы».

— После Революции Достоинства в 2014 г. у нас нелегальные ЧВК даже получили законное признание иногда и финансирование из бюджета, — рассказал Дунаев. Подобный трайбализм, являющийся типичным для государств Центральной Африки, ни к чему хорошему для Украины не приведет, считает он.

Тень махновщины: почему в Украине растет спрос на частные армии фото 1

Процесс запущен

На сегодняшний день частные боевые отряды широко используются в рейдерских захватах, количество которых с 2015 г. возросло втрое. Частая картина, когда на территорию предприятия вламываются молодчики, заявляя, что теперь у фирмы новый хозяин. Так произошло в поселке Братское Николаевской области в августе 2020 г. на территорию маслоперерабатывающего завода ворвались 30 неизвестных. Нападавших задержала полиция. Или случай в поселке Калиновка Черкасской области в сентябре прошлого года, где два десятка людей с помощью техники собрали на поле урожай кукурузы. Всем, кто пытался помешать, злоумышленники угрожали оружием. По статистике подобных рейдерских атак в Украине происходит по 75 в месяц.

Порой наглость захватчиков зашкаливает. Дошло до того, что в стране с помощью техники начали в открытую разорять скифские курганы, чего не было даже в эпоху разгула криминала. Один из таких случаев произошел в начале ноября в Казанском районе Николаевщины. Пока экскаватор разрывала курган, за безопасностью черных археологов следили вооруженные люди из одесской охранной фирмы «Варта міста», которую связывают с известным местным «активистом» Евгением Резвушкиным. По слухам, Резвушкин пребывает в хороших отношениях с начальником полиции Николаевской области Сергеем Шайхетом.

Конфликтные ситуации в бизнесе также все чаще решаются не с помощью юристов, а с помощью «братков». Ничего удивительного, учитывая, что система правосудия в Украине сегодня разрушена в результате реформирования. Так, в Кировоградской области между руководствами двух аграрных предприятий не один год шло противостояние. Одно предприятие начало платить пайщикам больше, и в итоге переманило значительное их число к себе. Руководитель другого предприятия, человек с криминальным прошлым, с помощью махинаций прибрал к рукам часть территории конкурентов, а чтобы не было проблем с ограждением «отвоеванных» участков, задействовал карманных боевиков из «Правого сектора» и добробатов. У конкурентов подобной силовой поддержки не было и они сделали ставку на победу в судах. Но пока что разрешение конфликта не в их пользу и конкуренты с помощью боевиков продолжают отжимать поля и блокировать работу техники.

А это показательный пример когда уже обе стороны задействуют “карманных” боевиков. Громкий случай произошел в Броварах Киевской области 29 мая 2020 года, когда в центре города развернулись настоящие боевые действия за передел пассажирских перевозок. В ходе разборок одна сторона конфликта задействовала “титушек”, другая — головорезов из охранной фирмы.

Тень махновщины: почему в Украине растет спрос на частные армии фото 2

Цепные псы

В «карманных» ЧВК задействован самый разношерстный контингент: спортсмены-титушки, уголовники, добробаты, ветераны ООС. Один из участников «охранной фирмы» рассказал журналистам Klymenko Time, что в их рядах много ветеранов имеющих боевой опыт. Задачи ставятся самые разные, их как правило преподносят под маркой благих намерений: защита бизнеса от недобросовестных конкурентов, поддержка добропорядочного бизнесмена и пр.

— В месяц выходит где-то 18 тыс. грн в месяц. С выездом «на место» идет доплата 100 долл. в день. С собой бойцы берут «траваматы», гладкоствольное или нарезное охотничье оружие, — рассказал он.

Что же касается «грязной» работы, как-то: запугивание, похищение, нанесение тяжких телесных, вплоть до убийства, то этим, по словам Дунаева занимаются откровенные отморозки.

— Отбор идет по тому, насколько кандидат верный в доску для своих нанимателей и готов ли преданно выполнять их поручения. Туда возьмут уже не «атошника» с боевым опытом и убеждениями, а уголовника, у которого за плечами пять ходок и загубленные души. По типу того же Пачи (Евгений Боршан — авт.), претендовавшего на «звание» монополиста наркоторговли в городе и области. В прошлом году Пача был расстрелян в Черновцах, —отметил он.

Тень махновщины: почему в Украине растет спрос на частные армии фото 3

ЧВК в законе

В современной истории частные военные компании начали образовываться в 70-х 80-х гг. прошлого века на юге африканского континента. После окончания там ряда вооруженных конфликтов, многие наемники из ЮАР, США и ряда европейских государств, остались без работы. Тогда и начали образовываться ЧВК. Все они, в том числе скандально известная американская Blackwater, она же — Academi, выполняют контракты исключительно за рубежом.

В Украине ЧВК законодательно запрещены. Но это до поры до времени, так как тема периодически поднимается. Принять законопроект о ЧВК в 2018 г. предлагал еще бывший народный депутат Евгений Дейдей. Ранее политик был координатором батальона патрульной службы милиции специального назначения «Киев-1» ГУ МВД Украины в Киеве. Также ему приписывают кураторство над другими военизированными структурами. По слухам Дейдей — человек близкий к министру МВД Арсену Авакову.

В феврале прошлого года в Раде был зарегистрирован законопроект №3005 «О военно-консалтинговой деятельности» суть которого легализация работы приватных военных компаний для работы за рубежом. Автор проекта — депутат от «Слуги народа» Ольга Василевская-Смаглюк. Якобы принятие закона создаст возможности для эффективной реализации ветеранам своего боевого опыта в условиях “гарантированного Конституцией права на труд”.

А летом прошлого года президент Владимир Зеленский на первом заседании Консультативного совета по делам ветеранов войны вновь затронул тему частных военных компаний, высказавшись о разработке законопроектов.

О спросе на ЧВК в Украине говорит еще тот факт, что одна из таких компаний «Донкорп», некоторое время активно работала на рынке, как говорят, нелегально. Хотя в интернете можно было встретить рекламу данной фирмы. В марте этого года Служба безопасности Украины разоблачила деятельность данной ЧВК, организованную бывшим комбатом «Донбасс» Семеном Семенченко. Компания имела негласные контракты на Ближнем Востоке и выполняла заказы по Украине. По данным «Слідство.Інфо» до 26 февраля фирму возглавляло руководство, близкое к олигарху Игорю Коломойскому. «Донкорп» по данным журналистов, получила наибольшую выгоду от деятельности государственной компании “Центрэнерго” работающую будто бы в интересах олигарха. По данным СБУ, в деятельности ЧВК были задействованы порядка 150 человек. При этом фирма «Донкорп» имела своего рода «крышу» в виде частных охранных фирм и общественных организаций, через которые и проводились финансовые транзакции и другие манипуляции.

Итог. Снижение роли государства в жизни общества приводит к спросу на «карманные армии». Особенно таких группировок сегодня много в райцентрах и сельской местности, где сосредоточены крупные аграрные предприятия. Пока что таким “ЧВК” есть с чего кормиться, однако всегда есть риск перестроить свою деятельность на чистой воды “махновщину”. Произойдет это быстро, как только выяснится, что правоохранительная система не в состоянии выполнять даже формально свои функции, к чему все и идет. Сегодня, пожалуй, многим понятно, что курс «процветания», который декларирует правительство, не имеет ничего общего с реальностью. И если общество не начнет активнее принимать участие в улучшении качества своей жизни, страну ждут эпохальные потрясения.

Александр Бочкарев (Украина)