Новости

У 40% жителей Украины нет денег, чтобы жить в условиях карантина

А медицинская реформа имени Ульяны Супрун продолжается…

Несмотря на эпидемию коронавируса, на Украине 1 апреля стартовал второй этап медицинской реформы имени американки Ульяны Супрун. Суть реформы – «деньги ходят за пациентом». Если раньше все медицинские учреждения финансировались государством, исходя из наличия коек, то теперь государство будет платить только за вылеченных пациентов, выполненные операции, проведенную диагностику и т. п.  

Все финансы сконцентрированы во вновь созданной Национальной службе здоровья Украины (НСЗУ). Медицинские учреждения обязаны преобразоваться в коммунальные некоммерческие предприятия и подписать контракты с НСЗУ, без этого  они лишаются госфинансирования и могут рассчитывать лишь на деньги местных бюджетов.

С 1 апреля пациент может претендовать на бесплатную помощь по 26 медицинским услугам (пакетам): экстренная помощь, родовспоможение, амбулаторное лечение, инфаркты, инсульты, хирургическое вмешательство, лечение и диагностика онкологических заболеваний.

В начале апреля НСЗУ отчиталась, что из имеющихся в стране 1800 медучреждений контракт подписали 1524. Сами «подписанты»  признаются, что не понимают, на какие деньги они могут рассчитывать. Эксперты считают, что новая система финансирования  приведёт к массовому закрытию больниц, особенно сельских и районных.

В этих условиях НСЗУ советует медикам сокращать персонал. В большинстве больниц в наличии медпрепараты только для экстренных случаев и пациентам придётся покупать их за свои деньги. Данная ситуация создана сознательно – в расценках на медуслуги от НСЗУ ценники занижены на 40-80%, а некоторые – в разы. На 2020 год НСЗУ выделено чуть больше 72 млрд. грн., хотя требуется как минимум 200 млрд.

Реформаторы оставили «за бортом» некоторые специализированные клиники. Например, киевский Центр микрохирургии глаза не смог заключить контракт с НСЗУ, поскольку не получил тарифы на свои высокоспециализированные услуги. Главврач центра Любовь Денисюк говорит: «Во время кризиса, когда не хватает медицинских сотрудников и весь мир молится на врачей, у нас всё уничтожается». В условиях эпидемии «оптимизированная» (по Ульяне Супрун) медицина справиться с распространением инфекции не сможет.

Украинский инфекционист Андрей Волянский написал в Facebook, что «НСЗУ раздаст 72 млрд. грн. в 2020 году медицинским учреждениям по итогам их деятельности. Заранее известно, что этих денег недостаточно даже для того, чтобы выживать, как раньше… Реформаторы поставили на кон медицину Украины. И есть на что списать провал. Пандемия как-никак»

«Реформаторы» спешат. 30 марта новоназначенный министр здравоохранения Максим Степанов, который при Порошенко занимал пост губернатора Одесской области, заявил, что медицинская реформа – в числе приоритетов и отказываться от неё не следует. Это притом, что именно медики просили отложить запуск второго этапа реформы хотя бы до конца эпидемии. Призывал приостановить реформу и бывший министр здравоохранения Илья Емец, за что был отправлен в отставку.

Тем временем ситуация с COVID-19 на Украине ухудшается с каждым днём. По состоянию на 9 апреля на Украине было зарегистрировано 1892 случая заболевания, умерли 57 человек, 45 выздоровели.

Вызывает сомнения охват населения тестированием. По состоянию на 5 апреля в стране было проведено 13 217 лабораторных тестов на COVID-19. Если считать, что население Украины составляет 38 млн. человек, получается 347 тестов на один миллион населения. Для сравнения: в Германии этот показатель составлял на 5 апреля 10 962, в Италии – 10 870, в Испании – 7 593, в США – 5 006.

Главный санитарный врач Украины Виктор Ляшко заявил, что, если не предпринять более жёстких ограничительных карантинных мер, пик заболеваемости можно ожидать 14-15 апреля; к этому моменту система здравоохранения будет парализована.

Карантин по мере его ужесточения вызывает всё больше возражений.

6 апреля вступило в силу постановление правительства, согласно которому гражданам запрещается передвигаться более чем по два человека; ношение маски или респиратора в общественных местах объявлено обязательным. Под запретом прогулки в парках, скверах, лесопарковых и прибрежных зонах, посещения спортивных и детских площадок. Детям до 14 лет запрещается выходить на улицу без сопровождения родителей или опекунов. Пожилые люди от 60 лет и старше обязаны сидеть дома; если о них некому позаботиться, они могут два раза в неделю посещать магазины и другие места торговли на расстоянии не более 2 км от места самоизоляции. Все граждане обязаны иметь при себе паспорта. За нарушение карантина полиция штрафует людей на 17–34 тыс. грн.

В социальных сетях пишут: власти сначала запустили в страну сотни тысяч заробитчан и десятки тысяч туристов, ограничившись в лучшем случае измерением температуры, после чего посадили всю страну на жёсткую самоизоляцию и объявили, что бесплатно лечить будут только тяжёлых больных. Общее возмущение вызвала сумма штрафа в 17–34  тыс. грн., притом что пенсия 90% пенсионеров не превышает 2 тыс. грн.

Мэр Киева Виталий Кличко 9 апреля расписался в беспомощности властей, сказав, что в медучреждениях столицы есть только 390 аппаратов искусственной вентиляции лёгких, а рассчитывать на собственное производство нечего. Единственный в стране завод «Буревестник», ранее выпускающий аппараты ИВЛ, уничтожен: «На заводе нет электроэнергии, газа, воды, разрушены почти все цеха, на которых производили продукцию».

Возмутило народ решение правительства разрешить в условиях карантина работу ломбардов и кредитных союзов. Руководитель аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарёв говорит, что «у половины украинцев жировой запас не более чем на месяц, лишившись работы, они понесут последнее». По его словам, «в числе приоритетов кабмина простые украинцы находятся где-то в конце пищевой цепочки».

Это подтверждают и социологи. По данным аналитической компании Research&Branding Group, у 40% жителей Украины нет денег, чтобы жить во время карантина. К концу мая народ окажется без средств к существованию, и «вокруг более-менее крупных супермаркетов» начнутся события «в стиле майдана 2014 года».

В «пищевой цепочке» нет также места украинскому малому и среднему бизнесу. Исследование Сообщества украинских предпринимателей и Ukrainian Marketing Group показывает, что в связи с карантином временно приостановили деятельность 29% компаний, а 6% компаний закрылись полностью. Небольшие фирмы потеряли до 90% дохода и уволили половину сотрудников, средние – до 50% и расстались с четвертью работников. Только каждый четвёртый бизнес сможет выдержать 2–3 месяца работы в условиях карантина.

ВЛАДИМИР ПОЙМАНОВ