Новости

У НАТО кончается оружие?

В Североатлантическом союзе заговорили о нехватке вооружения для Украины

 

Американское издание Defence News в статье под заголовком «Нехватка оружия ставит союзников Украины перед непростым выбором» рассказывает о Форуме по международной безопасности, который прошел в Галифаксе (Шотландия) в минувшие выходные.

 

«Члены НАТО, — пишет ее специальный корреспондент в Пентагоне Джо Гулд, — отправившие оружие и технику на миллиарды долларов, обсуждают, какой уровень запасов им необходим для выполнения своих обязательств по договору о взаимной обороне. Решения, стоящие перед ними сейчас, могут иметь последствия для их собственной безопасности и для Украины в ее борьбе за отражение девятимесячного вторжения России».

И, судя по тому, что говорили на этом форуме министры стран НАТО, проблемы с поставками оружия на «незалежную» возникли у всех, а увеличить производство вооружений и нарастить их оказалось не так-то просто.

«Когда вы продолжаете отдавать боеприпасы Украине, вам приходится оценивать риск, на который вы идете, вам придется учитывать и возникающие угрозы», — признал существующие проблемы, выступая на форуме, председатель военного комитета НАТО адмирал Роб Бауэр. По его словам, нагрузка на арсеналы наблюдается «повсеместно», особенно в отношении боеприпасов. За годы до того, как некоторые страны стали их отправлять на Украину, они поддерживали свои собственные запасы на уровне половины мощности или меньше, потому что не видели большого риска или не могли позволить себе большее.

 

При этом Бауэр раскритиковал фирмы по производству вооружений стран НАТО, заявив, что после того, как члены альянса увеличили военные бюджеты в ответ на вторжение России на Украину в 2014 году, промышленность не расширила свои производственные линии, чтобы соответствовать им, а фирмы при этом попытались нажиться, «взимая дополнительную плату».

 

«В результате роста спроса и отставания производственных мощностей от спроса — цены выросли. Мы начали платить больше за одно и то же, что не стало причиной увеличения этих оборонных бюджетов», — сетовал Бауэр. В этой связи он заявил, что «помимо увеличения заказов, западные союзники должны найти способы финансировать оборонную промышленность, укрепить цепочки поставок, а также привлечь военных поставщиков к обсуждению важности их роли в защите основанного на правилах международного порядка».

Своими проблемами поделился начальник штаба обороны Канады генерал Уэйн Эйр. Он признался, что уравновешивание потребностей Украины и потребностей вооруженных сил Канады «это то, что не дает мне спать по ночам». Эйр сообщил, что после того, как Оттава передала Украине в начале этого года гаубицы M777 и более 25 000 артиллерийских снарядов, он посетил недавно компанию General Dynamics Ordnance and Tactical Systems, чтобы посмотреть, как можно увеличить производство 155-мм боеприпасов. 

 

«Это непросто, когда имеешь дело с производственными линиями, которые нуждаются в значительном переоснащении, чтобы получить различное оборудование, в котором мы нуждаемся», — сказал Эйр. «Это непросто, когда у вас очень сложные цепочки поставок, особенно для необходимых компонентов боеприпасов».

 

 «В моих вооруженных силах мы в течение 30 лет работали в условиях сокращений и сокращений, и у нас было много времени, но не было денег», — заявил в свою очередь верховный главнокомандующий шведскими вооруженными силами генерал Микаэль Байден, признаваясь, что и у Стокгольма есть в деле оперативного наращивания производства вооружений проблемы. «Сейчас амбиции есть, но бюджет "скачет". Амбиции и требования высоки, а время ограничено», — сказал он.

Генерал Онно Эйхельсхайм, глава Минобороны Нидерландов, тоже признался, что возможности его страны ограничены. Голландские запасы были «не такими высокими», когда Нидерланды решили отправить Украине боеприпасы для 155-мм гаубиц и ракеты ПВО. «У нас не было всех материальных средств для поддержки того, что нам нужно для НАТО», — сказал Эйхельсхайм.

 

О том, что быстро и резко нарастить производство вооружений нелегко, говорили выступавшие на Форуме представители западного ВПК. Так Эрик Фаннинг, исполнительный директор Ассоциации аэрокосмической промышленности, сказал, что, хотя европейская и американская оборонно-промышленные базы могут различаться, компании обычно несут риски в ответ на «четкие сигналы» от своих военных заказчиков. Фэннинг считает, что способность промышленности увеличить производство боеприпасов зависит от того, получат ли компании контракты, которые, по его словам, Пентагон не спешит давать.

«Это не карандаши, — сказал Фаннинг. — Даже устаревшие боеприпасы, такие как "Джавелины" и "Стингеры", сложны и имеют очень сложные цепочки поставок. Все это требует времени, чтобы выстроиться в очередь и снова начать двигаться, и это очень дорого».

 

В Вашингтоне тоже признают наличие проблем с производством вооружений в странах НАТО. Одна из этих проблем, по словам президента США Джо Байдена, заключается в том, что почти каждая западная страна надеется, что оборонная промышленность сможет одновременно удовлетворить еще и свои оборонные потребности.

 

«Мы находимся в тесном диалоге с оборонной промышленностью, где потребностей больше, чем возможностей, чтобы активизироваться». Тем временем министр обороны США Ллойд Остин призвал союзников на встрече НАТО в Брюсселе в прошлом месяце «копать глубже и предоставлять дополнительные возможности».

В этой связи Defence News, комментируя уклончивую реакцию партнеров Вашингтона по НАТО и их явную неспособность значительно нарастить производство вооружений, констатировало, что в такой ситуации вся надежда на военно-промышленный комплекс США.

«Ожидается, что Конгресс расширит производство оружия в США до уровня, невиданного со времен холодной войны», — предполагает издание. 
Вашингтон и в самом деле спешит резко нарастить производство вооружений. Как сообщает Responsible Statecraft, оборонные подрядчики Пентагона сейчас стараются протолкнуть через Конгресс США важные поправки к Закону об ассигнованиях на национальную оборону. Они позволят нарастить производство оружия в намного больших масштабах, чем это требуется для заявленной помощи Украине, и притом не входящего в перечень пригодного для «любых сценариев военного конфликта с Китаем».

«Из суровой реальности современного конфликта на Украине, — указывает издание, — одно было ясно с самого его начала: оборонная промышленность США получает от этого гигантские прибыли. Но ее аппетиты со временем растут еще больше».

Сейчас, по словам аналитика Билла Хартунга из Института Куинси, законодатели и оборонные подрядчики пользуются «помощью Украине», чтобы заодно протолкнуть намного более широкий список оплачиваемых из госбюджета закупок систем вооружений. 

 

Поправки к Закону об ассигнованиях на национальную оборону этого года даст Министерству обороны полномочия военного времени, которые позволят ему закупать огромное количество ракетно-артиллерийских боеприпасов и других систем вооружений с использованием многолетних контрактов.

 

Предлагаемый закон разрешает, например, заключать контракты на закупку 20 000 усовершенствованных ракет класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120, которые «Украина не применяла широко — если вообще их запускала». Пакет предложений законодателей США в рамках новой поправки, помимо этого, включает закупку еще нескольких систем вооружений. В частности, компания Lockheed Martin объявила, что планирует увеличить производство установок и ракет HIMARS более чем на 50%.

 

Однако все это — одни лишь слова, а пока опустевшие арсеналы НАТО в результате безудержного накачивания оружием Киева пополнить нечем. «Уже на девятом месяце военного конфликта "арсеналы демократии" западных стран оказались на грани краха, — пишет турецкая газета Sabah.

 

«В этом контексте Россия, располагающая оборонным бюджетом в 70 миллиардов долларов и в одиночку воюющая против блока США, стран ЕС и Великобритании, которые тратят на свою оборону 800 миллиардов долларов, 200 миллиардов евро и 70 миллиардов долларов соответственно, демонстрирует могущество во всех отношениях», — констатирует издание.

Между тем Запад уже сейчас не в состоянии обеспечить требуемым оружием и боеприпасами 250 тысяч украинских военнослужащих и 400 тысяч добровольцев, продолжает издание.

«Мы видим, что Россия, которая накануне приняла решение отправить на Украину еще 218 тысяч солдат вдобавок к ныне находящимся в этой стране 200 тысячам военных, не испытывает никаких проблем с логистикой.

 

По мнению западных аналитиков, боеприпасов США и Великобритании осталось на несколько недель, тогда как у России есть запасы оружия, которые позволят в случае необходимости воевать годами.

 

«Таким образом, по истечении восьми месяцев конфликта становится понятно, что США и их западные союзники не обладают военно-промышленным потенциалом для ведения затяжного военного конфликта», — делает вывод Sabah.

Тем не менее все-таки нельзя не признать, что США обладают большим промышленным потенциалом и, судя по тому, о чем говорилось в Галифаксе, они не намерены отказываться от своих намерений сокрушить Россию и воевать «до последнего украинца».

Владимир Малышев

Тэги: