Новости

Тыловые крепости никогда не сдаются

Услышал тут прогноз: в России будет закрыта половина всех кинотеатров к середине мая. Причина — отсутствие голливудских фильмов.

Допускаю, что это правда.

Миллионы россиян давно не желают воспринимать ничего, кроме Голливуда, хотя кино снимают на всех континентах и основные кинооткрытия происходят далеко не в Голливуде.

Понижать планку всегда проще, чем её повышать.

До Шукшина и Тарковского надо расти. Голливудскую продукцию можно смотреть и получать удовольствие, вовсе не имея мозга.

Впрочем, миллионы россиян принципиально не смотрят никакой голливудской продукции и всё ждут, когда для них наконец снимут новые «Летят журавли» и новые «Батальоны просят огня».

Но что меня удивило.

Как выяснилось, в 2021 году в России было снято 84 фильма!

Вы их видели?

Мы могли бы, если бы захотели, крутить целыми днями собственное кино.

Быть может, оно плохое?

Но зачем тогда на него дают деньги?

В 2020 году в России сняли 74 фильма, и большинство из них тоже не пошли никуда, кроме фестивалей и частных показов.

В 2019-м — ещё больше: 87 фильмов было снято.

Иные мне скажут: сам их и смотри.

Почему так скажут, понятно: эти фильмы, наверное, не о том, что болит у страны.

В четверг, 7 апреля, в кинотеатрах начинается показ российской спортивной драмы с элементами фантастики «Бодибилдинг» про бывшего...

У неё много о чём болит, но очевидно: тема украинской войны для людей точно не чужая.

Причём для большинства населения она не чужая уже те самые пресловутые восемь лет.

Сегодня — тем более.

Зададимся простым вопросом: а кино об этом есть?

Про крымские события, про майскую Одессу 2014-го, про донецкий аэропорт, про Дебальцево, про Луганск, про харьковское уличное противостояние?

Сколько сюжетов! Сколько трагедий!

За восемь лет в России — вот чудо — сняли почти 600 фильмов.

Сколько из них — про нашу главную боль?

Я отвечу.

Пять полнометражных фильмов.

«Крымский мост», «Военный корреспондент», «Солнцепёк», «Донбасс. Окраина», «Скоро всё кончится».

Не буду оценивать их качество (в каждом случае — спорное), но скажу, что даже их (за исключением распиаренного первого) толком никто не видел. Более того, в трёх случаях из пяти это была частная история, случившаяся вне государства.

То есть 595 фильмов мы сняли о чём-то ужасно важном, что куда важнее, чем все эти ополченцы и пожары в Доме профсоюзов, а по самой жуткой теме еле выцедили пять, и то, в сущности, вопреки ключевым трендам кинопроцесса.

Тем временем украинская сторона при самом активном содействии европейских кинокомпаний и при собственных колоссальных бюджетных вливаниях за восемь лет сняла не пять, а около двух десятков фильмов про своих лютых киборгов и про свои перемоги!

Там на поток это поставлено!

Притом что там зрителей меньше в три раза, а денег — в сто раз.

Украина это сделала по двум причинам.

Это её осмысленная государственная политика. И даже провал большинства этих фильмов в прокате (они все дрянные) государство не остановил. Снимают, да ещё и за рубеж тащат. Осуществляют пропагандистскую работу внутри государства и за его пределами. (Представить, что фильм про наших ополченцев рискнул бы показать до 2022 года хоть один «русский дом» за границей, невозможно! На порог не пустили бы.)

Помимо политического аспекта, есть на Украине ещё и культурный — это личный выбор украинских драматургов, сценаристов, режиссёров, продюсеров, актёров. Они хотят про это снимать. Это зов их сердец.

В России, напротив, существует уверенный, хоть и не проговариваемый вслух заговор всех существующих институций — с подобной тематикой не связываться ни при каких обстоятельствах.

Ни один именитый режиссёр молодого поколения за подобную тему не возьмётся. Ни одна звезда первой величины сниматься в таком кино не станет.

Продюсеры обойдут это стороной: проблем больше, чем удовольствия от работы.

Минувшие полтора месяца мне было не до этого, но тут, наткнувшись на очередную украинскую боевую киноподелку, я вдруг вспомнил о нашем кинофронте. И поинтересовался у знающих людей: а что, может, там, где-нибудь в сияющих кабинетах, наконец приняли решение качнуть самую страшную и больную тему?

Перевести её на киноязык?

Нет, сказали мне.

Такого решения не было.

Собственно говоря, эта тематика даже не обсуждалась.

Как стоял на этой теме негласный бан, так и дальше стоит.

Раньше, все минувшие восемь лет, я думал, что они там, наверху, просто не помнят про нас — донбасских бузотёров с давно наскучившей всем приличным людям в России донецкой проблематикой.

Теперь я так не думаю.

Они помнят и не пускают всё это совершенно осмысленно.

Роднянский уехал, но система осталась.

В сущности, системе нужен «Левиафан» и нужен Голливуд. Голливуд и «Левиафан».

Так или иначе, наша система — заказчик всего этого.

Иначе откуда это всё взялось в таком тошнотворном количестве?

Здесь вырастили всё это сами. Оно колосится и даёт плоды.

Теперь нам сообщают: без Голливуда мы умрём.

Нет, мы умрём с Голливудом, в его огромном желудке.

Голливуд ровно на это и заточен — сожрать мозг основной массы, а тех, кто не дался, сожрать целиком.

Они жрут нас.

Захар Прилепин