Новости

Трансплантация: суть — «мелким шрифтом»

Одной из стратегических целей команды «Слуги народа» стал полноценный запуск системы трансплантологии в Украине. Несмотря на то, что данная задача не входила в число наиболее «медийных» тем (таких как открытие рынка земли или легализация игорного бизнеса), она нынешней властью выполнялась достаточно последовательно.

На пресс-конференции «Первый год монобольшинства. Итоги» в конце июля лидер партии Александр Корниенко среди прочих достижений партии за год отметил: «Мы много сделали вещей, которые могут ощутить на себе люди. Открыли доступ к пляжам, например. Много об этом почему-то не говорят, но это полезная для людей вещь. Разблокировали процесс по трансплантологии. И это уже работает».

Стоит отметить, что определенные шаги были сделаны еще при прошлой власти; «зеленая» команда лишь обеспечивает их последовательное выполнение. В частности, еще с января 2019 г. вступил в силу закон «О применении трансплантации анатомических материалов человека». 18 декабря 2018 г. Кабинет Министров Украины разрешил осуществить полную предоплату услуг по созданию Единой государственной информационной системы трансплантации органов и других анатомических материалов. Важным изменением с внедрением полноценного функционирования ЕГИСТ станет то, что теперь разрешения родственников умершего на трансплантацию не будет требоваться. Каждый украинец сможет зарегистрировать свое согласие при жизни. При этом в не раз озвучивавшихся планах Минздрава — максимально упростить технологию предоставления такого согласия.

Нынешний парламент в декабре 2019 г. отсрочил полноценный запуск ЕГИСТ еще на один год — до начала 2021 г. Зато тогда же Рада приняла куда как более важные (и системные) изменения в ряд законов касательно трансплантации.

Так, для лечебных учреждений, в которых будет производиться забор органов, отменяется необходимость специальной лицензии. Увеличиваются возможности для оперативной констатации смерти мозга и как следствие — принятия решения о трансплантации. А главное — заметно ограничивается количество случаев наступления уголовной ответственности за нарушения, связанные с трансплантацией. Если ранее предусматривалось наказание вплоть до трех лет лишения свободы за любые нарушения при трансплантации, то теперь — только за умышленные действия, причинившие вред пациенту.

18 декабря 2019 г. Кабмин постановлением №1083 утвердил стоимость трансплантации органов.

6 июля текущего года глава Минздрава Максим Степанов заявил о том, что министерство создало отдельное подразделение, которое будет заниматься вопросами трансплантации. Он выразил мнение, что развитие трансплантации может стать частью медицинской реформы.

3 августа Минздрав определил список из 24 лечебных учреждений, которые могут делать трансплантации.

9 августа Максим Степанов презентовал стратегию развития системы трансплантации до 2023 г. «Уже в 2021 году мы ожидаем увеличения количества трансплантаций почек в 3 раза, печени — в 4 раза, сердца — в 8 раз», — поделился планами министр.

В общем налицо вполне последовательное и системное движение в направлении максимального упрощения условий для трансплантации костного мозга и внутренних органов.

Но главное событие последних дней в этом направлении (хотя и почти не замеченное за более громкими информационными поводами) произошло 5 августа. Без обсуждения и единогласно Кабмин принял постановление «Об утверждении Порядка перевозки анатомических материалов человека в пределах Украины, ввозе таких материалов на таможенную территорию Украины и вывозе их за пределы таможенной территории Украины».

Основной заявленной целью является повышение доступности трансплантации для украинцев. Преимущественно упор в сопроводительных текстах документа делается на то, что сейчас украинцы не имеют доступа к трансплантации и вынуждены ездить за границу для подобных операций — притом что за рубежом они гораздо дороже. Т. о. единственными пострадавшими от данного постановления сопроводительные документы называют фирмы, организовывающие «медицинский туризм» за границу. Что до рисков, то сопроводительная записка указывает, что негативные коррупционные, хозяйственные и гендерные последствия, дискриминационные нормы и дополнительные издержки — отсутствуют.

Если проследить и сам текст закона с пояснительными документами, то обращает на себя внимание, что везде акцент делается на новых возможностях для граждан Украины. Вопрос «экспорта» органов украинцев на трансплантацию или вообще обходится, или подается в максимально смягченном виде.

В совершенно схожем духе выдержано заявление президента Владимира Зеленского от 6 июля: «Надо очень мощно взяться за развитие трансплантации в нашей стране. Во-первых, в Украине такие операции в пять-шесть раз дешевле, чем за рубежом, а потому доступны для украинцев. Это повышает шанс сохранить жизнь. Во-вторых, такая качественная услуга по более низкой цене может привлечь иностранцев».

Однако наиболее беспокоящий общество вопрос, связанный с трансплантацией, — это именно опасения за возможность «излишнего спроса» на недорогие (по западным меркам) органы на пересадку из Украины. А это может угрожать как достаточно спорными с точки зрения медицинской этики ситуациями, так и вовсе расцветом рынка «черной трансплантологии». Да, можно отмахиваться от того, что это, мол, лишь «панические настроения», однако тем более следовало успокоить людей и внести ясность в этот вопрос.

Пока же поведение власти как раз создает благоприятную почву для обеспокоенности граждан на этот счет. Демонстративная агитация за реформы, которые, по мнению правительства, являются безусловным благом для украинцев, обходит различные аспекты «экспорта» органов. При этом сам факт того, что органы будет возможно вывозить за рубеж, не отрицается, но при этом остается как бы на втором плане. Без официальных пояснений и комментариев.

Однако именно такое «скрытие на видном месте» вызывает наибольшее беспокойство. И первая политсила, которые решится озвучить «панические предрассудки» относительно негативных последствий реформы системы трансплантологии, может найти достаточно приверженцев.

Кирилл РЫЖАНОВ