Новости

Топ-5 вопросов по молитвенному стоянию к приезду патриарха Варфоломея

В связи с молитвенным стоянием у Верховной Рады, анонсированном «Мирянами», у многих возникают недоумения и вопросы. Мы собрали самые типичные.

21 августа 2021 года Общественный союз «Миряне» анонсировал молитвенное стояние у Верховной Рады, где верующие намерены встретить главу Фанара и передать ему свои требования. Однако у многих православных возникают по этому поводу сомнения и недоумения. Редакция СПЖ собрала наиболее типичные вопросы и связалась с главой «Мирян» Василием Макаровским, который нам их прокомментировал.

Вопрос 1: Есть ли благословение на молитвенное стояние от Блаженнейшего Онуфрия?

На этот вопрос можно ответить утвердительно, но с некоторыми пояснениями. Василий Макаровский напомнил, что при своем создании инициативная группа с ним во главе встретилась с Блаженнейшим Онуфрием, где верующие рассказали о целях организации, способах и методах их достижения и получили благословение на эту деятельность. 16 августа «Миряне» опубликовали официальный документ Киевской Митрополии, где Предстоятель пишет: «Божие благословение на добрые дела. 16.08.2021 +Митрополит Онуфрий».

Благословение Митрополита Онуфрия на деятельность ОС "Миряне". Фото: телеграм-канал "Мирян"

То есть, благословение Блаженнейшего Онуфрия деятельности ОС «Миряне», включая молитвенные стояния у органов власти, однозначно есть. Василий Макаровский также напомнил, что в Украине уже есть несколько региональных представительств, деятельность которых благословлял местный правящий архиерей.

Что касается благословения на конкретное мероприятие 21 августа, то о нем свидетельствуют действия, которые предпринимают, в том числе, и официальные структуры Киевской Митрополии. Например, о молитвенном стоянии сообщил Синодальный Информационно-просветительский отдел УПЦ, в киевских храмах (наверное, не только в киевских) священники с амвона призывают верующих прийти на молитвенное стояние.

Спикер УПЦ о. Николай Данилевич практически поддержал это стояние, назвав его полезным для Церкви: «Безусловно, верующие могут и должны проявлять инициативу в защите интересов Церкви, но она должна быть направлена к ее пользе. 21 августа пройдет молитвенное стояние, организованное ОС «Миряне», в котором примут участие, в том числе и общины, пострадавшие от рейдерства ПЦУ. Верующие намерены задать патриарху Варфоломею вопрос, как Константинопольская Церковь намерена исправлять то, что сделала в Украине. Думаю, такая акция будет полезной. Пускай Константинопольский патриарх подумает, что им ответить».

Все это свидетельствует, что священноначалие УПЦ благословляет данную акцию, как сказали бы древние римские юристы «actio ex consensus», что значит – согласие действием. Иного и не может быть в силу деликатности данной ситуации. Ведь на официальном церковном уровне общение между УПЦ и Константинопольским патриархатом прекращено в 2018 г. в силу решения Собора епископов УПЦ. А потому прямое или косвенное участие священноначалия в контактах с представителями Константинопольского патриархата может быть неправильно истолковано. Миряне же вполне могут контактировать с Фанаром, чтобы напрямую изложить его главе позицию верующих и все свои требования. Потому «Миряне» написали письмо патриарху Варфоломею с требованием встречи.

Вопрос 2: Почему нет единства?

На данный момент известно три инициативы по поводу приезда Варфоломея:

  • флешмоб #стопВарфоломей;
  • молитвенное стояние «Мирян» у Верховной Рады;
  • проведение крестного хода от Владимирской горки до Лавры с портретами Предстоятеля РПЦ и лозунгом «Наш патриарх – Кирилл!».

Первые две инициативы нисколько не нарушают единства позиции верующих УПЦ и не отрицают друг друга. Мы выражаем свое негативное отношение к действиям патриарха Варфоломея вообще, а не только к его приезду в Украину. Эта позиция проявляется как флешмобами #стопВарфоломей, так и молитвенным стоянием у Верховной Рады и даже тем письмом, которое направили «Миряне» в Константинопольский патриархат с требованием встречи. Ведь если мы посмотрим на текст этого письма, то увидим, что «Миряне» выражают вовсе не желание мило побеседовать с главой Фанара, а наоборот – призвать его к ответственности за все те беззакония и насилия, которые творятся в Украине по его милости.

Что касается третьей инициативы, пройти крестным ходом от Владимирской горки в Киево-Печерскую лавру, то в УПЦ к ней отнеслись негативно и это назвали провокацией. Спикер Церкви протоиерей Николай Данилевич заявил: «Сейчас некоторые не по разуму ревнивые православные распространяют в соцсетях призывы устроить ... специально для патриарха Варфоломея шествие, дублирующее маршрут крестного хода, посвященного Дню Крещения Руси. Хочу сказать, что наша Церковь только что провела Великий крестный ход, на который собралось более 350 тысяч верующих, и у нас нет необходимости кому-то что-то доказывать, в том числе и патриарху Константинопольскому. Я уверен, что патриарх Варфоломей видел фото- и видеоматериалы с 27 июля, да и планов в УПЦ проводить шествие специально для главы Константинопольской Церкви нет и быть не может. Мы идем крестным ходом с молитвой, а не с желанием кому-то что-то доказывать».

К этому можно добавить, что скандирование на крестном ходе лозунгов «Наш патриарх – Кирилл!» и несение его портретов сейчас едва ли уместно. Нет, мы не стесняемся духовной связи с РПЦ, дело в другом. Главные тезисы нынешней риторики Фанара относительно Украины сводятся к тому, что Константинопольский патриархат якобы объединил украинское православие, а те, кто объединяться отказался – пророссийские маргиналы, чуждые украинскому обществу. Потому такой крестный ход стал бы наглядной иллюстрацией слов главы Фанара еще и во время пребывания его в Украине.

Вопрос 3: «Миряне» выступали категорически против приезда Варфоломея, а сейчас вдруг созывают православных на встречу с ним. Почему такая непоследовательность?

И зачем мы вообще должны свидетельствовать свою веру перед Варфоломеем, кто он такой? Не лучше ли его игнорировать?

Вероятность того, что патриарх Варфоломей подойдет к верующим УПЦ, ничтожна. Но эта потенциальная встреча и не является главным моментом молитвенного стояния. Его цель – выразить поддержку УПЦ и ее Предстоятелю Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию, засвидетельствовать перед властями Украины и делегацией Фанара, что УПЦ существует вопреки ее «упразднению» патриархом Варфоломеем и что она является по прежнему самой многочисленной конфессией Украины.

Эта позиция является последовательной и неизменной. Но формы ее выражения меняются в зависимости от обстановки. Да, «Миряне» и УПЦ в целом протестовала против приезда патриарха Варфоломея в Украину. Были обращения по этому поводу к Президенту В. Зеленскому, затем непосредственно к патриарху Варфоломею, которые и тот, и другой проигнорировали. Теперь, когда приезд главы Фанара в Украину практически неизбежен, принято решение собраться и показать, что «миллионы православных украинцев», о которых регулярно вспоминает патриарх Варфоломей в своих заявлениях, на самом деле и не думают по его указанию предавать свою Церковь и соединяться с раскольниками.

Да, вариант просто проигнорировать приезд патриарха Варфоломея тоже имеет право на существование. Но в таком случае глава Фанара окажется прав – он ведь «распустил» УПЦ, вот ее и «нет», она никак себя и не проявляет. Таким образом будет создана иллюзия того, что украинское общество приветствует и патриарха Варфоломея, и весь его проект ПЦУ. Ведь наверняка к появлению главы Фанара на праздничных госмероприятиях создадут красивую картинку «народного ликования», где никто не протестует, никто не возражает и все довольны. Вряд ли это то, чего хотят добиться верующие УПЦ. Поэтому решение призвать верующих прийти и во всеуслышание заявить, что МЫ ЕСТЬ, является очень правильным и нисколько не изменяет позицию несогласия с действиями Фанара в Украине.

Вопрос 4: Где гарантия, что СМИ не преподнесут акцию «Мирян» как картинку «Благодарная Украина встречает патриарха Варфоломея»?

Это действительно было бы смешно, если бы встречающая сторона указала патриарху Варфоломею на множество народа у Верховной Рады и сказала, что эти люди собрались для того чтобы его поприветствовать и выразить свою благодарность. Ведь у самой ПЦУ настолько все проблематично с тем, чтобы собрать людей под свои знамена, что они даже не решились в этом году проводить полноценный крестный ход в день памяти святого князя Владимира.

А если серьезно, то конечно же организаторы молитвенного стояния позаботились о том, чтобы верующих УПЦ идентифицировали именно как верующих УПЦ. В руках у них будут большие плакаты с надписями, которые не оставят никакого сомнения в том, кто эти люди и как они относятся к деятельности патриарха Варфоломея.

Вопрос 5: Не слишком ли церковные люди заигрались в политические акции? Наше дело – молиться, а не собираться под Верховной Радой.

Политика – это деятельность, связанная с завоеванием, удержанием и осуществлением власти. Если бы верующие вышли на молебен за свержение или избрание каких-либо политических партий – вот это была бы политика. Отстаивание же своих прав перед угрозой их нарушения – это не политика. А если это права на свою веру, то это уже и вовсе не политика. Это демонстрация своей верности Церкви. Кроме того, не надо забывать, что возле Верховной Рады состоится не просто митинг, а именно молитвенное стояние. Будет служиться молебен. Мы будем просить у Бога, чтобы Он вразумил и светские власти, и фанариотов, которые посеяли раздор и вражду в Украине, чтобы они одумались, чтобы в нашей стране водворился мир и согласие.

Да, можно сидеть дома и творить молитву, а можно выходить на улицы и активно заявлять о своей верности Церкви. Но большой ошибкой будет противопоставлять эти два делания. Они не противоречат, а наоборот – дополняют друг друга. Тот, кто считает нужным остаться дома и молиться о мире и согласии в нашей стране, поступит очень хорошо. Но также хорошо поступит и тот, кто сочтет нужным откликнуться на призыв прийти под Верховную Раду 21 августа.

Кроме того, нельзя забывать, что верующие УПЦ – это полноценные граждане Украины, которые участвовали в избрании народных депутатов Украины и вправе заявить им о своем несогласии с действиями властей в религиозной сфере. Мы не просили ни Томос, ни ПЦУ, ни приезда патриарха Варфоломея в Украину. Это наша гражданская позиция, и мы вправе ее высказать. Верующие УПЦ – это не люди второго сорта, они также имеют свои права, как и все остальные граждане Украины. И мы не согласны с тем, что наши права нарушаются.

Оксана Костюшенко