Новости

Турецкое чудо и реальность

Лира 23 ноября упала до 13,45 за доллар — это минимум за последние 20 лет. Не следует забывать и о том, что  Эрдоган - мусульманский фанатик - в духе "Братьев-мусульман". А Турция формально для Запада- emerging markets. В парадигме ЦБ – рискованный рынок и пр иэтом - "почти Европа".

Именно на притоке западного капитала и был основан быстрый рост экономики Турции Эрдогана.

До пандемии средние темпы роста ВВП Турции составили 5,6% ежегодно. Основой турецкого экономического чуда стал инвестиционный бум, который основывался на масштабном притоке иностранного капитала и росте внешних заимствований при обесценивании лиры.

Новая экономическая модель Эрдогана не смогла изменить эту ключевую особенность турецкой экономики. Даже не рассматривая последние годы с пандемией и прочими негараздами, внешний долг страны быстро увеличивался, причем в первую очередь за счет корпоративного сектора: с $104 млрд в 2000 году он вырос более чем до $450 млрд в 2017 году. К началу 2018 года объем обязательств турецких компаний в иностранной валюте превысил $320 млрд. Строительный сектор, поддержанный как ростом спроса на жилье со стороны населения, так и различными государственными программами, стал основой экономического бума.

 При этом Турция сохраняет дефицит по текущему счету — $45–55 млрд за год.

Экономические воззрения Эрдогана представляют собой смесь веры в полезность отрицательных реальных процентных ставок, расчета на эффективность грандиозных инфраструктурных проектов за счет бюджета и нежелания признавать внешние финансовые ограничения.В рамках этих представлений снижение курса национальной валюты связано не с качеством проводимой политики, а с попытками «западных неоколониальных сил» навредить Турции.

Крутое пике турецкой лиры началось весной 2021 года, когда Эрдоган отправил в отставку главу Центробанка. Указ о его увольнении появился после повышения регулятором учетной ставки с 17 до 19%. Так в ЦБ пытались замедлить ускорение инфляции, которая разогналась почти до 16%.

По мнению главы государства, высокий процент по займам — "мать и отец всего зла".
Дешевеющая национальная валюта — все более острая проблема для Турции, где еще в январе 2020 года $1 стоил 6 лир.

Согласно исследованию GoldmanSachs, после назначения Агбала и повышения ставки Нацбанка, международные инвесторы вложили около $4 млрд в государственный долг Турции и $700 млн в акции.

В стране со свободными потоками капитала банки не могут выдержать баланс между обменным курсом и процентными ставками. Ценнобумажники давно считают Турцию одним из наиболее уязвимых перед внешними факторами рынком.

Ежегодный дефицит бюджета 20-30 млрд долл.

Эрдоган описывает ситуацию с турецкой экономикой как стабильную и призывает не поддаваться панике. Кроме того, он обратился к международным инвесторам, заявив, что они могут и должны доверять "потенциалу Турции".

10 ноября Эрдоган заявил, что высокие "процентные ставки — это причина инфляции" и власти "избавят народ от этой беды". При этом в августе инфляция в годовом исчислении достигла в Турции 19,25% ожидается 30% по году.

Согласно отчету GoldmanSachs, на который ссылаетсяBloomberg, в 2020 году турецкие банки потратили более $100 млрд из резервов страны на поддержку лиры.

Объем внешнего долга Турции превышает $400 млрд и по большей части номинирован именно в иностранной валюте. Только в этом году страна выплачивает более $180 млрд внешнего долга.

"Формально резервы Центрального банка выросли в этом году благодаря вливаниям МВФ – 6,4 млрд долл. Чистые валютные резервы Турции на 12 ноября составляли $28,61 млрд, но непогашенные своповые операции - $43,44 млрд, что означает, что реальные резервы минус $15 млрд".

По прогнозам МВФ, в 2021 году экономика Турции вырастет на 9% при инфляци в 30%. Это значит, что благосостояние населения и его покупательская способность продолжают снижаться. Многие турецкие банки имеют валютные обязательства, и чем ниже падает лира, тем труднее заемщикам выплачивать свои ссуды в долларах или евро.

Глава одной из компаний Анкары по продаже жилья Хасан Унер заявил, что резкий рост доллара парализовал рынок недвижимости. Потребители ждут еще большего снижения ставки, чтобы взять ипотечный кредит на покупку квартиры. Граждане не желают тратить валюту и хранят ее в ожидании дальнейшего роста доллара. «А продавцы недвижимости, наоборот, поднимают цены, за последний месяц квартиры подорожали в среднем на 10 процентов».

Падение лиры ударило и по рынку автомобилей и запчастей. «Цены на запчасти растут опережающими темпами по сравнению с ростом курса доллара. Мы прогнозируем, что при текущей неуправляемой ситуации стоимость запчастей может вырасти вдвое, тогда мы вообще не знаем, что будем делать, и что будут делать наши клиенты», — заявил владелец автосалона по ремонту машин Ахмет Айтач. При этом он отметил, что в обвале национальной валюты есть и плюсы для сектора автосервиса. По его словам, никто не покупает новые машины, люди вынуждены ремонтировать старые авто.

Раздел "Авторы" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Мнение автора материала может не совпадать с позицией редакции. Редакция не отвечает за достоверность изложенных автором фактов.