Новости

Три линии антитеррористической защиты

Генерал Шломо Бром — о том, что только профессионализм спецслужб и борьба за умы и сердца людей остановит экстремистов

Теракт смертника в Манчестере напомнил нам, что глобальная война с терроризмом еще не закончена. Израиль как государство появился в ходе конфликта и с самого начала своего существования сталкивался с террористической угрозой. Его опыт может оказаться полезен и для других стран.

В начале XXI века, после провала переговоров с палестинцами, Израиль столкнулся с самой серьезной волной террора за всю свою историю. Теракты с участием смертников происходили в автобусах, ресторанах, на рынках и стали повседневной реальностью. Казалось, что это не закончится никогда. За несколько лет за счет напряжения всех сил с организованным терроризмом практически удалось справиться, однако осталась проблема «волков-одиночек». Сейчас начали появляться эффективные методы борьбы и с этой угрозой.

Борьба с терроризмом включает много компонентов и предполагает постоянное обучение. Общества и службы безопасности, которые не способны учиться на своем опыте и адаптироваться, не могут эффективно вести эту борьбу, поскольку террористические группировки проявляют большую гибкость, легко приспосабливаются к новым условиям и берут на вооружение новые методы или инструменты.

Хотя конечной целью является полное уничтожение терроризма, надо понимать, что борьба будет очень долгой и, скорее всего, в итоге какой-то уровень насилия все равно останется, поэтому текущей задачей является минимизация последствий террористической активности — снижение человеческих потерь, материального ущерба и негативных последствий для жизни людей.

Первое, что нужно сделать для достижения этих целей, — пресекать все попытки создания террористической инфраструктуры. Она состоит из организаций, террористических ячеек, их физической инфраструктуры (тайников с оружием, лабораторий по производству взрывчатки, тренировочных лагерей) и финансовой инфраструктуры (источников финансовой поддержки, каналов отмывания денег и т.д.). Нужно стремиться к тому, чтобы ликвидировать истоки терроризма или, как еще говорят, «бороться за умы и сердца», однако в ситуации затяжного конфликта сделать это очень трудно.

Следовательно, нужно ставить более скромные цели и в первую очередь стараться не усугублять враждебность в том обществе, из которого выходят террористы. Это достигается за счет точечного уничтожения террористов без коллективного наказания и с минимальным побочным ущербом. Можно подвергать преследованиям близких родственников террористов, поскольку они обычно поддерживают их, но не более того.

Атаки «волков-одиночек», которые начались на Западном берегу в конце 2015 года, могли перерасти в массовое восстание и спровоцировать волну терроризма, однако  осмотрительная политика израильских силовиков предотвратила такое развитие событий, хотя раньше бывали случаи, когда жесткая реакция, нацеленная на все палестинское население, только подливала масла в огонь.

Есть два ключевых условия для эффективной борьбы с террористической инфраструктурой. Первое –— точные разведданные об этой инфраструктуре. Для этого нужна активная работа с теми социальными группами, откуда выходят террористы. Следует использовать все методы сбора информации: агентурную разведку, радиоперехват, кибершпионаж, оптический мониторинг с воздуха, обмен данными с дружественными спецслужбами. Большое значение имеет анализ и интеграция всех этих данных. Израиль — маленькая страна, и благодаря этому аппарат разведывательных служб и служб безопасности не такой массивный, а обмен информацией происходит быстро. Вторым ключевым условием успешной борьбы с инфраструктурой террористов является свобода действий в тех районах, где они находятся. Это позволяет силам, действующим по данным разведки, принимать решительные меры против террористической инфраструктуры, а именно арестовывать подозреваемых, уничтожать их в случае сопротивления и разрушать их объекты. Это относительно легко, когда дело касается районов, которые находятся под контролем государства.

Всё становится гораздо сложнее, когда часть террористической инфраструктуры расположена за пределами подконтрольной государству территории. В этом случае следует развивать сотрудничество с другими странами и заниматься наращиванием возможностей для нанесения точечных ударов по террористам за пределами национальных границ.

Второй (после борьбы с инфраструктурой террористов) составляющей антитеррористической стратегии должно быть осознание того, что некоторые элементы террористической инфраструктуры не получится уничтожить и они попытаются осуществить террористические атаки, а службам безопасности придется пресекать эти попытки. И тут ключевое значение имеют два момента. Первый — это разведка, разведка и еще раз разведка, а второй — это свобода действий, которая позволяет перехватить террориста. Иногда помогают меры, которые замедляют действия террористов, например, блокпосты, которые террористам приходится преодолевать или обходить. Чем больше времени занимает подготовка теракта, тем выше вероятность, что будут получены необходимые разведданные и теракт будет предотвращен.

Третья и последняя линия обороны — непосредственная зашита потенциальных целей от террористических атак. Главной проблемой тут является большое количество потенциальных целей. Защита должна основываться на анализе тактики террористов и их скрытых целей. Обычно это места большого скопления людей или такие, где атаки окажут самое сильное воздействие на общество. В их числе правительственные и муниципальные здания, общественный транспорт, рестораны, увеселительные заведения. У правительств нет ресурсов, чтобы охранять все эти места, поэтому нужны законы и правила, которые обязывают владельцев обеспечивать необходимую защиту (нанимать охрану, устанавливать камеры и детекторы).

Сочетание всех трех методов, основанное на осознании непрерывного характера необходимых усилий, позволило Израилю добиться того, что количество террористических атак заметно снизилось, и они оказывают только незначительное воздействие на общество. Это дает надежду на то, что люди по другую сторону баррикад придут к выводу о целесообразности разрешения конфликтов мирными средствами.

Автор — бригадный генерал в отставке, старший научный сотрудник и директор Программы изучения израильско-палестинских отношений Института исследований национальной безопасности (Тель-Авив), эксперт клуба «Валдай»