Новости

Учителя нашего народа

В пылу избирательной борьбы 2019 г. мимо внимания украинских СМИ прошла 150-я годовщина основания Харьковского общества грамотности (образовано 24 марта 1869 г.), самого успешного в Российской империи.

Учредили его ученые с мировыми именами (физико-химик Н. Н. Бекетов,славист А. А. Потебня и физиолог В. Я. Данилевский) и две женщины-просветительницы. 15 марта этого года исполняется 100 лет со дня кончины старшей, а 7 января было 170 лет со дня рождения младшей.

4 (16) апреля 1841 г. в имении матери вблизи города Борзна Черниговской губернии родилась Христина Даниловна Журавлева. Её мать Аннета была дочерью героя Отечественной войны 1812 г. генерала Вуича, внучкой господаря Молдавии Гуки, что открыло ей дорогу в Смольный институт благородных девиц и к блестящей партии по его окончании. Но, вернувшись в родительское гнездо, она осуществила мезальянс, выйдя замуж за учителя уездного училища, отличавшегося красотой и недюжинным, но очень своеобразным умом. Особенность ума Данилы Журавлева заключалась в категорическом неприятии женского образования, вплоть до запрета обучения девочек письму и чтению. Христина Даниловна самостоятельно обучалась этому, подслушивая под дверью уроки, даваемые её братьям приглашаемым для их обучения семинаристом. Научившись читать, она тайком прошла курс гимназии по учебникам братьев (1, с. 8).

В 1862 г. она вышла замуж за Алексея Кирилловича Алчевского (1831—1901), и супруги переехали в Харьков. Этот выдающийся финансист заслуживает отдельного внимания, тут же ограничимся минимальными сведениями для понимания судьбы Христины Даниловны.

Он родился в семье мелкого торговца, окончив Сумское уездное училище, преуспел в коммерции и в ранге купца 2-й гильдии стал одним из учредителей Харьковского торгового банка (третьего в империи акционерного кредитного учреждения), в 1871 г. — учредителем Харьковского земельного банка, правление которого возглавлял до конца жизни (устав банка был написан совместно с И. В. Вернадским, отцом В. И. Вернадского, бывшим в ту пору управляющим Харьковского отделения государственного банка).

Христине Даниловне импонировали постоянное самообразование А. К. Алчевского, его забота о культурном уровне как членов семьи, так и подчиненных. По современным понятиям она была женой олигарха и могла вести беззаботную жизнь, превратив выстроенный мужем особняк в центр светской жизни (особняк этот в Харькове остался невредимым во всех перипетиях — ныне в нем размещен Дворец культуры МВД). Но она не могла забыть картину детства — рыдающую в уголке заброшенного сада маленькую девочку, лишенную права учиться, как она тогда мечтала.

В 1860 г. было издано «Положение о начальных народных училищах», давшее право создавать такие училища и частным лицам. Воспользовавшись этим, Христина Даниловна организовала в 1862 г. в Харькове первую в империи воскресную женскую школу, ставившую целью искоренение неграмотности среди женщин всех сословий, но вскоре деятельность школы по требованию губернатора была прекращена. Однако она не сдалась: в 1870 г., сдав необходимые экзамены, получила диплом учительницы народных школ и добилась возобновления работы бесплатной воскресной женской школы, позволившей более 15 000 женщин покончить с неграмотностью. Примеру Христины Даниловны последовали другие общественные деятели, открывая за свой счет народные школы.

Одной из учительниц, привлеченных Алчевской к работе в школе, была Александра Михайловна Калмыкова (в девичестве Чернова). Она родилась 7 января 1850 г. в Екатеринославе (ныне Днепр). Её родители были не столь знатными, но достаточно крупными помещиками, что открыло дорогу дочери в Мариинский женский институт.

По его окончании она была оставлена в институте в качестве преподавательницы, но, выйдя замуж в 1869 г. за судебного чиновника, дослужившегося впоследствии до ранга тайного советника, переезжала за ним по мере перемещения по службе — сначала в Симферополь, а в 1878-м — в Харьков.

В Харькове начинается ее литературная деятельность: Александра Михайловна активно публикуется в ежедневной газете «Южный край» (в 1881 г. ряд ее статей были изданы особой брошюрой «Еврейский вопрос в России», переизданной в 1882 г.). Она, как и Алчевская, активно участвовала в издании в Харькове 10-томной «Народной энциклопедии научных и прикладных знаний», а с 1884 г. в Петербурге начал выходить составленный ими трехтомный критический указатель «Что читать народу?» (Александра Михайловна вела разделы с рекомендациями по истории и географии).

12 марта 1885 г. Лев Толстой посетил Харьков, сопровождая в Ялту своего больного туберкулезом товарища князя Л. Д. Урусова. Поезд прибыл на харьковский вокзал в час дня, по тогдашнему расписанию предстояла семичасовая стоянка, и Лев Николаевич конкой отправился в здание присутственных мест к своему единомышленнику Г. А. Русанову (тот познакомил в свое время Толстого с В. Г. Чертковым, ставшим помощником Льва Николаевича, фактически руководителем издательства «Посредник»). Весть об этом посещении быстро разнеслась по городу, Христина Даниловна и Александра Михайловна, уже знакомые со Львом Николаевичем, прибыли на вокзал для согласования планов работы по написанию и изданию книг для народа.

Возвращаясь из Крыма, Лев Николаевич не планировал встречи «с дамами» (он опустил в Лозовой 22 марта письмо к Калмыковой, извиняясь за то, что не известил её о дате возвращения). Но она проявила настойчивость, ежедневно являясь на вокзал к моменту прихода крымского поезда, и настояла на сопровождении его до Орла этим же поездом. Состоялся такой диалог: «Я как раз этого и боялся, а потому не писал Вам. Не будет ли это шокировать многих, если узнают о нашей поездке».

«Я чрезвычайно удивилась и сказала: Ведь мы, кажется, не в таком возрасте да и не из такой среды, чтобы нас могли заподозрить в чем либо» (2, с.58).

В этой поездке она познакомила Льва Николаевича с рукописью своей книги «Учитель греческого народа Сократ». Замысел книги его очень заинтересовал, и в начале 1986 г. издательство «Посредник» выпустило её под названием «Греческий учитель Сократ» без указания (по обоюдному желанию авторов) их имен на титульном листе.

Софья Андреевна Толстая, обладавшая литературным чутьем, считала написанные Александрой Михайловной главы «удачнее и лучше» (2, с.59).

В 1886 г. Александра Михайловна переезжает в Петербург в связи с назначением мужа главой департамента Сената, её пути с Христиной Даниловной расходятся.

Христина Даниловна на основе сочинений учениц воскресной школы пришла к выводу, что издаваемые «Посредником» переделанные для достижения их большей доступности классические произведения достигают обратного, и в предисловии к 3-му тому указателя писала:

«Мы силились доказать, что для читателя-простолюдина не следует сочинять каких-либо особенных книжонок и что ему доступно все великое, прекрасное, талантливое в нашей общей литературе» (2, с.45).

Ныне же «лубок» замещен комиксами литературных шедевров, и на этом делают бизнес!

А эта деятельность Алчевской была высоко оценена — в 1898 г. Христина Даниловна стала вице-президентом Международной лиги образования.

24 февраля 1901 г. «Определением священного синода» Лев Толстой был отлучен от церкви. Это событие имело долгую предысторию. То, что под именем «образцового злодея», обер-прокурора синода Топорова в «Воскресении» был выведен К. П. Победоносцев, ни для кого не было секретом. И харьковское духовенство бросилось на защиту своего патрона — расправу с великим писателем решили представить как волеизъявление оскорбленных в своих чувствах миллионов верующих. Еще на выход в свет первого тома «Что читать народу?» харьковский журнал «Благовест» откликнулся рецензией, акцентируя внимание на том, что в его литературном отделе составительница (т. е. Алчевская) рекомендует вредные для нравственности сочинения, начиная с «атеиста Льва Толстого» (2, с.50).

А произнесенное 2 марта 1890 г. в Харьковском кафедральном соборе «Слово», посвященное первой годовщине царствования Александра III, называлось «О лжеучении графа Л. Н. Толстого» и завершалось призывом к императору «пресечь это зло», ибо, разлившись, «сколько бед принесет оно». Но император воспротивился этому, не желая «прибавлять к славе Толстого мученического венца» (2, с.129). Лишь после смерти Александра III создались условия для реализации плана, протоиерей Т. И. Буткевичвозобновил призывы, «заслуга» же составления «Определения...» принадлежала архиепископу Амвросию.

Но, как и полагал Александр III, отлучение стало бумерангом — 25 марта 1901 г. составлено красочно оформленное приветствие «Л. Н. Толстому по случаю отлучения его от церкви от харьковцев», среди 242 подписей видим и подписи членов Харьковского общества грамотности (почетным членом общества Толстой был избран 9 мая 1893 г.).

Для Христины Даниловны 1901 г. был трагическим: 7 мая на Царскосельском вокзале оборвалась жизнь Алексея Кирилловича, ехавшего на прием к царю с просьбой о кредитах из-за трудностей неконкурентной борьбы (он числился финансовым советником царя). Обесцененные акции его предприятий были скуплены иностранными фирмами.

 

Российские промышленники добились переименования поселка Юрьевка в Алчевск, но его особняк пришлось продать за долги. Христина Даниловна переселилась в скромную квартиру, что лишь усилило ее просветительное подвижничество. В 1903 г. на Конной площади Харькова был открыт построенный на средства Харьковского общества грамотности Народный дом, Христина Даниловна первой передала в его библиотеку свою с мужем подборку книг. В дальнейшем библиотека Народного дома положила основу фондам Харьковской научной библиотеки им. В. Г. Короленко.

Христина Даниловна стала автором методики обучения чтению людей, потерявших зрение. Одним из ее учеников был дед моей жены Авраам Стефанович Колот, селянин из Балаклеи, потерявший зрение на галицийском фронте в 1914 г.

А Александра Михайловна по приезде в Петербург продолжила педагогическую деятельность в воскресных школах для рабочих и сотрудничество с «Посредником», помещая в издаваемых им книгах для чтения взрослых ряд своих произведений.

Ей часто приходилось оппонировать Льву Николаевичу, нетерпимо относившемуся к умственному труду: она опиралась на опыт работы «Братства», основанного В. И. Вернадским и его друзьями по университету с их женами, членом которого стала и она.

В начале 1890 г. она стала владелицей книжного склада — поставщика литературы для школьных и народных библиотек. Склад этот стал явкой социал-демократов, и Александра Михайловна в 1901 г. была выслана за границу. По возвращении она пользовалась уважением как социал-демократов, так и либералов. После революции работала в Наркомпросе, продолжая там методическую деятельность (3).

Некрологи ей посвятили как Н. К. Крупская, так и член «Братства» академик С. Ф. Ольденбург, ставший непременным секретарем Академии наук с 1904 г.

Похоронена Александра Михайловна в Детском Селе Петрограда. Народный дом Харькова сгорел в годы гражданской войны, но на его месте в 1931 г. возвели Дворец культуры Харьковского электромеханического завода.

Ныне каких только офисов в нем нет: не видно лишь культуры! Пора создавать новое общество содействия грамотности — грамотности экологической, но это, как принято говорить, совсем иная тема. Отметим лишь, что редакция «2000», возглавив работу по его созданию, достойно увековечит память своего первого главного редактора.

1 Алчевская Х.Д. Продуманное и пережитое. — М. 1912.

2 Гомон М.Л. Л.Н.Толстой и харьковчане. — Х.: Основа, 1993.

3 Калмыкова А.М. Мировая художественная литература как учитель жизни юных поколений ХХ века. — Пг., 1920.

Игорь ПОДДУБНЫЙ