Новости

У нас строится глубоко порочная национальная идея, – Евгения Бильченко

Скандал, в который угодила поэт, профессор, преподаватель философии и культурологии Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова Евгения Бильченко, стоил ей очень многих нервов. Все из-за сообщения в социальной сети Facebook, в котором она сравнила языковое законодательство с "опухшим лимфоузлом в теле онкобольного" и уточнила: Украина является "американской колонией".

Об этом Бильченко сообщила в интервью изданию "Вести".

Сейчас праворадикалы угрожают ей расправой, оказывают давление на ректора с целью добиться ее увольнения из университета. Сам ректор утверждает, что дело профессора Бильченко находится на рассмотрении "общественных организаций". Бильченко уточнила: ей известно, что они связаны с националистическими "С14" и "Просвітою". Ее принципиальная позиция: все высказывания сделаны в ее личном пространстве и не "пересекаются" с высшим учебным заведением.

Вести: А в каком именно месте (сообщение) попало в болевую точку - там, где Вы говорите о внешнем управлении? Или языковая ситуация?

Бильченко: Я проанализировала хейтерские высказывания (насколько это можно сделать с матами и бранью), и в этом контенте, исходя из тех знаний по медиатехнологиям, что у меня есть, я поняла, что зацепка была за несколько слов. Первое: "Украина - американская колония" - и это точно, я высчитывала ключевые слова. И второе - "лимфоузел" в части утверждения о том, что закон сам по себе не является самодостаточным, а это внешний признак и маркер более глубоких болезней в украинском обществе, подобно тому, как опухший лимфоузел онкобольного - маркер того, что гниют клетки всего организма. Поэтому они пытаются представить дело не только и не столько как языковое, сколько политическое.

Вести: Отсюда и обвинения в антиукраинскости?

Бильченко: Именно.

Вести: При этом - это важно - проблемы с Украиной и "украинскостью" же у Вас нет?

Бильченко: Нет, как и с языком. Я органически двуязычна. Українська мова - друга рідна, нею спілкуюся на лекціях, і мені краще говорити нею, якщо йдеться про наукову фахову мову, а как поэту мне, естественно, ближе русская, родная, речь. И у меня нет конфликта между русской идентичностью и украинской. Мне хорошо - и я думаю, что всем должно быть так же хорошо.

Вести: Да только Украина, согласно нынешней доктрине, скорее, все-таки "анти-Россия".

Бильченко: И я бы хотела об этом поговорить. Я пришла к выводу, что у нас строится глубоко порочная национальная идея. Самый худший способ строить национальную идею - об этом Умберто Эко писал - это строить ее на ресентименте, т.е. на ненависти к другому народу. К сожалению, так получилось, что у нас национальная идея отождествляется с националистической. Хотя национализм - это не только не синоним "национальным интересам", а зачастую это их враг. Но у нас очень часто национальная идея сводится к националистической, а она - еще хуже - к этнонационалистической. Т.е. национализму по крови и языку. И любые протесты против национализма, отсюда, - не только не "антиукраинские", но и, скорее, проукраинские, ведь национализм вносит в общество гражданский раскол. Но воспринимается эта идея националистами, которые пытаются говорить от имени всей Украины, как антиукраинская. А никто не давал права одной группе людей говорить от имени всея Украины! Поэтому проблема внутренняя, и она касается того гражданского противостояния, что здесь имеет место. И, как мне кажется, усиливается законом о языке.

Как сообщали Українські Новини, ректор Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова Виктор Андрущенко, несмотря на оказываемое на него давление праворадикальными активистами, отказался увольнять профессора Бильченко за критику закона "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного".

Татьяна Зотова