Новости

Точка зрения: Исчерпание либерально-социального миропорядка

Американский президент посетил Великобританию с трехдневным визитом по случаю годовщины высадки союзнических войск в Нормандии. Наиболее интересны его высказывания относительно выхода Соединенного Королевства из Евросоюза. Трамп призвал Британию пойти на обострение в отношениях с Евросоюзом в ходе переговоров об условиях Брекзита и не выплачивать Брюсселю согласованную сумму за невыполнение обязательств перед ЕС. Бросить как бы вызов европейским друзьям...

Но и само мероприятие чествования годовщины высадки союзнических войск в Нормандии несколько удивительное, поскольку т. н. союзные войска -- это были британские войска, включавшие американский корпус. Придавать высадке какой-то еще общеевропейский характер вряд ли стоит: почти вся Европа находилась или под оккупацией, или прямо сотрудничала с Германией.

 

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

 

Придавать высадке войск в Нормандии какую-то выдающуюся роль в разгроме Германии тоже вряд ли оправданно. В военном отношении операция (менее чем за год до окончания войны с Гитлером) была скорее провальной. Контрнаступление немцев в Арденнах едва не сбросило в море британцев, если бы не помощь Сталина, которую он оказал по личной просьбе Черчилля. Немцы были вынуждены прекратить контрнаступление и перебросить войска на Восточный фронт. Это общеизвестный и хорошо освещенный исторический факт, но в западной интерпретации истории для таких фактов почему-то не находится места. Как не находится места рассказу о том, что именно Красная армия уничтожила 80% гитлеровских дивизий во время Второй мировой войны. При материальной и информационной поддержке Запада, конечно.

Трамп также посетил Францию и принял участие в праздновании 75-летия высадки союзников в Нормандии в годы Второй мировой войны. К слову, генерал де Голль, например, никогда не посещал подобные мероприятия, видимо, понимая их место в истории. И место Франции в этих событиях.

Возвращаясь к теме выхода Британии из Евросоюза: важно, что Трамп поддерживает Брекзит при условии, что выход Великобритании из Евросоюза не нарушит экономическую и финансовую стабильность в мире. Заявление опубликовано на сайте Белого дома.

«Президент Трамп поддерживает Брекзит, который будет осуществлен таким образом, чтобы не затронуть мировую экономическую и финансовую стабильность, при этом обеспечив независимость Соединенного Королевства».

В заявлении также отмечается, что Вашингтон готовится к любому исходу в связи с Брекзитом.

Также газета The Sunday Times сообщила, что Трамп рекомендовал Великобритании не выплачивать Брюсселю отступные в размере 39 млрд. за неисполнение обязательств перед ЕС в связи с Брекзитом. Заметим, что отношения США с Европой далеки от идеальных. Трамп не нашел общего языка с Ангелой Меркель и Терезой Мэй.

В развитие темы Брекзита -- Тереза Мэй уже официально ушла с поста лидера консерваторов и будет исполнять обязанности премьера, пока ей найдут замену. Мэй на посту лидера Консервативной партии и премьер-министра Британии провалила и развалила все, что только было возможно развалить.

Дискредитирован сам Брекзит, который был ее главной задачей и ради которого она была поставлена на высокий пост. И Брекзит уже практически стал невозможен как управляемый процесс. Только как стихийный распад. Возможен ли был другой итог этих бездарно потраченных лет при более умелом и знающем руководителе или же нет -- этот вопрос уже не имеет смысла.

Процессы в своем запутывании (если так можно сказать) зашли так далеко, что в доатомное время они однозначно решались бы войной. Как они будут решаться теперь, уму непостижимо. Но пострадавших (как и выигравших) будет так много, что предсказать с уверенностью ничего нельзя. Британская экономика уже понесла многомиллиардные убытки от провальной попытки развестись с Евросоюзом мирно. Бежали в другие страны ЕС (прежде всего в ФРГ, Францию, Ирландию и Нидерланды) многие банки и компании. Соединенное Королевство оказалось в глазах всего мира стороной крупно проигравшей.

Несколько лет продолжавшиеся бесплодные попытки выйти из ЕС таким образом, чтобы не выходить из него, зашли в тупик. Избавиться от обязанностей, не теряя привилегий, было невозможной и глупой затеей. И это было понятно с самого начала. Для тех, кто хотел это понимать.

Но началась ожесточенная борьба за власть, которая была важнее всякого понимания. То, что она раскалывает страну, -- дело второстепенное. Раскол давал в борьбе и новые возможности. Территориальная целостность королевства была поставлена под сомнение. Не только Шотландию, Северную Ирландию, но и Гибралтар перспективы выхода Британии из ЕС не устраивали. Консерваторы наверняка будут сметены на следующих выборах. А на недавних выборах в Европарламент они оказались на четвертом месте.

Понятно, что и после 31 октября никакого Брекзита (как управляемого процесса) не произойдет. И тянуть с досрочными выборами уже станет просто невозможно. До этого наиболее вероятным сценарием развития ситуации будет борьба за проведение повторного референдума по вопросу выхода Великобритании из ЕС. Или за отсрочку принятия окончательного решения до весны следующего года. Оставляя страну в подвешенном состоянии на неопределенное время.

 

 

Победа сторонников Брекзита на референдуме была для политиков неожиданной, что свидетельствует о главной проблеме Британии (и Запада в целом) -- потере управляемости обществом. Удастся ли восстановить управляемость и кому это удастся -- вопрос. Консерваторам не удастся. Лейбористам это тоже вряд ли удастся. Наиболее вероятно это смогут сделать правые, которые, судя по выборам в ЕП, надвигаются на Европу неотвратимо.

Меняющуюся Европу можем наблюдать и анализировать по итогам выборов в Европарламент. Как ни пытается европейская пресса в своей массовости успокоить встревоженных европейских граждан (мол, это еще не поражение -- все под контролем) продвижением правых на политическом поле Европы, правые неумолимо наступают. Это главный вывод, который мы можем сделать по непредвзятым итогам выборов в Европарламент. Сколько ни ищите среди многочисленной информации на эту тему, что же именно произошло на выборах в Европарламент, никаких внятных разъяснений вам не сыскать.

И все-таки, удалось ли сохранить брюссельской бюрократии контроль над европейской политикой -- это еще вопрос, а то, что тенденция политических изменений в Европе совершенно однозначна, -- здесь вопросов нет. Европа неуклонно правеет, и никакого другого результата ожидать не приходится. Насколько быстро процесс обретет как бы демократическое большинство, сказать трудно, однако инструментов, с помощью которых можно было бы затормозить процесс, мы не видим. А вот обстоятельств, которые могли бы подтолкнуть процесс, предостаточно.

Общеизвестно, что партия «Национальное объединение» (лидер -- Марин Ле Пен) получила больше всех голосов на выборах в Европарламент -- 23%, опередив партию президента Эммануэля Макрона. Помимо этого, националистическое движение «Вставай, Франция» получило 3,5%. И Patriotes -- 0,65%.

В Италии полный триумф у партии «Лига», возглавляемой вице-премьером и министром внутренних дел Маттео Сальвинии, -- 34,3% голосов избирателей. И партия «Итальянские братья» получила 6,5%. Движение «Пять звезд» (родственное «Лиге», а больше антисистемное) получило 17,1%. Это Сальвини приказал своим карабинерам не принимать суда с мигрантами, пересекающими Средиземное море.

Напомним, что партия Брекзита, возглавляемая Найджелом Фараджем, получила в Соединенном Королевстве Британии и Северной Ирландии более 31% голосов избирателей. «Альтернатива для Германии» -- 11%. «Альтернатива для Германии» более всего имеет влияние на востоке страны. В Германии в целом происходят те же процессы, что и в остальной Европе, хотя медленнее. Еще более поразительны потери традиционных альянсов партий истеблишмента в Европарламенте.

Европейская народная партия потеряла три десятка депутатских мест. Прогрессивный альянс социалистов и демократов потерял 42 места. Меньше половины мест в Европарламенте принадлежит теперь традиционным партиям, что по сути лишает их контроля над Европарламентом.

Сами США переживают абсолютно аналогичный кризис потери контроля над социумом и над государственными институциями. Неразрешимый конфликт глобализма и локализации, выросший в недрах западной системы, скорее повергнет мир в пучину войны, чем найдет свое разрешение традиционными средствами. 

Нам это все тоже хорошо известно, поскольку в насаждаемой у нас западной системе ни одна партия не может выдержать дистанции более одного избирательного цикла. А вообще-то доверие к ним (партиям) значительно короче этого цикла. Потому-то на следующие выборы неунывающему украинскому политикуму приходится бодро перестраиваться под новыми лозунгами и новыми названиями. Вот и в Европе склонились к украинскому варианту разновидности демократии. В Европу нас пока не берут, но берут (пока отдельно) нашу демократию. Однако не все еще поняли, что будет происходить в изменившемся ландшафте. Но если его не использовать сегодня, то окно в это пространство по разным обстоятельствам может снова закрыться.

Современный мир очень взаимосвязан, и какие последствия возникнут от блокирования некоторых связей -- это заранее предсказать невозможно. Да и без преднамеренного блокирования существующих связей неизбежно будут нарастать проблемы хотя бы только из-за накопления системной ошибки. Это происходит в социуме так же, как и в живом организме. Основная же мысль в том, что политическое болото никак не может быть точкой новой сборки, -- оно могло быть только точкой продолжения распада. А история не бывает ни хорошей, ни плохой -- она такая, какая есть. Это мы стараемся придать ей антропоморфные черты. Но история бывает успешной и неуспешной.

Известные нам алгоритмы решения проблем -- это, конечно же, не панацея, это только одно из возможных решений проблемы. Нельзя исключить, что теоретически существуют и более эффективные алгоритмы, но пока они нам не известны, имеет смысл воспользоваться теми, которые мы знаем.

Раньше Запад выходил из подобных кризисов с помощью войны, но поскольку развязывать широкомасштабную (да и любую другую) войну стало по разным причинам очень опасно, то войны переносятся в область экономики (санкции и пр.) и в область дипломатии. Новое здесь только то, что происходит все в довольно брутальной форме.

Мир неуклонно движется к упрощению отношений между людьми и между государствами. Это, если хотите, и есть прогресс. Но процесс упрощения не ограничивается только дипломатией как одной из функций государства, упрощение касается и самого государства, многие функции которого отмирают. Вслед за ним отмирает и само государство. По крайней мере, в том виде, в котором оно существует сегодня. Что мы, собственно, и наблюдаем.

 

 

В условиях нарастающего системного кризиса социальное государство не в состоянии обеспечить взятые на себя социальные функции. У государства как способа мироустройства существует много врагов. Но самые главные из них сегодня -- это транснациональные корпорации, как финансовые, так и промышленные. Они давно переросли государственные рамки и активно пытаются от них освободиться. Исключением не является и государство США. Совокупность этих кризисов привела к расколу его политической элиты.

И главной задачей западной миросистемы (к которой и мы себя относим) продолжает оставаться восстановление контроля над социальными и политическими процессами, даже если в пылу ожесточенной политической борьбы уходящие элиты не понимают этого. А то, что элиты, определявшие либерально-социальный характер Европы, будут вынуждены уйти, поскольку они уже не в состоянии решить ни одной жизненно важной проблемы (Брекзит в т. ч.), раздирающей Евросоюз. И Европу в целом.

На смену европейскому либерально-социальному миропорядку приходят праворадикальные силы. И уже они будут решать европейские проблемы присущими им методами. Сколько времени понадобится им, чтобы набрать как бы демократическое большинство, сказать трудно, -- но процесс идет.

 

Александр ЛЕОНТЬЕВ