Новости

Точка зрения: Вопрос подходов

Президент России Владимир Путин заявил, что Москва не будет вводить ограничения в отношении граждан Украины в ответ на аналогичные действия Киева. По его словам, вместо этого Россия поступит наоборот — упростит порядок пребывания украинцев в России и получение ими гражданства нашей страны. И это после того, как Верховная рада запретила въезд на Украину россиянам в возрасте от 16 до 60 лет.

По-христиански это можно понять: мы как православные готовы понять и простить, принять и укрыть, однако, как показывают последние постмайданные годы, не все украинцы одинаково полезны. Оказывается, существует как минимум два вида украинцев — «украинец здорового человека» и «украинец нездорового человека». Первый — тот самый, которого хотелось бы видеть в России, кого хотелось бы принять и для кого действительно стоит упростить порядок не только пребывания, но и получения гражданства. Второй — совсем иное дело. Он непредсказуем, агрессивен и даже опасен, и его появление в России чревато. Однако обо всём по порядку.

В первую очередь следует определиться с понятием «украинец». Если строго следовать социологическим, политологическим и этносоциологическим определениям, то украинец — это просто гражданин государства Украина, носитель украинского паспорта вне зависимости от своего происхождения, то есть крови, или этнической принадлежности, а также религиозного вероисповедания. Всякий носитель синего украинского паспорта — гражданин Украины, то есть украинец.

Так, через автоматическое присвоение гражданства и раздачу синих паспортов после распада СССР «украинцами» стали все жители бывшей советской Украины — русские, малороссы, поляки, русины, галичане, волыняне, венгры, цыгане, румыны, а также крымские татары и даже китайцы и выходцы из Африки. Все сразу, скопом, автоматически — украинцы.

То есть понятие «украинец» — это, строго говоря, полный аналог понятия «россиянин». Россиянин — это также только политическая принадлежность государству РФ, гражданин России, носитель красного паспорта вне зависимости от своего этнического происхождения, то есть крови: русский, якут, чеченец, татарин, калмык и даже приехавший и получивший гражданство узбек или кореец — все они россияне, граждане российского государства. То есть понятийно украинец = россиянин — гражданин своей страны, Украины или России соответственно.

Почему так важно столь подробно заострять на этом внимание? Потому что после «майдана» 2014 года на Украине в массовом порядке сформировался тип «украинец нездорового человека», он же украинский националист, он же бандеровец, он же активный участник АТО, карательных батальонов, Нацгвардии, а теперь всё чаще сотрудник СБУ и даже народный депутат.

Конечно, такой тип украинца существовал и до «майдана», но тогда он представлял собой больше лабораторный образец, чем продукт серийного производства. Сегодня же в результате тотальной пропаганды «украинства» такой «украинец» вышел в серию, стал социологической категорией. Для такого «украинца» украинец — это… Сейчас самое важное — это кровь! Происхождение, некая качественная, биологическая, органическая категория.

Отсюда — попытки отследить происхождение этого «этнического украинца» в глубине веков, найти его истоки в недрах европейских народов, заглянув в исторические пласты тысячелетий. Мне самому однажды, ещё в ноябре 2013 года, когда «майдан» уже шёл, но был ещё вял и уныл, довелось поучаствовать в одном из ток-шоу на телеканале «Украина», где на полном серьёзе в программе «ДНК-код украинки» обсуждалось происхождение всех народов Европы от украинок 45 тысяч лет назад.

Доводы были незатейливыми: как расходятся круги по воде от упавшей на её поверхность капли, так и народы расселялись по Европе, и если очертить Европу окружностью, то мы обнаружим, что её центр окажется на территории Украины, вещал заправский британский учёный — молодой парень лет 25. А почему от украинок, а, например, не от украинцев? Так это просто и понятно: украинец ленивый, жирный и глупый, а украинка активная, красивая и смекалистая, поэтому ни одна армия завоевателей, двигавшихся через Украину 45 тысяч лет назад, не могла пройти мимо, оставив украинку без внимания, вторили британскому учёному украинские академики. Так вот, с тех пор ситуация в области выявления древности «украинского этноса» только усугубилась, перенесясь во времена Ноя и даже (а почему нет?) Адама.

Поверхностному обывателю в формуле «этнический украинец» может и не показаться ничего странного. Мы уже даже несколько привыкли, то ли от частого повторения, то ли ещё застав её в советский период, к такой категории. Однако её использование — это не только потакание оголтелому украинскому национализму, но и преступное предвосхищение украинского расизма. Ведь с точки зрения украинских националистов (у автора этих строк есть скриншоты переписок с подобными представителями), «Украина — это политическая нация, созданная на основе украинского этноса».

И неважно, что с точки зрения классического европейского (что особо должно быть ценно для украинского националиста) определения нация — это исключительно политическая категория, гражданская общность, не затрагивающая происхождение. У украинских националистов всегда своё видение, свой особый подход к любой проблеме. Для них украинская нация — это только (!) «этнические украинцы».

Возникает естественный вопрос: а если кто-то не хочет считать себя фейковым «этническим украинцем»? Если кто-то считает себя, например, русским, поляком, венгром, русином или татарином, не хочет разговаривать на искусственно созданной на основе малоросских хуторских говоров с добавлением польских и придуманных слов мове, а хочет использовать свой родной язык, в подавляющем большинстве — русский, хочет сохранить свой культурный код, традицию, веру, в конце концов? А вот такому «не патриоту» Украины, с точки зрения «этнического украинца», на Украине нет места, что называется, «фтопку».

Это только с точки зрения классической нации такой человек, имея паспорт государства-нации, является неотъемлемой её частью. Для украинских нацистов это не так. И даже если человек искренне хочет «стать» украинцем, приравнивание понятий «этнос» и «нация» не дают ему это сделать, потому что этнос — это кровь, происхождение, а если ты по крови иной, то путь в «украинскую нацию» тебе, получается, заказан, учи не учи мову.

Конечно, можно успокоить себя тем, что «украинец здорового человека» пока что превалирует на пространстве бывшей Украины и что такой подход ещё не является доминирующим. Однако не стоит отмахиваться и от того факта, что такой подход получает всё большее распространение, ведь новые «боги» украинских националистов — Бандера и Шухевич. Большинство из них — идейные наследники батальонов «Роланд», «Нахтигаль» и 201-й дивизии СС, которые резали поляков, жидов и москалей именно по этническому признаку. На основании того, что они «не украинцы». Таким образом, использование категории «этнический украинец» — это путь к расизму, нацизму, выстраивающему расовые и этнические иерархии народов, а значит, к тотальной резне (как к пределу) всех «не украинцев».

Зачем мы так подробно об этом рассказываем? А затем, что такой «украинец нездорового человека» России совершенно не нужен. Ибо, несмотря на то, что Украина — это уже остывающее государство, доживающее в историческом масштабе свои последние дни, там всё ещё остаётся некое подобие спецслужб. Там есть карательные батальоны, уничтожающие мирное население Донбасса в лучших традициях своих вождей — Бандеры и Шухевича, там есть Нацгвардия и нынешняя украинская элита — все, кто исповедует идеологию украинского национализма, считая Россию и русских абсолютным, тотальным врагом. А это значит, что они испытывают к нам животную ненависть, не рассматривая возможность примирения и переговоров, — только уничтожение, резня и кровь.

Попадание таких «нездоровых украинцев» на территорию России — это диверсии, теракты, убийства, дестабилизация внутренней обстановки, ведь не стоит забывать, что с точки зрения правящей киевской хунты, Украина находится с Россией в состоянии войны. Не Россия с Украиной, что стоит особо подчеркнуть, а Украина с Россией, и эта война находится у украинских националистов в головах, они в неё верят, они ею живут. С учётом наличия таких элементов в отношении Украины надо вводить не упрощённый въезд, а визовый режим с тотальной, внимательной проверкой всех въезжающих, ведь внешне «нездоровый украинец» от «здорового» практически никак не отличается.

Совсем иная история в отношении «украинца здорового человека»: это в большинстве своём русский человек, представитель русского большинства Украины, и не по своей вине, а только лишь в результате «величайшей геополитической катастрофы XX века» — распада СССР, оказавшийся на территории независимой Украины. Это даже этнический малоросс, и в этом случае действительно правомерно использовать категорию «этнический», ибо малороссы есть группа этносов, исторически участвовавших в этногенезе, как определял это явление этнолог Лев Гумилёв, большого русского народа, сложившегося из великоросских, малоросских, белоросских, а также тюркских и финоугорских этносов.

«Здоровый украинец» — это гражданин Украины любого происхождения, живший и живущий на территории нынешней Украины, но желающий отправиться в Россию на заработки или же окончательно переехать, получив гражданство РФ.

Такой украинец — плоть от плоти, кровь от крови единого, большого русского народа. Он часть единого культурно-цивилизационного пространства, носитель общего — русского — языка, наследник общей русской, а не придуманной «украинской», тысячелетней истории, общих побед, потомок общих для нашего большого — русского народа — героев.

«Украинец здорового человека» не отделяет себя от единого цивилизационного пространства русского мира и не готовит агрессии против России. Такому человеку в России всегда рады, ибо ему, в конце концов, не требуется никакой особой интеграции или даже ассимиляции в нашей культурно-цивилизационной среде, в отличие от приезжающих на работу выходцев из иных культурных сред, например узбеков, киргизов, таджиков или корейцев. Украинец, то есть гражданин Украины, а не потомок «древних протоукров», «наследник шумеров», — это действительно часть единого, большого русского народа, какого бы происхождения он ни был. И никакие визы и проверки ему не страшны. Тем более что чаще всего для него выезд из нынешней Украины в Россию — это билет в один конец.

Валерий Коровин

Тэги: