Новости

Транзитом через Россию норовят прошмыгнуть нелегалы

За прошлый год границу России пытались незаконно пересечь 6 тыс. нелегальных мигрантов, которые нередко используют ее как транзитную территорию на пути в страны Западной Европы. Впрочем, на фоне того количества нелегальных мигрантов, которые уже находятся внутри РФ, эта цифра не кажется слишком большой.

Данные по количеству нелегальных мигрантов, ежегодно пытающихся пересечь границу России транзитом на пути в страны Евросоюза, в недавнем интервью ТАСС привел первый заместитель директора ФСБ – руководитель Пограничной службы ФСБ России генерал армии Владимир Кулишов. По его словам, наибольшее количество таких попыток фиксируется на западном, северо-западном и юго-восточном участках государственной границы РФ, а предпринимаются они главным образом выходцами из стран Юго-Восточной и Центральной Азии, Ближнего Востока, Украины и Молдавии. Для нелегального пересечения границы используются различные приемы, включая перевозку мигрантов в грузовиках, задействованных в международных перевозках. Зафиксированы и многочисленные попытки въезда в РФ по поддельным документам.

Цифра в 6 тыс. иностранцев, пытавшихся нелегально пересечь границу, включает как граждан стран СНГ, с большинством которых Россия сохраняет безвизовый режим, так и жителей дальнего зарубежья, которым виза для въезда в РФ необходима. Последних среди нарушителей миграционного режима чуть менее половины. В прошлогоднем интервью «Российской газете» генерал В. Кулишов сообщил, что за 2018 г. российскими пограничниками были задержаны свыше 2,5 тысячи мигрантов, главным образом из Марокко, Нигерии, Бангладеш, Пакистана, Шри-Ланки, Вьетнама и Алжира. Большинство из них въехало в Россию по персонифицированным картам зрителя чемпионата мира по футболу, попытавшись использовать возможность безвизового въезда в РФ для того, чтобы транзитом через ее территорию нелегально мигрировать в западноевропейские страны.

На фоне огромных миграционных потоков между Россией и Средней Азией, исчисляющихся миллионами человек, количество нелегальных транзитных мигрантов из стран афро-азиатского мира выглядит незначительным. Но в условиях и без того сложной миграционной ситуации, складывающейся в последнее время в России, наличие этой категории иностранцев, вообще не знающих русского языка и не знакомых с русской культурой, создает пограничникам и другим силовым структурам дополнительные сложности. В случае задержания они должны содержаться в специальных миграционных приемниках в ожидании депортации, которая ложится дополнительным бременем на бюджет. Кроме того, мигранты из этих стран могут быть источником заразных болезней, представляющих опасность для местного населения. Существует опасность их втягивания в криминальные и экстремистские структуры.

Транзитная миграция через Россию в Европу стала нарастать с началом гражданской войны в Сирии. В сентябре 2015 г. «Ведомости» сообщили, что за год в Норвегию через территорию России попали 150 человек, причем количество таких транзитных мигрантов растет. Маршрут через северные регионы России для части мигрантов оказался дешевле и безопаснее традиционного пути через Турцию и Грецию, по которому попасть в Европу они не смогли. Расходы на то, чтобы попасть в Норвегию через Россию, составили у них всего 2,5 тыс. долл., тогда как въезд через Турцию в Грецию по поддельному паспорту стоит 12 тыс. долл.

Для поездки в Россию таким мигрантам нужна деловая, туристическая или студенческая виза. Единственная сложность заключается в том, чтобы от Мурманска достичь границы Норвегии, но некоторые сирийские беженцы решили ее, купив велосипед и самостоятельно добравшись на нем до пограничного пункта Сторскуг. Впрочем, такое путешествие не для всех заканчивается удачно. Некоторым мигрантам въезд в Норвегию был запрещен, после чего они были задержаны Федеральной миграционной службой России.

В январе 2016 г. Deutsche Welle со ссылкой на сотрудника норвежской организации помощи беженцам Йон-Оле Мартинсена сообщила, что через Россию в Норвегию прибыли уже 5 тыс. беженцев. Многие из них, по его словам, являлись выходцами из Сирии, Афганистана и предпочли «арктический» маршрут балканскому из-за чрезмерной опасности последнего. Часть прибывших в Норвегию мигрантов имели российское гражданство или вид на жительство, другие – просто транзитную визу, не располагая никакими документами, позволяющими жить в России. После проверки тех мигрантов, которые имели российские документы, могла ждать депортация в РФ, а те, у кого их не было, получали гораздо больше шансов остаться в Норвегии. Появление такого потока мигрантов, следующих в Норвегию через Россию, выглядит  неслучайным. По словам Йон-Оле Мартинсена, ссылавшегося на свидетельства беженцев, «торговцы людьми» предлагали им «полный набор услуг – транзитную визу и доставку на границу с Норвегией», что свидетельствует об использовании схем нелегальной транзитной миграции с Ближнего Востока.

Азиатских мигрантов привлекает отнюдь не только Норвегия. В феврале 2016 г. премьер-министр Финляндии Юха Сипиля также выразила озабоченность растущим притоком беженцев через Россию, которые попадают в страну через расположенную на севере страны Лапландию. С начала и до середины февраля 2016 г. за предоставлением убежища в Финляндии обратились 808 человек, в числе которых представители 30 этносов: афганцы, индийцы, сирийцы, бангладешцы и другие. При этом за весь предыдущий 2015 г. через пропускные пункты на границе с Россией в Финляндию прибыли 700 человек.

По информации ТАСС, ежедневно из РФ прибывали несколько десятков беженцев, у которых чаще всего отсутствовали необходимые документы. Всего за 2015 г. в Финляндию прибыли 32,5 тыс. беженцев, в основном из Ирака, большинство которых попали в страну через границу со Швецией на севере. Тот факт, что из России транзитные мигранты также попадали в Финляндию через северные регионы, говорит об использовании схем нелегальной миграции, аналогичных задействованным для доставки нелегалов по «арктическому» маршруту в Норвегию.

В условиях охватившего ЕС острого миграционного кризиса страны Восточной Европы начали высказывать опасения, что Россия может стать для азиатских мигрантов одним из основных каналов попадания в Европу, поскольку этот маршрут для них является самым дешевым и безопасным. Так, 23 февраля 2016 г. премьер-министр Чехии Богуслав Соботка заявил, что в связи с принимаемыми ЕС мерами по перекрытию балканского коридора миграционная волна может повернуть на север – в сторону России и Украины и достичь Западной Европы через Прибалтику. Российские дипломаты возможность такого варианта развития событий отвергли, и в масштабах европейского миграционного кризиса 2015 г. он действительно не состоялся. Тем не менее в 2018 г. большинство транзитных мигрантов в РФ, по словам В. Кулишова, задерживали на границе с Финляндией, Украиной, имеющей льготный миграционный режим со странами ЕС, и Прибалтикой, которая входят в Шенгенскую зону и может стать очередным транзитным пунктом на пути беженцев в Западную Европу.

Вместе с тем проблема транзитной миграции в Европу из стран Южной Азии и Ближнего Востока является для России отнюдь не самой острой. По количеству нарушений миграционного режима граждане стран СНГ на порядок опережают жителей государств дальнего зарубежья. Только за 2019 г. Погранслужбой ФСБ было выявлено около 60 тыс. пытавшихся попасть в Россию иностранцев, въезд которым в РФ запрещен. Эта мера используется в отношении нарушителей миграционного режима из тех стран СНГ, граждане которых могут посещать Россию без виз. Большинство из них являются жителями Средней Азии. Тем не менее такие мигранты все равно пытаются попасть в РФ, используя поддельные и недействительные документы, в том числе оформленные на измененные установочные данные (биографические и иные сведения, позволяющие установить личность человека). Поскольку внутри России, по оценкам МВД, находятся 2-3 млн нелегальных мигрантов, далеко не всех реальных и потенциальных нарушителей, по-видимому, удается выявить на границе.

Оптимальным выходом из этой ситуации было бы введение биометрических средств идентификации личности и электронных виз, которые позволят на порядок повысить эффективность контроля за внешней миграцией и предотвратить попадание в страну тех категорий мигрантов, пребывание которых является нежелательным.

Александр Шустов

Тэги: